Качественный звуковой состав слова

Норма определяет, какие именно звуки входят в данное слово. На­рушение нормы в этом случае выглядит как замена одного звука дру­гим.

Мена твердых и мягких согласных

Чаще всего нормы употребления твердых и мягких согласных нарушаются перед гласным звуком [э]. Ис­конно в русском языке перед этим гласным произносились только мяг­кие согласные. Но появление заимствованных слов, а в двадцатом ве­ке аббревиатур привело к тому, что перед [э] стали произноситься и твердые согласные: мэр, пэр, сэр, ТЭЦ, ГЭС.

Никаких нарушения нормы не было бы, если бы в нашей орфографии закрепилось строгое употребление буквы Е после парных мягких со­гласных (мера) и буквы Э после парных твердых (мэр). Однако этого не случилось. В заимствованных словах, как правило, употребляется буква Е: тезис, стенд, техника. Поэтому приходится просто помнить, что в одних случаях эта буква обозначает гласный [э] и мягкость предшествующего согласного - [т’э]хника, а в других - только глас­ный [э] – [стэнт].

И опять можно было бы поднапрячься и заучить произношение этих слов, да вот беда - в языке продолжает действовать тенденция смяг­чать парные согласные перед [э]: не один раз звучало по радио [г’эс] - ГЭС, что уж говорить про [т’эмпы] и [т’эрмъсы].

В результате норма произношения отдельных слов колеблется. Например, произношение [сэ]ссия сегодня уживается с вариантом [с’э]ссия, а еще несколько лет назад обязательное мягкое прог[р’э]сс сегодня уже соседствует с твердым прог[рэ]сс.

Таким образом, налицо колебания нормы. А где такие колебания есть, возникают и нарушения, когда смягчается то, что должно про­износиться твердо, и, напротив, твердо произносится то, что должно смягчаться:

Задача - не потерять набранные [т’э]мпы. - Норма: [тэ]мпы ;

Это не совсем правильный [т’э]зис. - Норма: [тэ]зис;

Этот иронический [д’ьт’иэ’]ктив отразил фантасмагорию нашей жиз­ни. — Норма: [дэтэ]ктив.

Поскольку смягчение согласных перед звуком Гэ] - это тенденция современного языка, подобное произношение кажется допустимым и в ряде случаев не вызывает немедленной негативной реакции. Представ­ляется, что против [т’э]мпа или [т’э]рмоса вообще никто сегодня не будет бурно протестовать, хотя произношение [т’эст] вместо [тэст] или компью[т’ь]р вместо компью[тър] пока еще воспринимается как необычное. Но, повторим, наша снисходительность обусловлена именно тем, что многим из этих слов суждено нормативное мягкое произношение согласного перед [э].

Совсем иное дело обратная мена:

Окна заколочены фа[нэ]рой ; Это очень компе[тэ]нтный руководи­тель; Ароматы лечат многие не'дуги и вку[пэ'] с другими методами да­ют хорошие результаты (в последнем случае норма: неду'ги, вку'[п’ь]).

Это произношение выглядит манерным, таким «культурным-культур­ным». Оно называется гиперкорректным, говорящие при этом «не зна­ют, где границы закономерности, и перебарщивают в приверженности к ней» [Панов 1990: 18]. Вместе с тем, как уже было видно по слу­чаю прог[р’э]сс - прог[рэ]сс, твердое произношение может закреп­ляться нормой. Например, словари сейчас допускают произношение фла[нэ]ль, хотя ранее одобрялось только мягкое фла[н’э]ль. Но вот произношение ши[нэ]ль по-прежнему нежелательно.

Эти капризы живого языка делают данное явление сложным, поэтому «службе языка» в редакции остается только следить за прямым эфиром и словарями и фиксировать устойчивые и колеблющиеся нормы, чтобы можно было давать рекомендации журналистам и вносить поправки в редактируемые материалы.

Все другие случаи ненормативной мены твердых и мягких согласных гораздо менее распространены, а самое главное, представляют собой гораздо более грубое нарушение нормы, чем рассмотренное явление.

Под влиянием аналогии с формами «взыграть», «взыскать» возника­ет произношение «взымать» (норма: взимать): Они занимаются трудо­устройством, но без вэымания оплаты за эту услугу (еще одна ошиб­ка в этом высказывании, которую можно исправить так: «оплата услу­ги» или «плата за услуги», здесь лучше последнее).

Под воздействием письма или в результате диалектного влияния происходит передача мягкости [т’] в инфинитиве возвратных глаго­лов: Больные могут обраща[т’]ся по этому телефону. Сравните также странную контаминированную форму: Думаю, Голованову уда[с’т’с’ъ] отстоять этот закон (произошла контаминация, то есть смешение двух форм: будущего времени «удастся» и инфинитива «удаться», в котором [т’] произносится мягко по указанным выше причинам).

В одной из передач Свердловского областного радио и журналист, и его герой говорили так: В магазине [р’э]зетки, соль, спички. По­нятно, что произносился мягкий согласный [р’], а после него вместо [о] закономерно появляется звук [э]. Мы рассматриваем этот случай, во-первых, потому, что так говорят двое, а во-вторых, потому, что автор с детства слышал в уральской диалектной речи слово «резеточка» (вид посуды, розетка), так что мы имеем дело не с индивидуаль­ным дефектом, а с влиянием местного произношения.

Мена глухих и звонких согласных

Редко, но отмечается ненорма­тивная мена глухих и звонких согласных: Такое заявление делать ди­ректора заставляют не политические дивиденты (по-видимому, влияет аналогия с формами типа «комплименты», «абонементы»).

Прочие мены согласных

Очень часто наблюдается произношение глаголов «облегчить», «смягчить» не с сочетанием [хч], как требует норма (от «легкий», «мягкий», где произносится [хк]), а с сочета­нием [кч], видимо, под влиянием письма: Этот режиссер не думает о том, чтобы обле[кч]ить жизнь зрителю.

Время от времени фиксируется произношение местоимения «нечто» с сочетанием [шт]: Предпринимателями движет не[шт]о иное. Говоря­щий в этом случае ставит данное местоимение в ряд «что», «ничто», в которых по норме нужно произносить [шт] (но: не[чт]о).

Мена согласных иногда наблюдается в слове «почтамт»: Коммунисты, как обычно, отправятся на площадь от почтампа. — Конечный согласный изменяется в результате ассимиляции: он уподобляется предше­ствующему по месту образования (вместо сочетания «губной + зубной» возникает сочетание «губной + губной»).

Мена гласных звуков под ударением

Нарушаться звуковой состав слова может и за счет мены гласных звуков. Под ударением часто не­правильно употребляются звуки [э] и [о] после парных мягких и по­сле шипящих согласных. Общеизвестно произношение «афёра», «опёка», «своёй», «ничьёй», вместо «афера», «опека», «своей», «ничьей».

Начиная с ХII в. и примерно до ХV-ХVI вв. в русском языке дейст­вовал фонетический закон перехода звука [э] в звук [о] под ударе­нием после мягкого согласного перед твердым согласным: [н’эс] —> [н’ос]. В ряде случаев перехода не было. Если звук [э] развился на месте звука, обозначим его условно, "ять", мы и до сих пор про­износим [э] под ударением после мягкого согласного перед твердым: лес, хлеб, мел, нет, белый, свет, дело и др. Перехода также не было, если слово заимствовано из старославянского языка или если на произношение слова повлиял церковнославянский язык: плен, на­дежда, одежда, прежде, крест, небо, перст и др. [См.: Иванов 1964:189-197].

Как видим, издавна в языке сложилось так, что в одной и той же позиции в одних словах произносился звук [э], а в других - [о]: «хлеб», но «мёд», «мел», но «мёл», «небо», но «нёбо». Положение стало еще запутаннее, когда в русском языке появились заимствова­ния, в которых в той же позиции нужно было выбирать [э] или [о] в соответствии с языком-источником: а[ф’э]ра из франц. аffаiге «дело» [аффэ'р]; ма[н’о]вр из франц. manœvre [манöвр]; грена[д’э]р из франц. grenadier [грэнадье']; о[п’э]ка из польск. орiеkа [опе'ка].

В современном русском языке нет никаких внутренних оснований для различения того, в каком слове нужно в данной позиции произно­сить [о], а в каком [э]. Только традиция, языковые навыки, указа­ния словаря. А в таких условиях лишь . в центре поля этих слов нор­ма соблюдается строго. Действительно, никто не говорит: «принеси мне кусочек мёла или хлёба», «купи баночку [м’э]да». Но на пери­ферии группы колебания возникают постоянно, тем более что этому содействует целый ряд факторов.

Во-первых, у нас не привилось последовательное употребление бук­вы Ё. Если бы мы всегда читали и всегда писали «манёвры», «белёсый», «блёклый», «жёлчь» и рядом «опека», «афера», «гренадер», мы и в произношении были бы последовательны.

Во-вторых, мена этих звуков в большинстве случаев не влияет на смыслоразличение. Скажем ли мы «манёвр» или «маневр», «опека» или «опёка», наш собеседник поймет высказывание без всяких затрудне­ний. В свое время по экранам прошел фильм «Афера». По всему Екате­ринбургу красовались афиши, на которых огромными буквами было на­писано «Афёра». Можно с уверенностью сказать, что ни один человек не решил, что это нечто иное, а не добрая старая «афера».

В-третьих, словообразование и словоизменение постоянно сталки­вают эти звуки в данной позиции и создают ловушки для нашей памя­ти: нужно говорить «мёртвый», но «мертвенный», «крестный ход», но «крёстный отец», «крёстная». В склонении местоимений издавна суще­ствовало и существует в говорах сейчас влияние твердого варианта склонения на мягкий вариант, поэтому произношение «всёй», «твоёй», «чьёй» (как «той», «какой) вполне в духе языка [См.: Иванов 1964: 335-336].

Учитывая все сказанное, можно задаться вопросом: из-за чего ломать копья? Если на смыслоразличение это явление почти не влия­ет, если некоторые нормативно закрепленные случаи даже противоре­чат языковой тенденции, то стоит ли волноваться, пусть каждый го­ворит так, как ему хочется? Но это «пусть» противоречит принци­пам функционирования литературного языка, который обладает фикси­рованной, культурно закрепленной нормой. Здесь вступает в дейст­вие культура речи, наше эстетическое чувство. Вот несколько слу­чаев, которые отвергаются не только нормой, но и нашим эстетичес­ким восприятием языка. Согласимся, что просто некрасиво говорить вот так:

Лестницей для поджигателей послужил водосточный [жэ]лоб; Театр приглашает на премьеру искро[м’э]тной оперетты; Имеются в эконо­мике такие всплёски; Предавая земле останки убиённых, мы искупа­ем вину своих предков; Снег падает, как мёртвенная глыба.

И хорошо бы запомнить, что надо говорить «голо[в’э]шка», «о[с’э]длый» и что все еще предпочтительно произношение «недоу[м’э]нный».

Мена безударных гласных

Нормативность звукового состава слова может нарушаться и за счет безударных гласных. Мы рассмотрим сле­дующие случаи.

1. Приведем вначале примеры:

Сообщаем телефон первоуральского к[а]рпункта; Будут показаны знаменитые [а]стросюжетные фильмы; Проводится фестиваль в честь ст[а]пятидесятилетия со дня рождения Римского-Корсакова.

Этот случай стоит как бы на границе между данным и предшеству­ющим разделами изложения. Выделенные позиции говорящий воспринима­ет как безударные и поэтому произносит на месте [о] звук, близкий к [а]. По норме же на данные слоги падает дополнительное ударение. Поэтому в них нужно произносить звук [о]: к[о']рпу'нкт, [о']стросю­же'тный, ст[о']пятидесятиле'тие [См.: Граудина и др.1976: 268-269].

2. Снова вначале материал:

Дети учатся готовить самое [а]лементарное; В нашем движении специалисты в области [а]кологии, медицины, образования. А на эк­ране одного из телеканалов г. Екатеринбурга о выступающем было даже написано: антамолог (поскольку речь шла о комарах, в виду явно имелся энтомолог, то есть человек, изучающий насекомых).

В современном русском языке существует тенденция дефонологизации безударных гласных, попросту говоря, в безударном положении мы склонны различать все меньше и меньше гласных звуков. Не слу­чайно зафиксировано произношение град[ъ]сов, то есть редукция не только заударных [а] и [о], но и [у]. Однако в начале слова на месте безударного [э], как указывает «Русская грамматика», нужно произносить [ыэ] – «звук непереднего ряда, средний между Ы и Э» [Русская грамматика 1980 т.1: 25, 26]. Поэтому отраженное в приме­рах произношение следует считать неправильным. Вероятно, проявление указанной закономерности можно усмотреть в произношении [э]нтеграция (Основная тенденция сейчас - [э]нтеграция), если только это не индивидуальный произносительный дефект.

Ударение

С ударением связано наибольшее количество ошибок в произноше­нии слов. Это обстоятельство объясняется характером ударения в русском языке. Оно разноместное и подвижное, то есть, во-первых, его место не закреплено за каким-то одним слогом в слове, напри­мер, за первым, последним или предпоследним, а во-вторых, оно спо­собно падать на разные слоги в формах одного и того же слова.

Неподвижное ударение

Ошибка может заключаться в том, что в слове с неподвижным ударением на том или ином слоге оно перено­сится на другой слог, по-прежнему оставаясь неподвижным. Например, слово «пе'ня» во всех формах произносится с ударением на первом слоге. Но вот на протяжении всего двух дней разные люди на разных каналах радио произнесли его так: Пеня' - пятьдесят-шестьдесят процентов; По сравнению с пенёй эти счета выгодны; Это дало возможность остановить начисление пени'. Мы видим, что место ударения изменилось: оно падает сейчас не на корень, а на окончание. Но оно остается неподвижным, то есть в разных формах падает на второй слог (скорее всего эти люди и в винительном произнесут: пеню').

Слова, однотипные по морфемной структуре, в русском языке могут иметь разное ударение: наме'рение, но разруше'ние; крестья'нин, но дворяни'н; облегчи'ть, но объе'здить; досу'г, но до'ступ; посу'л, но по'ступь ; неду'г, но не'мочь, не'уч. Слабое владение нормой, быстрый темп речи и множество других причин приводят к смешению моделей ударения:

Планируются провокации, имитирующие разру'шение селений и жилищ; Подписаны договора' о намере'ниях ; Надо создать крестьяни'ну нормальные условия работы; Эти люди призваны обле'гчить положение стариков; Используется пере­вод инвалидов на обле'гченные виды работы; Была система организа­ции до'суга нашей молодежи; Надо посмотреть на дела, а не на те обе­щания и по'сулы, которые дает человек; Он не смирился с не'дугом.

На перенос ударения может повлиять сближение с родственными словами: Кому-то из да'внишних хозяев кабачка пришла мысль брать автографы у знаменитых посетителей (норма: давни'шний. Влияние: да'вний).

Особенно много ошибок в произношении заимствованных слов, причем вовсе не обязательно новых для нашего языка. Традиционны ошибочные ударения в словах: диспансе'р, катало'г, кварта'л, экспе'рт (и произ­водных):

Нужен ремонт туберкулезного диспа'нсера; В помощь вам красочные ката'логи; Мы поставили задачу в первом ква'ртале этого года начать до'бычу бокситов; Центр инновационного бизнеса может служить э'кс­пертным центром.

Десятилетиями все справочники твердят нам о норме произношения этих слов. И кто знает, может быть, хотя бы о части из них словарь в конце концов скажет что-то вроде: «экспе'рт, допустимо э'ксперт», как смирился он с огласовками «ми'зерный» или «ко'лледж». Только од­но, по-видимому, может помешать такому исходу борьбы вариантов – печать безграмотности, низкого уровня речевой культуры. Например, вряд ли произношение «ква'ртал» будет признано как допустимое, на­столько грубо просторечным оно выглядит сегодня, недаром в выска­зываниях рядом с ним часто оказываются и другие погрешности, срав­ним «до'бычу» в приведенном примере или ненормативную форму поряд­кового числительного в следующем: Отчет за первый ква'ртал будет первого марта двухтысячепервого года.

Не удивительны ошибки в произношении слов, которые недавно начали входить в широкий оборот и звучать в эфире: Английская газета опубликовала материал о контактах команды с бу'кмекерским синдика­том, говорилось, что были оплачены го'лы (норма: букме'кер «держатель тотализатора», букме'керский, кроме того: голы'/. Много ли по нашему радио и телевидению двадцать лет назад говорилось о букмекерах и то­тализаторах? Ясно, что общество учится произносить новые слова в течение какого-то времени, и в этот период погрешности неизбежны.

Наверное, той же возросшей частотой употребления можно объяснить следующие колебания: Апокали'псис проблемы «две тысячи» взбудоражил всех (норма: апока'липсис) ; Неизбежный итог такого хозяйствования – экологический ко'ллапс (норма: колла'пс) ; Я беседую с му'ллой этой мечети (норма: мулла'). Десятилетие назад эти слова почти не звуча­ли в эфире. Сейчас, когда любая предвыборная кампания превращается в фильм ужасов, а также когда возрастает тяга общества к вечным ценностям, в том числе и религиозным, перечисленные слова вошли в активный лексикон каждого человека, во всяком случае такого, кото­рый может получить доступ к микрофону. И эта массовость употребления, как видим, немедленно сказывается на нормах ударения.

Отражая российскую трагедию, стало высокочастотным слово «наркомания», и, вероятно, под влиянием профессиональной речи возни­кают колебания в произношении: Наркомани'я становится серьезной проблемой. Сравним также: Аппарат применяется при всех аномали'ях позвоночника (норма: анома'лия).

Наконец, нередки погрешности в словах, частотность которых не меняется и колебания в произношении которых не были распростране­ны. Просто перед микрофоном оказались люди, которые произносят эти слова с ошибкой: Мы желаем вам праздничного настроения под бра'вурные звуки «Марша энтузиастов» (норма: браву'рные; может быть, говорящий связывает «бравурный» и «бравый», «браво»); Па­дение московской фарма'ции объясняется в статье еженедельника (нор­ма: фармаци'я «фармацевтика»; вполне возможно, что у говорящего смешались «фармация» и «формация») ; Они внимательно следят за всеми перипи'тиями футбольных баталий в Лондоне (норма: перипети'я; очевидно, что говорящий не знает, как пишется это слово - знающие написание произносят по-другому: Несмотря на все перипе'тии, город закончит эту стройку. И на то, и на другое произношение, наверное, повлияло сближение этого слова с приставочными образованиями типа «перемирие», «перекрытие»); Всем ката'рсиса! (кокетливо пожелал сво­им слушателям один из ведущих «Четырех четвертей» на «Радио России». Норма: ка'тарсис. Трудно сказать, что повлияло на такое произноше­ние. Может быть, человек просто не знает нормы, а может быть, в спонтанной речи сказался привычный мелодический и ритмический ри­сунок многих пожеланий типа «всем спасибо», «всем здоровья!», «всем успехов!», то есть - - -, а не - - -.

В отношении ударения очень часто не везет словам, связанным со сферой православной религии. Важная тема становится темой мод­ной, а о модных предметах говорится часто, но без должной квали­фикации, в том числе и речевой:

Здесь представлена сцена из тайной вече'ри (норма: ве'черя) ; Литургия будет посвящена страстной се'дмице (норма: седми'ца) ; Нач­нется всено'щное бдение (норма: все'нощное) ; Началась стра'стная не­деля (норма: страстна'я) ; Людям хотелось хоть еловую ветвь над хра­ми'ной своей поставить (норма: хра'мина). Видимо, по причине гиперкорректности возникают и такие произношения: Особым гре'хом счита­лось съесть до второго Спаса яблоко (норма: грехо'м) ; Он заверил, что чек пойдет на бла'гое дело (норма: благо'е).

Как это видно в случае «страстная неделя», перенос ударения может препятствовать различению значений: Об этом сообщается в «Повести вре'менных лет» (норма: временны'х).

Подвижное ударение

Имена

Прежде всего мы рассмотрим нарушения норм подвижного ударения в именах, главным образом в именах существи­тельных.

1. Неподвижное по норме ударение может в именах заменяться ненормативным подвижным. Обратимся к случаям, когда погрешности возникают под влиянием языковой тенденции развития склонений. Ошиб­ки здесь многочисленны, а отклонения постепенно, но упорно отвое­вывают одну позицию за другой и переходят на положение допустимых вариантов. В первую очередь такого типа ошибки наблюдаются в име­нительном падеже множественного числа, где не до конца осуществи­лась языковая тенденция объединения склонений во множественном чи­сле (сравним дательный, творительный и предложный падежи, где по­давляющее количество существительных имеет одинаковые окончания независимо от рода). Наибольшей активностью в именительном множе­ственного числа обладает окончание -а, которое в ряде случаев вы­тесняет окончание -ы. Таково, например, знаменитое «договора'», где окончание -а уже признано допустимым, наряду со строго нормативным «догово'ры». Влияние данной тенденции может сказываться и чисто фо­нетически, как. перенесение ударения на окончание -а при норматив­ном неподвижном ударении на основе. Примером здесь может служить популярнейшее, однако ненормативное «средства'» при норме «сре'дства».

За этой формой ударение переносится на окончание и в других формах множественного числа: Мы поможем в мобильных средства'х, чтобы пре­кратить торговлю наркотиками (норма: сре'дствах). Тот же процесс наблюдается и в других словах: Они подают себя как деятелей, мо­гущих делать блага' населению (норма: бла'га) ; Были объединены об­щества' «Буревестник», «Зенит» и другие (норма: о'бщества; перенос ударения на окончание отразился на форме родительного множествен­ного: Мы отмечаем создание новых обще'ств, клубов. Нужно: о'бществ).

В ряде случаев можно усмотреть влияние аналогии. В следующем примере источник аналогии присутствует в самом высказывании: Реша­ется вопрос о поставках угля' и мазута' (норма: мазу'та ; скорее всего это аналогия с предшествующим «угля'»). В других примерах можно ви­деть влияние модели, но не конкретных слов: Здесь у нас отдел бель­евого трикотажа' (норма: трикота'жа; аналогия с формами типа «гара'ж-гаража'») ; Так говорят только снобы' (норма: сно'бы; аналогия со «столб-столбы'») ; Это небольшие хлебцы' в виде птиц - жаворонков (норма: хле'бцы; аналогия с «голубец-голубцы'»).

2. Переходим к анализу погрешностей, которые заключаются в том, что нормативное подвижное ударение заменяется ненормативным непо­движным. Есть существительные, у которых в единственном числе уда­рение падает на основу, а во множественном - на окончание: том, то'ма – тома', томо'в. Ошибка состоит в том, что ударение стано­вится неподвижным, во всех формах оставаясь на слоге основы: У нас тепловые ша'ры тоже делают (норма: шары') ; На Западе полет на воздушных ша'рах - повальное увлечение (норма: шара'х) ; На Западе происшествия с воздушными ша'рами встречаются чаще, может быть, по­тому, что там не умеют падать (норма: шара'ми).

Другая модель ударения - передвижение его с основы на окончание в косвенных падежах множественного числа: до'ля, о до'ле – до'ли, о доля'х. Нарушение нормы сказывается в том, что в этих падежах уда­рение переносится на основу: Дума двумя тре'тями голосов может принять документ (норма: третя'ми).

Еще одна модель ударения характеризуется тем, что в единствен­ном числе винительный падеж отличается по месту ударения от дру­гих падежей: вода', воды', во'ду. Ошибочно он может по этому призна­ку выравниваться с остальной парадигмой: Это человек, знающий цену' миру (норма: це'ну).

3. Отметим случаи, когда подвижное ударение одного типа заменяется подвижным же, но иного рисунка: Проект соглашения между сто'ронами конфликта в Косово отклонен (норма: сторона'ми).

Наконец, обратим внимание на сочетание некоторых существитель­ных с числительными два, три, четыре: два часа'. И.Г.Милославский предлагает даже выделять особый счетный падеж [Милославский 1981:76], поскольку форма часа' в сочетании с числительным не совпадает с формой родительного падежа в сочетании, например, «у меня нет и ча'са свободного». Происходит это потому, что в соединениях с числительными до наших дней сохранилась форма двойственного числа [Иванов 1964: 331]. В телерадиоречи наблюдается утрата этих форм: Прошло два ча'са. Такое ударение ненормативно.

Тем же стремлением к унификации форм по месту ударения объясня­ются ошибки в произношений кратких прилагательных: Вы правы' (нор­ма: пра'вы; влияние формы «права'»)

Глаголы

Нормы подвижного ударения часто нарушаются в формах глагола.

Начнем с инфинитива: Приглашаем всех при'нять участие в этой ярмарке вакансий (норма: приня'ть; грамматическая аналогия с фор­мами «при'нял, при'няли»); Это не помешало ему за'нять первое место (норма: заня'ть; влияние форм «за'нял, за'няли»).

Прошедшее время. Здесь, как и в кратких прилагательных, сказы­вается стремление унифицировать формы по месту ударения: Комиссия при'няла этот проект за основу (норма: приняла' ; аналогия с «при'нял»); Сон с него как рукой сняло' (норма: сня'ло; аналогия с «сняла'»); Надо, чтобы люди поня'ли ситуацию (норма: по'няли; аналогия выходит за рамки парадигмы прошедшего времени: поня'ть); Этот процесс на'чался давно (норма: начался'; аналогия выходит за рамки парадиг­мы данного глагола: на'чал).

Бывает и так, что неподвижное в рамках форм прошедшего времени ударение смещается под влиянием форм другого времени этого же гла­гола: Они вло'жили в это мероприятие около восьми миллионов рублей (норма: вложи'ли; аналогия с «вло'жит, вло'жим»).

В настоящем и будущем простом времени может возникать перемеще­ние ударения, хотя по норме глагол имеет ударение неподвижное: Он зво'нит в редакцию (норма: звони'т; влияние другой модели ударения типа «люби'ть, люби'л – лю'бит, лю'бим»). Может быть и обратный про­цесс, когда увеличивается количество форм, одинаковых по месту ударения: Местные электрики объяснить ситуацию не торопя'тся (норма: торо'пятся; аналогия с «тороплю'сь, торопи'ться, торопи'лся, торопя'щийся, торопи'вшийся»).

Из деепричастий отметим только «па'мятуя». Оно употребляется го­раздо чаще, чем глагол «па'мятовать» и, видимо, поэтому начинает произноситься с другим ударением: Пирс Броснан согласился побеседовать с нашим корреспондентом, памяту'я о давней дружбе с «Комсомолкой». Смещение ударения, наверное, вызывается сближением с более обычной огласовкой формы: организу'я, лику'я, критику'я, кре­диту'я и прочее.

Причастие. В спонтанной речи активнее всего проявляют себя страдательные причастия прошедшего времени, в которых и наблюда­ется наибольшее количество ошибок. Во-первых, в ряде случаев про­исходит смещение ударения на корень или ближе к корню: Здесь люди будут восстанавливать здоровье после перене'сенных заболеваний (норма: перенесённых; аналогия с «перенёс»); Отряд был хорошо экипи'рован (норма: экипиро'ван, от глагола «экипирова'ть»; аналогия с формами типа: «проанализи'рованный», «откорректи'рованный»).

Во-вторых, наблюдается противоположное явление - перенос ударения с корня на аффикс: Дворянство и буржуазия Австро-Венгрии были уравнены' в правах (норма: ура'внены; возможно влияние форм «уравня'ть, уравня'л», где место ударения иное, но все-таки не на корне); Материал называется «Модель про'игранного матча» (норма: прои'гранного; наверное, расстроенный говорящий думал не столько о причастии, сколько о про'игрыше).

Как и в личных формах прошедшего времени, в кратких страдатель­ных причастиях прошедшего времени ошибки в ударении могут возни­кать под влиянием форм женского рода: Были приняты' важные реше­ния (норма: при'няты; аналогия с «принята'». В свою очередь форма эта испытывает перемещение ударения под влиянием форм «при'нят, при'нято» и произносится часто так: при'нята).

По поводу действительных причастий настоящего времени отметим часто употребляемую форму «могу'щий» с неправильным ударением: Это от них, не мо'гущих найти заработок, уходят жены «конечно, влияет форма «мо'гут», для запоминания нормы можно учесть, что русское соответствие этого старославянского заимствования - прилагательное «могу'чий», которое никто не пытается произнести как «мо'гучий»).

Из действительных причастий прошедшего времени особо выделим форму «уме'рший», которую под влиянием форм «у'мер, у'мерли» очень часто произносят неверно: Я предлагаю у'мерших почтить минутой молчания.

Как показывает наш материал, погрешности фонетического уровня, чаще всего не затрудняя понимания, снижают культурно-речевые ха­рактеристики выступления и тем, безусловно, наносят ущерб имиджу говорящего. Редактор не может вмешаться в текст, звучащий в пря­мом эфире, но он имеет возможность влиять на уровень культуры ре­чи сотрудников редакции. Журналисты же, в свою очередь, могут пре­дотвратить проникновение в эфир хотя бы некоторых фонетических по­грешностей в речи своих собеседников, тем или иным способом устраняя ошибки, выявившиеся в предварительных разговорах.

& Упражнения к разделу 2.2.1.

Задание № 1. Объясните ошибки в произношении согласных звуков.

1.В докладе были константированы определенные успехи предприятия. 2. Старец Захария очищал от грехов страждующих. 3. Мы бо­ремся с преступлениями, которые представляют серьезную опаснось для общества. 4. Это было выступление от экатеринбургской эпархии. 5. Подход к этому вопросу должен быть адеквантен положению дел с криминалистикой. 6. И наш весенний славный праздник должен удасться на славу. 7. Вчера на экранах трех программ мы видели такую вахканалию! 8. В школе оборудован компью[т’е]рный класс. 9. Луч света начинает пробива[т’]ся в тяжелейшей проблеме жилья. 10. В Уфе произошло беспрецендентное событие.

Задание № 2. Объясните ошибки в произношении согласных звуков.

1.На фа[нэ]рном комбинате сейчас каникулы из-за нехватки средств. 2. Управление должно быть компентентным. 3. Лучше слова не приду­мать, и пыта[т’]ся не стоит. 4. У нас есть договоренность с почтампом. 5. Я помню время, когда строился городок ко[т’]еджей. 6. Передача посвящена выдающемуся итальянскому Гтэ]нору. 7. Собра­но по двадцать це[нт]еров зерна. 8. Белый «кадиллак» в сопровожде­нии экскорта. 9. Во многих случаях одежда была единственным сред­ством [эд'и]нтификации погибших. 10. Дело может быть пренцедентным, мы пытаемся создать пренцедент, чтобы торгующие организации знали, чем может обернуться дело.

Задание № 3. Объясните ошибки в произношении гласных звуков.

1. Это суперсовремённое медицинское учреждение. 2. Дети страда­ют от родительской опёки. 3. Природная с[м'э]тка помогала ей все­гда. 4. Читатели с удовольствием прочитают репортаж «[А]коломузыкальные новости». 5. Будет [а]кономия газа. 6. Каждый христианин славит Христа, предавшего себя на крёстную смерть. 7. Заканчивает­ся строительство бассейна, своёго бассейна. 8. Послушаем в его ис­полнении русский духовный псалм. 9. Он будет работать коммивоя­ж[э]ром. 10. В школе открыт новый сп[а]ртзал.

Задание № 4. Объясните ошибки в произношении гласных звуков.

1. На эти средства все здравоохранение одновремённо мы не под­нимем. 2. Это грандиозная афёра. 3. Состоялся крёстный ход. 4. Он служил в гренадёрском полку. 5. Встретимся в нашем [а]фире в сле­дующий четверг. 6. Тренеры работают на одном [а]нтузиазме. 7. Ак­ция прошла спокойно, без лишних [а]ксцессов. 8. Нас хотят сделать рабами, которые подчиняются чьёй-то воле. 9. На состояние здоровья оказывает влияние [а]кологический фактор. 10. Готовится второй, третий выпуск этого бюллетня.

Задание № 5. Учитывая данные словаря, которые в сокращении бу­дут приведены далее, определите, как произносятся формы причастий:

ПРИВЕЗШИЙ, ПРИВЕДШИЙ, ПРИНЕСШИЙ.

Данные словаря: Привезти, -зу, -зёшь; -ёз, -езла; -езённый (ён,

-ена); -езя. Привести, -еду, -едёшь; -ёл, -ела; -едший; -едённый;

-едя. Принести, -су, -сёшь; -ёс; -есённый.

Задание № 6. Объясните ошибочные ударения в существительных и прилагательных.

1. Утренний ветер будет колыхать полотни'ща флагов. 2. Сегодня в Туапсе отправляются два поисковы'х отряда школьников. 3. Дорого­визна' нашей жизни не оставляет у людей свободных средств на под­писку. 4. Мы делаем фе'тиш из правительства. 5. То'рги проходят каж­дый день. 6. Предприятие сегодня в фа'воре, на подъеме. 7. Мы долж­ны знать историю своих праотцо'в. 8. Бла'гими пожеланиями здесь ни­чего не сделаешь. 9. Более двух тре'тей работников эти задания не выполняют. 10. Православие тоже было тем це'ментом, который скреп­лял разные стороны поэтической души Кольцова.

Задание № 7. Объясните ошибочные ударения в существительных, прилагательных, местоимениях и предлогах.

I. Из-за дороговизны' горючего они отказались от машинной убор­ки хлопка. 2. Вы правы, эта фраза Горчакова выражает сами' основы нашего кризиса. 3. Это было вопре'ки моим предупреждениям. 4. А школа, где дети си'роты, тоже может предложить выставку. 5. Этот шам­пунь «Вороже'я» содержит чудесный комплекс витаминов. 6. Это еще один образчи'к ранней лирики поэта. 7. Заводчане активно участвуют в восстановлении Даниловой пусты'ни, вознесшей свои стены над озе­ром. 8. Биржа перешла на пятидневный режим то'ргов. 9. Для приго­товления лосьона берут фа'рфоровые чашечки. 10. В области проводятся ро'левые игры по книгам Толкина.

Задание № 8. Объясните ошибочные ударения в существительных и прилагательных.

1. Принят проект закона о та'можне. 2. Вы можете приобрести эту продукцию на о'птовых складах. 3. Усилия окупятся сто'рицей. 4. Об­ратимся к завсегдата'ям этого бара. 5. На пальца'х это сложно все объяснить. 6. Посетители Коломенского услышали, как звучит благове'ст главной колокольни города. 7. Иоанн Златоуст - это, наверное, самый извест­ный из учителе'й церкви. 8. Подбежавшие боевики - молодые ребята, крепко сло'женные. 9. На выставке представлены иконы современной школы ико'нописи. 10. Они отрицают догма'ты церкви.

Задание № 9. Объясните ошибочные ударения в глаголах.

1. Сегодня губернатор вру'чит Демидовские премии. 2. Сюда был сослан декабрист Ивашов, к нему при'была француженка Камилла. 3. Из этого документа взяты' основные положения для соглашения. 4. В ре­ферендуме приня'ли участие шестьдесят процентов избирателей. 5. Па­мяту'я его атаки, сейчас становится страшно за матч (обратите вни­мание на неправильное употребление деепричастного оборота. - Авт.) 6. Только здравый смысл спасет нас на этой захла'мленной почве. 7. Предлагается сопровождать инкассаторов на брони'рованных автомобилях. 8. В Украине, как только узнали, что на станции начали' взрываться снаряды, пустили поезда в объезд.

Задание № 10. Объясните ошибочные ударения в глаголах.

1. Премьер, по'давший в отставку, уходит в бизнес. 2. Если у ко­го-то сложи'тся мнение, что фермеру живется легко, не верьте этому, 3. Два удостоверения вру'чено участникам боев в Чечне. 4. Эксперты работают над документами, мо'гущими стать основой для соглашения. 5. Сняты' все ограничения на информацию. 6. Создан стационар для углу'бленного изучения их здоровья. 7. Курсы по плетению из лозы нача'ли уже занятия. 8. Спортивная общественность давно жда'ла это­го разговора.

Задание № 11. В следующих высказываниях людьми, выступающими в теле- и радиопередачах, были допущены фонетические ошибки. На­читайте эти предложения на пленку без ошибок. При затруднениях обращайтесь к словарю.

1. Этот шампунь «Ворожея» сделает твои волосы чудесными. 2. Задержан оптовый торговец наркотиками. 3. Надо, чтобы населе­ние само поняло, что надо развивать эту услугу. 4. Каждому участ­нику встречи будет предоставлено два бесплатных часа консультаций.5. Эти выплаты призваны облегчить нагрузку на пенсионный бюджет. 6. Фирмы стали контролировать работу диспетчеров. 7. Нанесены бом­бовые удары по лагерям боевиков. 8. Созыв комиссии по последстви­ям бомбардировок Югославии - это была идея нашего комитета. 9. Эк­сперты из Германии поддержали нашу позицию. 10. От погреба оста­лись одни головешки. 11. Крестный ход состоялся в Орджоникидзевском районе.

Задание № 12. Начитайте на пленку следующие слова. В случае за­труднений обращайтесь к словарю.

Жалюзи, вы правы, недуг, осведомиться, предложить, смягчить, асимметрия, досуг, ходатайство, хвоя, принудить, нечто, ничто, каталог, опека, афера, иконопись, дороговизна, эксперт.

Задание № 13. Выделите в тексте слова, в произношении которых могут быть сделаны ошибки, учитывайте данные словаря. Проанализи­руйте интонационное оформление каждого предложения. Начитайте текст на пленку.

Всё та же прелесть однообразия.

Все последн

Наши рекомендации