Основы бюджетного законодательства
Документом, регламентирующим сметно-финансовую деятельность бюджетных учреждений является Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ и введенный в
действие с 1 января 2000 г. Федеральным законом от 09.07.1999 № 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации".
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным является учреждение, созданное органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующегобюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.
Кодекс регулирует отношения между различными государственными и муниципальнымиорганами,возникающиев связис формированиеми исполнением бюджетов всех уровней, и не устанавливает непосредственно каких-либо прав и обязанностей для организаций и граждан. Последние могут участвовать в формировании бюджетов различныхуровней в качестве налогоплательщиков, а также они могутбытьполучателями бюджетных средств, но возникающие при этом правоотношения являются не бюджетными, а налоговыми,трудовыми,административнымии т.д. и, следовательно, регулируютсяне бюджетным,а соответствующимналоговым,трудовым, административным законодательством.
Бюджетным кодексом установлены правовой статус всех участников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства. При этом функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы и бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях возложены на Министерство финансов РФ.
В целях эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственныхсредств была создана единая централизованная система органов Федерального казначейства с подчинением ее министру финансов РФ. Современное законодательство, в том числе и бюджетный кодекс, не дают четкого определения понятия "казначейская система исполнения бюджета". В научной литературе данное понятие разъясняется следующим образом: "при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по платежам за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетныхсредств"(Использованы материал первого издания учебного пособия А.В. Вифлиемского).
Сущность перехода от банковскойк казначейскоймодели финансирования заключается в преимуществах последней для управления финансовыми потоками Министерством финансов. При банковской системе исполнение федерального бюджета осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств, а доведение бюджетных средств до бюджетополучателей - через коммерческие банки. Эта система посредством
государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включая сбор и учет доходов, их межбюджетноеперераспределение,открытиеи ведение лицевых счетов бюджетополучателей, учет и отчетность по всем операциям с бюджетными средствами. Однако она не предоставляла министерству финансов оперативных сведений о состоянии и движении бюджетных средств по всему спектру показателей бюджетной деятельности.
Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств - доходный и расходный - на одном счете. При казначейской системе процессисполнениябюджетадетализированв соответствиис бюджетнойклассификациейдоходови расходов,что позволяет контролировать как объемы бюджетных назначений, так и лимиты финансирования, а также суммыфактических перечислений бюджетных средств.
За Федеральным казначейством закрепляется кассовое исполнение федерального бюджета, при этом права главных распорядителей средств, вертикальная подчиненность бюджетополучателей,экономическийи организационныйконтрольсоставляютобласть вне деятельности органов казначейства.
Реализация программы развития казначейской системы предусматривается до 2004 г., она сопряжена с изменением ряда законодательных и ведомственных нормативных актов, введениемкомпьютерных технологий для обеспечения обмена информацией посредством телекоммуникационных каналов. Это, несомненно, повлечет за собой корректировку функций бухгалтерий образовательных учреждений, а также централизованных бухгалтерий при органах управления образованием.
Казначейская системапредполагает следующее распределение обязанностей между образовательными учреждениями (бюджетополучателями), органами управления образованием (распорядителями и главными распорядителями бюджетных ассигнований) и органами, исполняющими бюджет (отделениями и управлениями федерального казначейства).
Образовательное учреждение:
- представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год распорядителю бюджетныхсредств;
- разрабатывает и представляет для утверждения вышестоящему распорядителю бюджетных средств смету доходов ирасходов;
- передает утвержденную смету в орган, исполняющийбюджет;
- имеет право осуществлять расходы и платежи в пределах доведенных доних лимитовбюджетныхобязательствисметыдоходовирасходов.
Распорядитель бюджетных ассигнований(органы управления образованием):
- утверждает смету образовательногоучреждения;
- составляет бюджетнуюроспись;
- распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетныхсредств;
- исполняет соответствующую частьбюджета;
- на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет в соответствии сКодексом.
Орган, исполняющий бюджет (управление казначейства):
• доводит показатели указанной росписи до распорядителей и получателей бюджетных средств (уведомление о бюджетныхассигнованиях);
- доводит лимиты бюджетных обязательств с поквартальным распределением до образовательныхучреждений;
- проверяет своевременность и правильность платежных документов и списывает их с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу юридических и физическихлиц.
Расходование средств образовательнымиучреждениями осуществляется следующимобразом.
В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показания указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденногобюджета (ст. 220 БК РФ).
Помимо прочих вопросов регламентации бюджетных отношений БК РФ содержит определения ряда понятий и терминов. Приведем некоторые из них.
Бюджетныеассигнования- бюджетныесредства,предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. В соответствии со ст. 221 в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязаносоставить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение 5 дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает этусмету.
Лимит бюджетных обязательств в соответствии со ст. 223 БК РФ - это объем бюджетныхобязательств,определяемыйи утверждаемыйдля распорядителяи получателябюджетныхсредств органом,исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимит не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал, кроме случаев проведенного в установленном порядке изменения бюджетных ассигнований или блокировки расходов, а также отсрочки не более 10% бюджетных ассигнований на период до 3месяцев.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевыхрасходов.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическомуили юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетнойсистемы РоссийскойФедерациина безвозмезднойи безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета надего доходами. В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетныхсредств- бюджетноеучреждениеилиинаяорганизация,имеющиеправонаполучениебюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующийгод.Ст.163БКРФустанавливаетобязанностиполучателей
бюджетных средств:
- своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетныхсредств;
- эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевымназначением;
- своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетныхсредств.
Бюджетным кодексом РФ введена новая норма - доходы бюджетных организаций от оказания платных услуг, использования имущества и иной деятельностив полном объеме зачисляются в соответствующий бюджет и подлежат отражению в смете доходов и расходов (ст. 42 п. 2). Это, в частности, означает, что данные средства становятся собственностью государства и их использование может осуществляться только под контролем государственных финансовых органов.
Изменяется и сметное планирование учреждений. Вместо раздельных смет по бюджетным и внебюджетным средствам в настоящее время требуется составление единой сметыдоходов и расходов,тогдакак отраслевоераспределениеассигнованийв утвержденныхбюджетах по предметным статьям расходов осуществляется, как правило, без учета платных услуг.
Все доходы бюджетного учреждения показаны на таб .1. Таблица 1. Доходы бюджетного учреждения
Статьи доходов бюджетного учреждения | ||
Бюджетн ые ассигнования на ведение образовательной деятельности | Целевые поступления и благотворительные пожертвования | Неналоговые доходы бюджета |
Средства, полученные от оказания платных услуг и предпринимательской деятельности | Средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности, закрепленного за учреждением на праве оперативногоуправления |
Согласно ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников. Однако следует иметь в виду, что к этой категории не относятся средства учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, так как эти средства считаются доходом соответствующего бюджета. Таким образом,внебюджетными
средствами, по существу, могут считаться лишь целевые поступления и благотворительные пожертвования.
Средства, полученныеот предпринимательской деятельности, учитываются на счетах, открытых в органах федерального казначейства и расходуются в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке,определяемом главными распорядителями средствфедерального бюджета в пределах остатков средств на их лицевых счетах. В доходной части сметы указывается общая сумма источников внебюджетных средств, указанных в разрешении распорядителя, которая отражается по коду доходов бюджетов РФ 5000000 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств в структуре кодовклассификации расходовбюджета.
Бюджетным кодексом, в отличие от Налогового кодекса, не предусматривается привязка расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности к конкретным источникам образования этих средств.
Глава 5 Бюджетного кодекса РФ в качестве одного из них установила принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретныхцелей.
Таблица 2. Направления расходования бюджетных средств бюджетным учреждением в соответствии с Бюджетным кодексом
Статьи целевого расходования средств бюджетным учреждением | |
Оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами (контрактами) и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников | |
Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды | |
Трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия и пр.), выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления | |
Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации | |
Оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам | |
Оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов |
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательстваи, в соответствии со ст. 283 Кодекса, служат основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в частности бесспорного списания сумм, использованных не по целевому назначению, и наложенияштрафа.
Нецелевое использование выражается в направлении и использовании бюджетных средств на цели, которые не соответствуют условиям получения указанных средств (таб. 3).
Таблица 3. Виды нецелевого использования бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств | |
Направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи | |
Осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица | |
Расходование средств при отсутствии оправдательных документов (перечисление или создание кредиторской задолженности) | |
Завышение объемов выполненных работ, расценок; выполнение работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией; направление средств на объекты (разработки), не включенные в адресные и целевые программы | |
Просроченная дебиторская задолженность по перечисленным авансам за поставку товарно - материальных ценностей и оказание услуг | |
Недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств бюджета | |
Расходование средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование бензина и т.п.) | |
Заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств или имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью |
Бюджетному учреждению статьей 237 БК РФ дано право самостоятельно определять объемы бюджетных средств, то есть перераспределять их по статьям расходов и уточнять таким образом смету доходов и расходов только в следующихслучаях:
1) задержки финансирования из бюджета более чем на двамесяца;
2) финансирования не более 75% объема бюджетных средств за квартал.
При этом учреждение обязано уведомить о таком перераспределении распорядителябюджетныхсредстви орган, исполняющийбюджет, если толькоэти случаине связаныс соответствующимсокращением доходов бюджета, которое и привело к пропорциональному сокращению расходов бюджета, или с блокировкой расходов бюджета в случаях, определенных ст. 231 БКРФ.
При заключении бюджетным учреждением договоров с иными физическими и юридическими лицами на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг статьями 71-73 БК РФ установлен ряд ограничений:
- все закупки товаров, работ и услуг на суммусвыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальныхконтрактов;
- государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
- государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителемусловий контракта;
- бюджетные учреждения обязаны вести реестрызакупок;
- бюджетные учреждения, осуществляющие закупки товаров,работ
и услуг на сумму не более 2000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг, цена и дата закупки.
Последствия недействительности сделки указаны в ст. 167 ГК РФ. Эта норма предусматривает двустороннюю реституцию и исключает возмещение убытков. Возможна также ответственность учреждения (или его руководителя) передконтрагентом за предоставление информации для руководства этого учреждения, заведомо не соответствующей действительности.
БК РФ ввел также некоторые ограничения ответственности бюджетных учреждений. Так, если заключен контракт на поставку товаров, в котором учреждение выступает в качестве покупателя, а коммерческая организация - в качестве поставщика, и данный договор финансируется за счет бюджетных средств, то при уменьшении в установленном порядке финансирования по данной статье бюджета поставщик товаров не вправе требовать от учреждения возмещения упущенной выгоды.
2. Бюджетное финансирование образовательногоучреждения
В соответствии действующим законодательством деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе заключенного между ними договора. Основным финансовым планом образовательного учреждения является смета. Она составляется в виде баланса доходов и расходов. Выделение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду доходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо другихисточников.
Смета бюджетного учреждения – это баланс доходов и расходов, документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.
С 2008 года сметы доходов и расходов заменяются бюджетными
С переходом на новые условия хозяйствования образовательные учреждения самостоятельно составляют сметы доходов и расходов как бюджетных, так и внебюджетных средств. При их составлении они
руководствуются нормативами бюджетного финансирования. Норматив – это не просто сумма расходов на 1 ученика в год, это и система повышающих коэффициентов, перечень и предельные величины которых утверждаются вместе с установлением соответствующего норматива. Региональный норматив должен быть не ниже, чем федеральный, рассчитанный с учетом федеральных повышающих коэффициентов для соответствующего субъекта федерации.
Необходимость внесения кардинальных изменений в БК РФ назревала постепенно и стала наиболее актуальной внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации в данный исторический момент в жизни страны, когда неуклонно повышающийся уровень развития экономики позволяет России говорить в полный голос о своем полноправном месте среди экономически развитых стран мира. Об этом было открыто заявлено и на заседании "большой восьмерки. Вносимые Законом № 63-ФЗ изменения в БК РФ начали действовать в большинстве своем с 1 января 2008 г. Поправки в БК РФ меняют практически весь бюджетныйпроцесс.
До 2007 года включительно бюджет утверждался на очередной финансовый год, то есть на один год без определения его перспектив на последующий период. Внесенные в БК РФ изменения создают основу для формирования, например, федерального бюджета на три года, что способствует устойчивости развития экономики.
Законом № 63-ФЗ в БК РФ внесены важные изменения и дополнения, по-новому изложен ряд положений действующего сейчас Кодекса.
Существенно расширена имеющая ключевое значение статья 6 "Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе". Дополнительно в эту статью включены, например, такие понятия и термины, как:
Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическимлицам — услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления);
Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и(или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг;
Бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения;
Обоснование бюджетных ассигнований – документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и(или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
Очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовымгодом;
Плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
Ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации;
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующегобюджета;
Финансовые органы — Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальныхобразований).
Анализируя перечисленные выше дополнительно введенные в БК РФ
понятия и термины, можно однозначно прийти к следующему выводу. В новом варианте БК РФ полностью сосредоточен на вопросах, характерных только для бюджетного процесса, включая операции использования лишь бюджетных средств. За рамки БК РФ выведены, например, операции со средствами из внебюджетных источников. Если ранее в статье 161 БК РФ "Бюджетное учреждение" указывавлось, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основе сметы доходов и расходов, в которой должны были отражаться все его доходы и в том числе из внебюджетных источников, то теперь в статье 161 "Особенности правового положения бюджетных учреждений" определено, что бюджетное учреждение в своей работе по расходованию бюджетных средств руководствуется бюджетной сметой (еѐ особенности отражены в ст. 221 БК РФ).
3. Ценообразование в образовательномучреждении.
Цена – сумма денег, которую уплачивает покупатель за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или услуги.
Основным инструментом исследования и установления цены на образовательные услуги является анализ зависимостей (кривых) спроса и предложения. Кривая спроса определяется зависимостью спроса на услугу от цены реализации. Соответственно кривая предложения показывает зависимость цены на услугу от предложения ее на рынке. В точке пересечения этих кривых наступает равновесие, т.е. спрос равен предложению, и цена, соответствующая этому, является равновесной, т.е. удовлетворяет и учебное заведение, и гражданина. Равновесная цена вполне успешно служит для регулирования образовательного процесса.
Таблица 4. Затраты на обучение в вузе, которые может позволить семья
Затраты на обучение в год, тыс. руб. | Частота | Процент опрошенных |
до 2 | 15,8 | |
2 - 5 | 21,2 | |
5 – 10 | 14,2 | |
10 – 15 | 2,8 | |
15 – 20 | 1,8 | |
более 20 | 0,8 | |
затрудняюсь ответить | 43,3 |
Нижняя граница стоимости платного обучения значительно выше. На затраты, совпадающие с низкими ценами образования (до 5000 руб. в год) большинство семей (37%) фактически готовы. При этом стоимость обучения от 5 тыс. до 15 тыс. руб. в год по карману очень ограниченному количеству семей (17%), оплачивать рыночные стоимости очного обучения, сложившиеся во многих вузах (от15 до 20 тыс. руб.) готовы лишь 1,8% опрошенныхсемей.Впрочем,остаетсяопределенныйрезервизчислатех,
кто не знает о доходах своей семьи или затрудняется с определением возможной суммы оплаты (43,3%).
Расчет издержек (себестоимости) обучения
Спрос на образовательные услуги ограничивает верхний уровень цены, которую может установить образовательное учреждение. Себестоимость (издержки производства) услуг определяет минимальную ее величину. При снижении цены на образовательные услуги ниже их себестоимости, производители образовательных услуг несут убытки. Подобную политику могут позволить себе крупные образовательные учреждения только в короткий период проникновения на рынок образовательных услуг. Напомним, что расчет себестоимости (С) осуществляется по формуле:
С=М+А=З+О+Н
где М - стоимость материалов, сырья и полуфабрикатов; А - амортизационные отчисления;
3 - заработная плата (основная и дополнительная); О - обязательные начисления на заработную плату; Н - накладные расходы.
Эти данные имеются в бухгалтерском балансе и могут использоваться, с поправкой на плановый коэффициент инфляции, для расчета издержек (себестоимости).
Выбор метода ценообразования
Методы установления цены образовательных услуг должны обеспечить их реализацию и достижение определенных целевых установок образовательного учреждения. Приведем классификацию методов установления цены на услуги (табл. 18.4).
Расчет базовой цены
Пройдя все описанные этапы установления цены, проанализировав спрос на услуги, рассчитав их себестоимость, зная цены конкурентов, можно приступить к определению цены на образовательные услуги. Очевидно, что оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки организации по оказанию услуг, а также обеспечить получение определенной прибыли.
Таблица 5. Классификация методов определения цены на услуги
Метод | Структура цены | Преимущества | Недостатки метода |
Затратны й | Цена = Себестоимость + Прибыль, где прибыль рассчитана умножением себестоимости на определенною норму рентабельности | Простота расчета для производителя | 1.Не учитывает конъюнктурурынка 2.Не учитывает потребительские свойствауслуг |
Агрегатн ый метод ценообра зования | Цена = Сумма цен элементов затрат по статьям калькуляции | Простота расчета для производителя на основе данных предыдущего года | 1. Нет учета конъюнктурырынка 2. Ошибки в определении цены элемента приводят к ошибкам в определениицены |
Параметр ический метод | Цена = Цена базовой услуги, умноженная на экспертную оценку. Цена = Экспертная балльная оценка, умноженная на цену балла по базовой услуге | Учет потребительских качеств услуг и конъюнктуры рынка образования | 1. Сложность расчета коэффициентов (инфляция, качество, конъюнктура рынкаи др.) 2. Отсутствиеоценки издержек и планируемой прибыли 3. Зависимость от выбора экспертов и базовых услуг |
Ценообр азование на основе текущих цен | Цена в диапазоне имеющихся цен на аналогичные услуги. Нижний предел цены определяется издержками образовательного учреждения, верхний - спросом на услуги | В основе - конъюнктура рынка и использование механизма "гибкой цены" | 1. Необоснованность конкретной цены расчетами 2. Возможность попадания в зону убыточной цены нижесебестоимости |
Метод на основе спроса | Устанавливается верхний предел цены, которая должна включать издержки производства, расходы на сбыт и прибыль | Устанавливается верхний предел издержек производства, до которого может снижаться рыночная цена | 1. Возможность некорректнойоценки спроса 2. Сложность продажистабильной услуги в разных регионах(районах) |
Конкуре нтный метод | Цена определяется на уровне цен конкурентов с учетом приверженности потребителей, имиджа услуги и др. | Гибкость метода и стратегия "конкурентной цены" | 1. Повышенный риск при внедренииновых образовательных услуг 2. В конечном итоге приводит к минимизации прибыли и демпингу |
Метод маржина льных издержек | Цена устанавливается как сумма переменных затрат на единицу продукции, прочих затрат и прибыли | Учитывает постоянные и переменные затраты образовательного учреждения | 1. Не учитывает конъюнктурурынка 2. В конечном итоге ведет к затратной ценеуслуги |
Ключевым фактором установления цены на основе изучения мнения покупателей является восприятие потребителем ценности услуги, а не издержек. Является ли цена правильной, решает потребитель. Установление цены начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует при поиске образовательной услуги. Руководствуясь такими ценами, потребитель путем сравнения потребительских свойств и цен однотипных образовательных услуг, предлагаемых на рынке образовательных услуг, делает свой выбор. Производители и посредники, предлагающие образовательные услуги, могут активно воздействовать на формирование справочных цен. В основе применения данного метода лежит опыт, интуиция, хорошее знание психологии потребителей, результаты тестирования рынка. Существуют приемы психологического ценообразования:
· демонстрация относительно низких цен на некоторые образовательные услуги в соседстве с высокими ценами на другие образовательныеуслуги;
· привязка базовой цены к определенному числу минимальных размеров оплаты труда государственных служащих (МРОТ);
· привязка базовой цены к курсу доллара (у.е.). В периферийных образовательных учреждениях отказались от этого приема после финансового кризиса 1998 г.;
· обещание неизменности цен в течение всего срокаобучения;
· всевозможные скидки (оплата за год со скидкой 10%, скидки на повторное обучение - 10-15%, льготы для бывших военнослужащих - до 20%, льготы дляинвалидов-10-15%);
· применение неокругленных цен (например, 10999руб.).
Раньше государство в лице органов управления имело исключительную монополию на продажу и покупку образовательных услуг (ОУ), что исключало возможность образовательного учреждения самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. Теперь же цены на ОУ формируются под воздействием активности конкурентов, величины и динамики платежеспособного спроса, с учетом соотношения величин прогнозируемого спроса на услуги и дополнительных затрат граждан на ОУ.
Учет дополнительных соображений
После расчета базовой цены образовательной услуги имеется следующий набор цен: расчетная базовая цена, цена спроса, цена
предложения, цены конкурентов, цена предыдущего года. Дополнительно следует учесть:
· прогнозируемый уровень инфляции в стране ирегионе;
· прогнозируемый рост реальных доходов населения врегионе;
· процент теневой экономики от объема валового регионального продукта (20- 50%);
· планируемый экономический рост в регионе по отраслям материального производс