Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями
В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.
За рубежом менеджмент в образовании или школьный менеджмент определяется как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе».
Основная идея школьного менеджмента базируется на децентрализации управления в системе образования, - в ее контексте школьный учитель
должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений.
Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления – школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. - требует изменения и субъекта управления.
Педагогический менеджмент выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.
В теории менеджмента выделяют следующие основные функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Эти четыре первичные функции объединены процессами коммуникации и принятия решений. Такой процессный подход к определению функционального состава менеджмента принят среди специалистов всех сфер деятельности. Применительно к школе функции менеджмента имеют специфические особенности и подфункции П.И. Третьяков в книге «Управление школой по результатам» выделяет следующие функции управления:
- информационно –аналитическую;
- мотивационно –целевую;
- планово –прогностическую;
- организационно –исполнительскую;
- контрольно –диагностическую;
- регулятивно – коррекционнуюфункции.
Процесс управления для всех самоуправляющих систем, сводится к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.
Информационно – аналитическая функция. Обновление управления общеобразовательной школой связывается, прежде всего с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.
Для каждой из подсистем – управляющей и управляемой - выделяют три уровня информации.
Для школы – административно-управленческой (директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственной части, диспетчер и др.);
уровень коллективно-коллегиального управления (совет школы, педсовет, методсовет, общественные организации);
уровень ученического самоуправления.
Таким образом, одна из важнейших функций в управлении образовательным учреждением является информационно – аналитическая, главная суть, которой состоит в систематической работе с управленческими и педагогическимикадрами.
Мотивационно-целевая функция. Выбор цели это исходная позиция, первый этап управления, его творческая составная часть. По источнику и способу образования цели могут быть внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними , если они задаются извне. Это характерно для педагогических систем, для которых цели задаются обществом.
Основная задача мотивационно – целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей. Обеспечить способы, средства для всех участников педагогического процесса, удовлетворять эти потребности – важнейшая задача школьных менеджеров.
Планово- прогностическая функция. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как один из основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований. Они заключаются вследующем:
- единство целевой установки и условийреализации;
- единство долгосрочного и краткосрочногопланирования;
- осуществление принципа сочетания государственных и общественныхначал;
- обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
- стабильность и гибкость планирования на основепрогнозов.
Организационно – исполнительская функция. Для того, чтобы осуществить то, что спланировано, необходимо определить, назвать людей, кто будет выполнять намеченное, то есть субъектов управления, сформулировать, что должен выполнять каждый субъект, иначе говоря, определить его функциональные обязанности.
К основным направлениям повышения эффективности реализации данной функции относят:
- реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности;
- научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппаратов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива;
- рациональную организациютруда;
- формирование относительно автономных систем внутришкольного управления.
Контрольно-диагностическая функция. Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям (нормативам).
В условиях большой самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности, контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика.
В практике управления выделяют три основные этапы диагностирования тех или иных явлений и процессов в управлении школой.
Первый этап - предварительный, предположительный диагноз.
Второй этап - уточняющий диагноз, который опирается на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования ит.д.)
Третий этап – процесс диагностирования; он завершается окончательным диагнозом. Заключается он не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении.
Таким образом, можно сделать вывод, что школа как развивающая и развивающаяся система может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников необходима и государственно – общественная экспертиза на диагностической основе.
Регулятивно-коррекционная функция. Эту функцию можно определить как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Конкретные формы и виды регулирования разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта. Таким образом, все функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Каждая из этих функций жизненно важна для любой организации, вместе с тем планирование (прогнозирование и программирование) как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается основной, а другие функция ориентированы на выполнение тактических и стратегическихпланов.
Первый этап, через который проходит каждый руководитель, - это создание образовательного учреждения. Методика регистрации образовательного учреждения предусматривает следующие этапы:
*подготовка проекта Устава образовательного учреждения;
*согласование текста Устава с региональным (городским, районным) органом управления образованием в юридическом отделе;
*регистрация Устава образовательного учреждения в налоговой инспекции района по месту нахождения образовательного учреждения;
*изготовление печати;
*открытие расчетного счета;
*регистрация образовательного учреждения в комитете по статистике.
После этого начинается работа по оформлению лицензии на ведение образовательной деятельности. На практике многие руководители, особенно негосударственных образовательных учреждений, начинают не с оформления лицензии, а с работы по комплектованию и приему учащихся и студентов, чтобы как можно быстрее собрать первоначальный капитал. Это большая ошибка, т.к. ведет к обману потребителей и вмешательству компетентных органов.
В Уставе в соответствии со статьей 13 Закона об образовании в России должны быть предусмотрены следующие разделы: «Общие положения»;
«Правоспособность»; «Компетентность и ответственность»; «Учредители»;
«Цели и направления»; «Учебная деятельность»; «Научно-консалтинговая деятельность»; «Предпринимательская деятельность»; «Управление образовательного учреждения»; «Персонал и оплата труда»; «Экономика образовательного учреждения»; «Доходы и фонды»; «Международная и внешнеэкономическая деятельность»; «Реорганизация и ликвидация».
После регистрации Устава в налоговой инспекции района открывается расчетный счет в банке, заказывается круглая печать, оформляются несколько юридических документов, среди которых особое значение имеют следующие:
* Распоряжение о регистрации образовательного учреждения, в котором приводятся дата и номер распоряжения, указывается почтовый адрес организации и районная налоговаяинспекция;
*Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
*Круглая печать образовательного учреждения с указанием организационно-правовой формы, полного наименования организации по Уставу, местонахождения;
*Для негосударственных образовательных учреждений вышестоящий орган не указывается; вместо герба показывается товарный знак. Замена его на герб возможна только после прохождения государственной аккредитации в Минобразовании и науки России для вузов и техникумов или в региональном органе управления образованием для всех остальных видов образовательных учреждений.
* Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.
* Открытие расчетного счета в банке осуществляется на основе учредительных документов организации и после изготовления круглой печати;
* Информационное письмо об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций всех форм собственности ихозяйствования.
После создания образовательного учреждения и его государственной регистрации необходимо получить лицензию Рособрнадзора РФ.
Этот процесс можно разбить на три этапа:
Первый этап. Подготовка документов в соответствии с перечнем документов Положения о лицензировании образовательной деятельности Рособрнадзора РФ и Приказом Минобразования РФ от 23 апреля 2001г. № 1800. В этот список, наряду с документами о регистрации и Уставом учреждения, входят документы, отражающие наличие зданий, учебно- вспомогательных площадей, заключения служебно-санитарного и пожарного надзора о возможности ведения на этих площадях учебного процесса (всего
20 документов, в т.ч. о профессорско-преподавательском составе, обеспеченности образовательного процесса литературой идр.);
Второй этап. Документы рассматриваются в Рособрнадзоре РФ, после чего, в случае их правильного оформления, назначается государственная комиссия по лицензионной экспертизе. Комиссий пишет заключение, по которому на заседании коллегии Министерства выносится решение выдать (или не выдавать) образовательному учреждению лицензию.
Третий этап. В случае положительного решения коллегии Рособрнадзора издается приказ и вузу или колледжу, техникуму выдается лицензия. В приложении к лицензии указываются направления (специальности) и срок окончания действия лицензии на каждую программу (обычно 4-6 лет, в зависимости от уровня и формы обучения).
Запомни:
Хозяйственный механизм, планирование, прогнозирование, структура управления образованием, менеджмент, функции менеджмента в образовании.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные принципы и особенности хозяйственногомеханизма.
2. Каковы основные функции государства в процессе управления системой образования?
3. Охарактеризуйте современный этап формирования нового хозяйственного механизма.
4. Объясните суть программно-целевого подхода к решению проблем в областиобразования.
5. Что такое хозяйственный механизм и в чем состоит его специфика в отраслиобразования?
6. Каковы основные цели перехода к новому хозяйственному механизму в просвещении?
7. Почему учебные планы и контингент обучающихся важны для управления экономической деятельностью учрежденийобразования?
8. Каково основное содержание Федеральной программы развития образования в России? Почему она расценивается как один из инструментов решения задач по реформированию, стабилизации и развитию системы образования встране?
9. Как разграничиваются компетенции федеральных, республиканских, областных и муниципальных органов управления образованием Законом обобразовании?
10.Раскройте смысл понятия менеджмент. Определите его место в управлении учебными заведениями.
11.Какими качествами должен обладать менеджер? Охарактеризуйте различные группы школьных менеджеров.
Лекция 4. Финансирование образования
Вопросы:
1. Основы бюджетного законодательства.
2. Бюджетное финансирование образовательныхорганизаций.
3. Ценообразование в образовательномучреждении.
4. Смета доходов и расходов образовательныхучреждений.