Звуковая культура речи - широкое и своеобразное понятие, включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, двигательные навыки в процессе разговора) о строе языка, о его законах. |
Составные компоненты звуковой культуры |
Речевой слух | Речевое дыхание |
Особенности освоения звуковой стороны языка детьми дошкольного возраста |
Усвоение звуковой стороны языка происходит постепенно |
|
В каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи |
|
Неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове; нечеткая, быстрая речь у детей дошкольного возраста объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата |
|
Речевое дыхание поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз (особенно у младших дошкольников) |
Задачи звуковой
Культуры речи
Формирование правильного звукопроизношения | Воспитание орфоэпически правильной речи |
Формирование выразительности речи |
Выработка дикции |
Воспитание культуры речевого общения |
Формирование фонематического слуха |
приемы воспитания звуковой культуры речи | Образец правильного произнесения |
Утрированное произнесение звука |
Образное называние звука |
Хоровые и индивидуальные повторения |
Обоснование необходимости выполнить задание педагога |
Индивидуальная мотивировка задания |
Сопряженная и отраженная речь |
Образная физкультурная пауза |
Показ (и объяснение) артикуляции звука |
Особенности построения занятий по воспитанию звуковой культуры речи
Младшая, средняя группы | | Старшая, подготовительная к школе группы |
Четыре этапа работы | | Три этапа работы |
Этап I.Показ (и объяснение - в средней группе) артикуляции звука. Многократное произнесение изолированного звука воспитателем и детьми | Этап I.Дифференциация изолированных звуков и в слогах |
Этап II.Воспитание правильного произношения звука в слогах | Этап II.Дифференциация звуков в словах |
Этап III.Воспитание правильного произношения звука в словах | Этап III.Дифференциация звуков во фразовой речи |
Этап IV.Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи |