Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно он не исполняется. Ответственность при этом, как правило, никто не несет. Допускаются случаи произвольного финансирования отдельных видов расходов и предметных статей, когда деньги выделяются на одни цели, а затем перепрофилируются на другие задачи.

Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.

Бюджетный кодекс содержит понятие «нарушение бюджетного законодательства», под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Статья 283 БК РФ дает подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе: неисполнение закона о бюджете, нецелевое использование бюджетных средств, неперечисление или неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете и др.

За указанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности:

— предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

— блокировка расходов;

— изъятие бюджетных средств;

— приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

— наложение штрафа;

— начисление пени (ст. 282 БК РФ).

Правом применения указанных мер наделены руководители органов Федерального казначейства РФ и их заместители (в рамках их полномочий). В частности, они уполномочены:

— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств (ст. 285 БК РФ), используемых не по целевому назначению, и в других случаях, определенных Бюджетным кодексом;

— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

— списывать в бесспорном порядке суммы процентов, а также пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

— выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

— составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

— взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

— приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

За нарушение бюджетного законодательства лицо несет ответственность, т.е. к нему применяются соответствующие меры принуждения, многие из которых не применяются в других отраслях права: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие из бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; и иные меры. Основаниями для применения мер пресечения могут является: неисполнение закона о бюджете; неперечисление или не полное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях или о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете и т.д.

Применять меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства могут руководители федеральных органов власти и их территориальных органов, руководители Росфиннадзора, Федерального Казначейства и их территориальных органов.

Наши рекомендации