Однокоренные слова Формы слов
кормёжка – кормление кормить – кормлю
И с. …
собачонка – собачонки, пёс – псина, завести – завёл, содержать – содержание,
кот - котяра, кошачий – кошачьих, кошатник – кошка, домашний – домашних
2) Какие из записанных вами слов лучше употреблять только в разговорной речи?
№ 44. Игровое задание. Разберитесь в путанице – что в каждой паре слов перепутано? Придумайте подобные примеры самостоятельно и предложите одноклассникам разобраться в вашей путанице.
1) перв-о-плав-а-тель – мор-е-про-ход-ец
2) вод-о-костюм – гидр-о-лаз
3) пар-о-лёт – сам-о-воз
**№ 45. Работа в парах. Составьте слова по моделям, используя корни с разными значениями. Чтобы показать эту разницу, вам нужно придумать с ними предложения, но перед этим уточните значения полученных слов по словарю.
1) -кар-//-кор- по -и-ть; 2) -мал-//-мил-//-мол- у -я-ть;
3) -лез-//-лиз- вы - -а-ть; 4) -же-//-жи- про- -и-ва-ть
**№. 46. Обс 1) Работа в парах. Распределите в четыре группы родственные слова. Обозначьте корни. Назовите пары корней с одинаковым написанием, но разным значением. Какое слово вы согласились записать в две разные группы?
Водопровод, водный, вводный, наводить, подножный, наводнение, наводчик, вино, водник, виноделие, треножник, виноватый, завод, заводь, вина, невинный, ножевой, ножка, ножницы, проводник, ножной, ножны, ножовка, проводка, виновник, винный, водопой, обвинение.
2) Составьте предложения, выбрав по одному слову из каждой группы.
3) Найдите слова по моделям.
^ [й] ^
О про О и е е ник
№ 47. Всп 1) Прочитайте. Как называются морфемы, выделенные в словах? Где они расположены — перед корнем или после него?
Добрый доктор Айболит! Рис со с. 108
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(К. Чуковский)
2) Выпишите слова с выделенными морфемами, выделите основу. Затем подберите однокоренное слово, к которому добавилась выделенная морфема.
^
тигрица ← тигр + иц
4) Выберите продолжение фразы о словах, которые вы проанализировали.
С помощью приставок и суффиксов …
а) образованы новые слова; б) образованы формы слов.
Суффиксы
· Прочитайте и ответьте на вопрос: все ли суффиксы служат для образования новых слов?
· Где в существительных и прилагательных стоит суффикс – до окончания или после него? Какой суффикс глагола может стоять после окончания?
Суффикс — это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов: снег→ снежок, бел-ый →белизн-а, закры-ть→закрыва-ть.
Суффиксы (кроме суффиксов, образующих формы слов) являются частью основы слова.
Когда новое слово образуется с помощью суффикса, значение суффикса добавляется к лексическому значению основы исходного слова:
паровозик← паровоз + ик («маленький паровоз»)
пугаться← пугать + ся(«себя самогопугать»)
тигрица← тигр + иц («самка тигра»).
Суффиксы– это морфемы, которые служат для образования новых слов. В основе слова суффикс стоит после корня.
№ 48. С помощью суффиксов образуйте слова, обозначающие лиц по роду их занятий. Запишите пары слов, устно объясните их значение по образцу.
Образец: сеять → сеятель. Сеятель — это тот, кто сеет.
Кларнет → кларнетист. Кларнетист — это тот, кто играет на кларнете.
-тель-: читать, водить, строить, покорить, учить, хранить, слушать, собирать.
-ист-: гармонь, мотоцикл, велосипед, пейзаж, программа, теннис.
№ 49. Спишите слова, обозначьте основу слов, а затем выделите суффикс. Какое общее значение придаёт словам этот суффикс?
Выпускник, призывники, вестников, первокурсниками, шестикласснику, охотников, печнике, советниками.
№ 50. 1) Запишите слова в два столбика в зависимости от значения суффикса, обозначьте суффиксы.
«лицо (человек)»; уменьшительно-ласкательное значение.
Творец, счастливец, хлебец, боец, горец, ленивец, письмецо, пальтецо, морозец, братец.
2) Дополните каждый столбик, подобрав свои примеры слов с тем же значением суффикса -ец.
№ 51. 1) Прочитайте текст и вставьте вместо точек нужные примеры.
а) двигатель, указатель, краситель
б) искатель, испытатель, водитель, писатель, учитель
Существительные с суффиксом -тель, к примеру, обозначают лица по выполняемому ими действию; … (1) . Используется этот суффикс (значительно реже) и в названиях неодушевлённых предметов, производящих действия: … (2). Подобные слова образуются, как правило, от глаголов. (Э. Вартанян)
2) Спишите слова из примеров, выделите в них морфемы. По какой модели составлены слова каждого ряда?
** № 52. 1) Прочитайте. Найдите: а) имена прилагательные с суффиксом -н-, поясните значение суффикса; б) слова с суффиксом -ок-. Одинаково ли значение суффикса -ок- в разных словах?
Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принёс издалёка
Звучные песни твои. (А. Блок)
2) Найдите в тексте слова по моделям. Что в модели говорит о том, что это слова неизменяемые?
, ∩ ^,,∩^,
3) Назовите глаголы в форме прошедшего времени. Какой суффикс помог вам их найти?
4) Выпишите слова с приставками. Обозначьте приставки, объясните их значение.
№ 53. 1) Прочитайте словосочетания, выпишите слова, в которых есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Обозначьте эти суффиксы. Какой из них встречается в разных вариантах?
махонькая девчоночка, девчонка вроде куколки, рыженькие волосёнки, голубенький сарафанчик, держит в ручке голубой платочек, весёлыми глазками, блеснула зубёнками, махнула платочком
2) Запишите выписанные слова с помощью морфемных моделей слов по образцу.
^
волосёнки – ^
№ 54. Аудио Прослушайте текст. Потом составьте из данных морфем слова, о которых говорилось в тексте. Какие слова можно использовать только в разговорной речи в неофициальной обстановке?
И с. …
-чанин- -ар-/-яр- -ун- -аг- -а -ул- -я -он--я -уш- -а | дат англ ростов (отметить корни и приставки) бег болт опек овч гусл работ труд чист грязн тих коп дорог |
Суффикс — большой «трудяга». Взялся за работу суффикс -чанин- и вот получились слова: англичанин, датчанин, ростовчанин… . Стоит только к корню слова присоединить -ар или -яр, как перед нами предстанут названия лиц, которые обозначают профессию — овчар, гусляр. Взялся за работу суффикс -ун-, и вот вам названия лиц по их действиям: бегун, болтун, опекун.
Есть суффиксы, которые образуют особые существительные. Это существительные общего рода, которые обозначают как лиц мужского, так и женского пола. Это суффикс -аг- в слове работяга, затем суффикс –ул’- в словах чистюля, грязнуля. Есть ещё суффикс -он’- в слове тихоня и суффикс -уш- в словах копуша, дорогуша. Эти суффиксы показывают, что все слова разговорные. Только неофициально и очень близкому человеку можно сказать: «Ну и копуша ты, Маша, три часа в школу собираешься!» (По Э Вартаняну)
№ 55. 1) Посмотрите на модель суффикса существительных. В нём обозначен звук, на который он оканчивается. А как обозначен этот звук в буквенной (графической) записи?
Модель: Графическая запись
[й’]
ени чтение, учение
[й’]
2) С помощью суффикса -ени - от глаголов образуются особые существительные, которые обозначают действие как предмет. Такие существительные называются отвлечёнными или абстрактными. Составьте существительные по модели, выделите в них основу и морфемы по образцу.
говорить, читать, общаться, петь, сидеть, значить, увлечься, изменять, делить, сложить
^
Образец: ени е : чт-ени-е
**№ 56.Обс. Работа в группе. 1) Во всех словах каждой группы, кроме одного, есть морфема, которая пишется одинаково. Назовите эту морфему и «лишнее» слово. Объясните свой выбор всей группе. Удалось ли вам убедить остальных?
1. Учитель, искатель, двигатель, выключатель, свиристель, любитель, мореплаватель, покупатель, пятновыводитель, целитель, усилитель, удлинитель.
2. Речка, ручка, артистка, альпинистка, яблочко, студентка, вишенка, пастушка, погремушка, скрипачка, тарелочка.
2) Найденные вами морфемы пишутся одинаково, но имеют разное значение. Определите их значение и распределите слова каждой группы по столбикам в зависимости от значения повторяющейся морфемы.
Приставки
· Прочитайте и объясните, в чём главное различие между суффиксом и приставкой.
Приставка — это морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки являются частью основы слова:
крутить → закрутить, выкрутить; интересный → преинтересный, неинтересный.
В слове может быть несколько приставок: Столько всего понавыдумывали!
В сложных словах, включающих два корня, приставка может оказаться перед вторым корнем в середине слова: пятновыводитель, водопровод
Когда новое слово образуется с помощью приставки, её значение добавляется к лексическому значению основы исходного слова:
перевозить → возить + пере («через что-то возить»)
преинтересный → интересный + пре (оченьинтересный)
Приставка– это морфема, которая служит для образования новых слов. Приставка в основе слова стоит перед корнем.
№. 57. 1) В каких словах есть приставка с-? Спишите слова, выделите основы слов, обозначьте приставки и корни.
1) сходить, ставить, спица, свести, свиток, сдача
2) сбить, сбор, свежий, сверить, сгибать, спать
3) склонить, спешка, сдуть, скакать, свернуть, сговориться
№ 58. Спишите слова, выделите в них приставки. Подберите к каждому из них однокоренное слово с такой же приставкой.
ПИШИТЕ ПРАВИЛЬНО
приготовить преклоняться
приключение превосходный
прилежный препятствие
приблизительный превратиться
приключение прекратить
№ 59. Аудио Послушайте слова. Запишите в три столбика только слова с указанными приставками .
За- про- на-
забежать, написать, засветить, просмотреть, приключенческий, надкусить, наклеить,
прекратить, настольная, расправить, просветить, обдумать, продумать, составить, загнать,
нащупать, заплыть
№ 60. 1) Выпишите слова по группам , выделите в них основу и приставку . Какой приставки нет среди данных слов? Составьте с ней слова самостоятельно.
По- под- об- от- до-
подбор, подставка, подавать, отъезд, постирать, доставка, отстирать, дописать, подбирать, отбирать, подача, подъезд, отцвести
Всп 2) В каких словах корень начинается со звука [й]? Какими буквами он обозначен в словах?
3) Найдите слова, соответствующие данной модели.
^
∩ к
№ 61. 1) Просмотрите текст и скажите, о каких морфемах в нём идёт речь.
Лингвистическая кладовая
В современном русском языке существует небольшая группа имён существительных с очень древними приставками: пра-, па- и су-. В словах прадед, прабабушка, праматерь, правнук приставка пра- добавляет к корню значения «отдалённая степень прямого родства», в словах праязык, прародина её значение - «первоначальный, древний».
Значение приставок па- и су- можно объяснить приблизительно как «не соответствующий полностью; похожий на то, что называет корень слова»: пасынок, паводок, патрубок; суглинок, сумрак.
Приставки пра-, па- и су- называют непродуктивными.Это значит, что сейчас они уже не служат для образования новых слов. Во многих словах эти приставки уже не выделяются и считаются частью корня: пасека, папоротник, паук, сутки, сусек, супруг.
2) Внимательно прочитайте текст и выберите правильный ответ.
1. Морфемы пра-, па- и су- являются …
а) приставками; б) суффиксами.
2. Морфема пра- в слове прародина обозначает …
а) «отдалённая степень прямого родства»
б) «первоначальный, древний».
3. В словах пасека, паук, сутки …
а) па- и су- являются частью корня;
б) па- и су- являются приставками.
№ 62. 1) Прочитайте. Найдите слова с приставками.
Смекайло нажал кнопку бормотографа. Послышалось шипение, потом раздался дружный смех. Кто-то сказал: «Под столом», послышалась возня. Снова раздался смех. Кто-то закукарекал, кто-то замяукал, залаял. Потом кто-то заблеял овцой. Кто-то сказал: «Пустите меня, я покричу ослом». И начал кричать: «И-о! И-о!..» (По Н. Носову)
2) Каким глаголом можно заменить словосочетание начал кричать? Выпишите выделенные слова. Какое значение имеет в этих словах приставка за-? Напишите ещё несколько слов с этой приставкой.
Выск. 3) Вы догадались, что означает слово бормотограф? В каких словах вам уже встречался корень -граф- ? Объясните, что помогло вам понять значение выдуманного писателем слова.
4) Составьте модели выделенных слов по образцу.
Образец.
∩ ^ ^ ^
по-слыш-а-л-о-сь – ∩ ^ ^ ^ (показать основу)
№ 63. ОбсРабота в парах.Подберите к каждому слову его значение и определите, от каких слов они образованы и с помощью каких приставок и/или суффиксов. Одинаково ли вы поняли значение морфем?
Слово | Значение | Образец. 1 в) домик – дом + ик |
1) домик 2) домище 3) безлюдный 4) подлунный 5) бездомный 6) подземный | а) «огромный дом» б) «не имеющий дома» в) «маленький дом» г) «находящийся ниже земли» д) «находящийся ниже луны» е) «не имеющий людей» |
№ 64. 1) Прочитайте. Найдите в отрывке предлоги. Чем написание предлогов отличается от написания приставок?
Я каждый день видел, как с этой вышки прыгают взрослые дядьки. Я видел, как они красиво выгибали спину, когда прыгали «ласточкой», видел, как они перекувыркивались через голову, или переворачивались через бок, или складывались в воздухе пополам и падали в воду аккуратно и точно, почти не поднимая брызг. А когда они выныривали, то выходили на доски, напружинив руки и выпятив грудь… (В. Драгунский)
2) Выпишите слова с приставками. Обозначьте приставки и устно объясните их значение.
№. 65. 1) Выпишите слова в 2 столбикам. Что их все объединяет?
Учить, выучить, заучить, переучиваться, учи, проучить, учитель, учила, научу, учу, учит, буду учить, учим, учила бы, учишь, учение, доучиваться, ученик.