Выделить цветными заливками части схемы
Словообразование
Морфемика помогает вам разобраться в строении слов, увидеть общее в разных словах. А вот разобраться в том, как делаются слова, поможет словообразование.Этораздел лингвистики, изучающий способы образования новых слов.
№. 78. Обс. 1) Рассмотрите схему. Как вы думаете, что она показывает?
+ н → морозный + о → морозно
+ и → морозить + за → заморозить + ся → заморозиться
Мороз + ец → морозец
+ ищ → морозище
2) Докажите, что на схеме представлены однокоренные слова.
3) Какое слово передаёт только общее лексическое значение «сильный холод»? Что входит в основу этого слова?
4) Найдите на схеме слово, которое не изменяется. Сколько в его составе морфем?
5) У какого слова на схеме меньше всего морфем в основе, а у какого – больше всего?
Образование слов с помощью приставок
· Обс. Прочитайте. Приведите свои примеры словообразовательных пар, образованных приставочным способом.
Приставки – это морфемы, которые служат для образования новых слов. Если к глаголу ходить со значением «двигаться с помощью ног» добавить приставку у-со значением «удаляться»,получится словоуходить. Его лексическое значение уже другое: «удаляться, двигаясь с помощью ног». Значение приставки у-добавляется к значению основы исходного слова ходи(ть). Так образуется новое слово уходить.
Исходное слово и слово с добавленной приставкой образуют словообразовательную пару слов:
ходить + у → у-ходить; бегать + у → убегать
добрый + не → не-добрый; обеденный + после → послеобеденный
Способ словообразования, когда новые слова образуются с помощью приставки, называется приставочным.
Словообразовательная пара – это два слова, одно из которых образовалось непосредственно от другого: добрый → предобрый
№ 79. Найдите в словах приставки, выполняя следующую инструкцию.
1. Составьте словообразовательную пару. Для этого надо подобрать однокоренное слово, к которому прибавилась эта приставка, и получилось слово, которое вы анализируете.
2. Проверьте, существует ли выделенная вами приставка. Для этого надо подобрать несколько слов с такой же приставкой, но с другими корнями.
Образец: переходить — ходить; перелезть, перебежать, перепрыгнуть
Пригородный, предвечерний, подбежать, подводный, довоенный, наручный, отлететь, зарядить, правнучка.
№ 80.Объясните значение слов, образованных приставочным способом, с помощью ближайшего родственного слова. Составьте словообразовательные пары.
перебежать, вползти, выползти, залезть, беспорядок, неприятель
Образец.
1. нарисовать — «закончить рисовать».
рисовать + на- → нарисовать
№ 81.От каких глаголов можно образовать новые слова с помощью всех этих приставок? Образуйте эти слова и составьте с ними словосочетания.
при-, у-, под-, от-, пере-, вы-, на- | бежать, плыть, читать, ходить, писать, смотреть |
№ 82. ОбсРабота в парах.Спишите слова в два столбика. Выделите основу слов, а затем приставку в каждом слове. Обсудите, разные это приставки или варианты одной и той же приставки. Подумайте, как можно объяснить правило написания слов с этими приставками. Сравните ваше объяснение с мнением других одноклассников.
разговор, расставание, расправить, разъехаться, разбег, распустить, разлом,
расстояние, рассказ, размотать, распилить, растратить, разлом, разрез
Раз- рас-
АудиоПослушайте пары слов.Запишите только слова с приставками.
И с. …
Бабушка- прабабушка, прадед – дед, резать – разрез, отплыть – плыть, присказка – сказка, осторожность – предосторожность, грамотный – безграмотный, безударный - ударный,
Безопасный – опасный несильный –сильный, прочный – непрочный, полярный – приполярный.
Образование слов с помощью суффиксов
· Прочитайте. Расскажите, какие суффиксы участвуют в словообразовании, а какие – в словоизменении.
· Обс. Как вы думаете, каким способом словообразования чаще образуются существительные: приставочным или суффиксальным?
Суффиксы служат для образования новых слов. Прибавление суффикса к исходной основе создаёт основу нового слова с новым значением. Исходное слово и слово с добавленным суффиксом образуют словообразовательную пару:
друг □+ ок («ласкательно») → друж-ок□ (ласкательно друг)
белый + оват(«немного») → бел-оват-ый (немного белый)
Прибавление суффикса к существительному может создать новое прилагательное или глагол: туман □+ н → туманный; туман □ + и→ туманить
С помощью суффиксов от прилагательного можно образовать прилагательное, глагол, существительное или наречие:
красный+ еньк→красн-еньк-ий;белый + е → бел-е-ть;
новый + ость → нов-ость□;белый + о → бел-о (как?)
Способ словообразования, когда новые слова образуются с помощью суффикса, называют
суффиксальным.
Запомните, что изменение слова с помощью формообразующих суффиксов не является способом словообразования. Такие суффиксы, как суффикс прошедшего времени -л- (читал), суффикс инфинитива -ть- (читать) образуют формы слов, а не новые слова. Они, как и окончания, не входят в основу слова и выражают его грамматическое значение.
№ 83. Прочитайте предложения. В них выделены однокоренные слова. От какого из них и каким способом образованы два других слова?
Летом в нашем городе прошел праздник Музыки. В нём приняли участие юные музыканты. Пятиклассница Юля Смирнова, учащаяся музыкальной школы № 2, заняла первое место на конкурсе скрипачей.
№ 84. Дополните схему словообразования однокоренных слов: поставьте нужный знак над морфемами, допишите образованные слова, выделите в них полученную основу и морфемы. Каким способом образованы эти слова?
+ ушк →
зима + н →
+ ова →
№ 85. Образуйте суффиксальным способом имена существительные от данных слов. Запишите словообразовательные пары слов по образцу.
Образец: лошадь + к → лошад-к-а.
1) чай, письмо, Москва, заколоть;
2) Урал, компьютер, стол, сеять
3) Казань, испытать, молоко, погода.
№ 86. От каких слов и каким способом были образованы следующие слова? Разделите их на группы по способу образования. Запишите группы слов. Обозначьте морфемы, с помощью которых образовались слова.
1) теннисист, кусочек, подбросить, отплыть, прадед, добренький
2) шахматист, разбить, учиться, заработать, львица, прапрабабушка
3) пригород, причесаться, написание, желтоватый, послезавтра, волчонок
№ 87.Объясните значение слов, образованных суффиксальным способом, с помощью ближайшего родственного слова. Составьте словообразовательные пары.
котёнок, братишка, ёлка, кисловатый, бессильный, болтун, учитель
Образец.
загородка — «то, что может загородить»
загородить + -к- → загород-к-а
№ 88. Обс. 1) Посмотрите на схемы словообразования родственных слов. Почему нельзя сказать, что слово заморозиться образовано суффиксальным способом от слова мороз?
мороз + и → морозить
морозить + за → заморозить
заморозить + ся → заморозиться
2) Составьте схемы словообразования родственных слов.
1) зима, зимовать, перезимовать; 2) мыть, перемыть, перемывать, перемываться;
3) дождь, дождик, дождичек; 4) сила, сильный, бессильный
Аудио № 89.Послушайте пары слов.Запишите только слова с суффиксами.
И с. …
Слуга – служить, носовой – нос, ударю – ударение, добрый – доброта,
чистота – чистый, большинство – большой, мир – мирить, морозить – мороз,
сила – сильный, читаю – читатель, малинка – малина,
Образование слов способом сложения
· Прочитайте и ответьте на вопрос: какие буквы пишутся на месте соединительных гласных в сложных словах?
В состав сложных слов входит несколько корней, чаще всего два корня. Чтобы образовать сложное слово надо соединить основы или части основ исходных слов:
лес + возить → лесовоз (то, что возит лес).
Такой способ словообразования называется сложением.При сложении основ могут использоваться соединительные гласные –о- или –е-. Они в основу нового слова не входят, потому что не добавляют никакого лексического значения.
Есть способы сложения без соединительных гласных.
Соединяются основы или части основ разных слов: | |
с помощью соединительной гласной -о-,-е- | без соединительной гласной |
лес + о + возить → лесовоз древний + е + русский → древнерусский | диван + кровать → диван-кровать медицинская + сестра → медсестра |
Сложение — это способ образования новых слов путём соединения основ слов или их частей.
№ 90. 1) Спишите слова, обозначая в них корни и подчёркивая соединительную гласную -о- или -е-.
Образец: самокат.
Землетрясение, самолёт, пулемёт, воздухоплаватель, остроумие, ледокол, землепроходец, доброволец, сталевар, огнетушитель, мореплаватель, первопроходец.
Вс 2) Вспомните, как обозначается твёрдость и мягкость согласных на письме. Подумайте, от чего зависит выбор соединительной гласной в сложных словах, и допишите правило.
Соединительная гласная буква -о-пишется …
Соединительная гласная буква -е- пишется …
№ 91. Запишите сложные слова, значения которых объяснены с помощью родственных слов.
Образец: тот, кто ловит змей — змеелов.
варит сталь рубит лёд
копает руду ловит мышей
Тот, кто строит корабли То, что греет тело
рубит лес черпает землю
разводит цветы режет хлеб
№ 92. Установите последовательность образования однокоренных слов. Какими способами образованы эти слова? Запишите по образцу.
Образец: строить построить постройка.
1. Пересолить, солить, соль. 2. Вода, водяной, водянистый. 3. Плавник, плавничок, плавать. 4. Юноша, юный, юношеский. 5. Грибочек, грибок, гриб.
№ 93. Выполните устный и письменный морфемный разбор слов. Помните о значении морфем.
1) Высота, сотовый, дикарь, путь.
2) богатство, богатырский, фонарь, дуть,
№ 94. Ат Работа в группах. 1) Николай написал о своём увлечении необычным для нашей страны видом спорта. Слова, которые он использует для описания своего хобби, ещё совсем новые для русского языка. А как они образованы? Выпишите эти слова и проанализируйте способы словообразования.
Летом я был на Азовском море. На пляже познакомился с сёрферами, у них там что-то вроде местного сёрф-клуба. Они дали мне несколько уроков сёрфинга, и я попробовал сёрфить. Это было так здорово! Я там даже сёрф купил. Теперь продолжу тренировки следующим летом. А пока я посещаю сёрфовые сайты и слежу за настоящими соревнованиями по сёрфингу в Австралии и США. | Фото мальчика с доской |
Обс 2) Как вы думаете, из какого языка пришло в русский язык новое понятие и новое слово? Знаете ли вы названия необычных видов спорта? Приведите примеры названий спорта, связанных с использование доски для катания.
№ 95. 1) Прочитайте предложение. Определите, какой частью речи является выделенное слово. Скажите, в какой форме употреблено слово.
Вчера я посмотрел совсем неинтересный фильм.
2) Изучите образец морфемного разбора выделенного слова, ответив на вопросы по следующей схеме.
И с. …