Шкала оценивания написания и защиты курсовых работ (ПК-11)
Оцениваемые характеристики | Критерииначислениябаллов | |||
Курсовая работа | "5" | "4" | "3" | "2" |
Содержание доклада. | Содержание курсовой работы соответствует заявленной теме, логически выстроено. Работа имеет законченный характер. | Содержание курсовой работы соответствует заявленной теме, логически выстроено. Работа имеет не совсем законченный характер. | Содержание курсовой работы не вполне соответствует заявленной теме. Отражает отдельные, не самые принципиальные вопросы выбранной темы. | Содержание не соответствует заявленной теме. |
Качество устного доклада | Доклад хорошо проработан, логически выверен, легко воспринимается на слух; используется профессиональная терминология | Доклад хорошо проработан, логически выверен, легко воспринимается на слух | Доклад сбивчивый, темп речи не выдерживается, большая часть реферата зачитана с листа, информация на слух воспринимается сложно. | Доклад зачитываетсяс листа |
Качество ответов на вопросы | Студенту не требуется дополнительного времени на поиск ответов (отвечает “с ходу”), ответы строго соответствуют задаваемым вопросам | Студенту требуется немного дополнительного времени на поиск ответов, ответы соответствуют задаваемым вопросам | Вопросы вызывают сложности, сами ответы не строго соответствуют задаваемым вопросам | Не может ответить на вопросы |
Примерные темы курсовых работ
по дисциплине «Развитие психики в онтогенезе: нормы и проблемы в развитии; развитие личности детей, социализация детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста»
1. Нормативный подход к развитию психики ребенка (А.Гезелл). Методы тестового обследования развития ребенка.
2. Психоаналитический подход к развитию психики и представление о стадиях психосексуального развития.
3. Социогенетический подход к развитию психики. Основные понятия и стадии жизненного пути личности в эпигенетической концепции Э.Эриксона.
4. Когнитивный подход к развитию психики. Исходные принципы и ключевые понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.
5. Основныетеориипсихическогоразвития
6. Периодизации психического развития и их значение.
7. Проблема развития мышления в работах Ж.Пиаже.
8. Кризы в психическом развитии, их роль и значение.
9. Родовойкризис. Стадияноворожденности.
10. Понятие дизонтогенеза. Биологические и социальные факторы дизонтогенеза
11. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.
12. Типы нарушений психического развития, подходы к классификации.
13. Задержанное психическое развитие (конституционального происхождения)
14. Задержанное психическое развитие (конституционального происхождения)
15. Общее психическое недоразвитие
16. Закономерности психического развития в норме и патологии
17. Поврежденное психическое развитие
18. Патологии развития связанные с натальными и постнатальными вредностями
19. Дисгармоническое психическое развитие
20. Искаженное психическое развитие
Раздел 2
Вопросы к экзамену
по дисциплине «Развитие психики в онтогенезе: нормы и проблемы в развитии; развитие личности детей, социализация детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста»
1. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Кризис одного года.
2. Формирование личности ребенка до 3-х лет. Кризис 3-х лет.
3. Развитие личности в дошкольном возрасте. Кризис 6-7 лет.
4. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
5. Психологическаяготовностьребенка к школе
6. Учебная деятельность младшего школьника и ее формирование.
7. Этапы развития личности в онтогенезе (Л.И. Божович).
8. Диагностика самосознания ребенка-дошкольника. Диагностика самооценки как компонента самосознания.
9. Проблема развития волевой регуляции поведения в дошкольном возрасте.
10. Общие возможности детей в плане волевой регуляции к концу дошкольного возраста.
11. Значение игровой, учебной, трудовой деятельности в реализации этих возможностей.
12. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка.
13. Социальная природа эмоций.
14. Закономерности формирования высших чувств у детей.
15. Проблема специфики и роли учебной деятельности в психическом развитии ребенка.
16. Особенности и возможности формирования общей способности к учению у 6-летних детей в детском саду.
17. Проблема развития личности ребенка.
18. Роль общения со взрослым для развития личности ребенка.
19. Анализ общих закономерностей, механизмов и условий нормального развития личности ребенка.
Раздел 3
Вопросы к экзамену
по дисциплине «Развитие психики в онтогенезе: нормы и проблемы в развитии; развитие личности детей, социализация детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста»
1. Основные психологические новообразования, характеризующие границу дошкольного и младшего школьного возраста: мировоззрение, самосознание, появление этических и эстетических оценок, соподчинение мотивов, возникновение произвольного поведения.
2. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе.
3. Проблема адаптации ребенка к школе.
4. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.
5. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д. Б. Эльконин).
6. Диагностика сформированности учебной деятельности.
7. Значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития младшего школьника.
8. Проблема обучения и психического развития в младшем школьном возрасте.
9. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П. Я. Гальперин).
10. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
11. Учебная деятельность и развитие личности в младшем школьном возрасте.
12. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
13. Проблема развития самосознания ребенка дошкольного возраста (самооценка, уровень притязаний).
14. Характеристика условий полноценного развития самосознания детей.
15. Значение общения со взрослыми и сверстниками для развития самосознания ребенка.
16. Проблема изучения темпераментов в детской психологии, методы и основные подходы.
17. Критика оценочного подхода к детским темпераментам.
18. Тактика индивидуализации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различную индивидуально-типологическую направленность.
19. Проблема формирования характера ребенка.
20. Движущие силы, источники и условия развития положительных сторон характера ребенка.
21. Негативные проявления характера и условия их преодоления.
Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет является неотъемлемой частью учебного процесса и призван закрепить иупорядочить знания студента, полученные на занятиях и самостоятельно. Подготовка к зачету осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, научных статей, информации среды интернет.
К зачету необходимо готовится на протяжении всего учебного семестра в процессе лекционных и практических занятий, выполнения самостоятельной работы. Каждую неделю желательно составлять по два-три справочных материала в виде схемы, таблицы, развернутого плана на вопросы к зачету (после прослушанной лекции).
Шкалы оценивания
«зачтено» выставляется обучающемуся, если:
1. Студент вовремя сдавал все задания к практическому занятию;
1. Выполнил все задания для самостоятельной работы;
2. Выполнил проект;
3. Подготовил презентацию проектной идеи;
4. Активно работал на практическом занятии;
5. Посещал все лекции;
6. Дал верный ответ на вопрос во время зачета.
«не зачтено» выставляется обучающемуся, если:
1. Студент не выполнил задания к практическому;
2. Не выполнил задания к самостоятельным работам;
3. Не выполнил проект;
4. Не подготовил презентацию проектной идеи;
5. Не работал на практическом занятии;
6. Посещал редко или не посещал вообще лекции;
7. Дал неверный ответ на вопрос во время зачета.
Методические рекомендации для подготовки к экзамену
Экзамен является неотъемлемой частью учебного процесса и призван закрепить и упорядочить знания студента, полученные на занятиях и самостоятельно. Подготовка к экзамену осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, научных статей, информации среды интернет.
К экзамену необходимо готовится на протяжении всего учебного семестра в процессе лекционных и практических занятий, выполнения самостоятельной работы. Каждую неделю желательно составлять по два-три справочных материала в виде схемы, таблицы, развернутого плана на вопросы к экзамену (после прослушанной лекции).
Шкалы оценивания:
- «отлично» выставляется обучающемуся, если:
1) обучающийся полностью раскрыл тему вопроса;
2) владеет терминологическим аппаратом темы, знает точки зрения различных авторов, точно воспроизводит термины и определения;
3) правильно формулирует понятия и категории;
4) дает ответ самостоятельно, умеет анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме;
5) использует в ответе материал дополнительной литературы;
6) отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
- «хорошо» выставляется обучающемуся, если:
1) недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы;
2) несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения;
3) использование преподавателем наводящих вопросов;
4) слабое использование дополнительной литературы.
- «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:
1) отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала учебников, отсутствие информации из дополнительной литературы;
2) наличие одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т.п.;
3) использование преподавателем большого количества наводящих вопросов.
- «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:
1) нераскрытые темы;
2) большое количество существенных ошибок;
3) отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)