Порядок внесения изменений в типовые учебные программы.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования
методические рекомендации
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования
методические рекомендации
Могилев
УМЦ ПО
УДК 377.12
ББК 74.560
Р 17
Рекомендовано к изданию методическим Советом учебно-методического центра профессионального образования
Разработчики: зам.директора УМЦ ПО Козырева М.Н., методист УМЦ ПО Базылева О.В.
Рецензент: директор УМЦ ПО Мулерова И.К.
Разработка учебно-планирующей документации в
Р 17 учреждениях профессионально-технического образования:
методические рекомендации/сост. М.Н.Козырева,
О.В.Базылева. – Могилев: УМЦ ПО, 2012. - 19с.
Данные материалы подготовлены в дополнение к методическим рекомендациям УО РИПО «Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования» и могут использоваться педагогическими работниками при разработке учебно-планирующей документации.
Предназначены для заместителей директора по учебно-производственным работам и производственному обучению (старшим мастерам), преподавателей и мастеров производственного обучения. Также будут полезны всем заинтересованным педагогическим работникам.
УДК 377.12
ББК 74.560
Р 17
Введение
Планированию в системе профессионально-технического образования всегда уделяется большое внимание.
К документации по планированию в учреждении профессионально-технического образования (УПТО) относятся учебные планы, учебные программы, перспективно-тематический план и др.
В методических рекомендациях даются разъяснения по разработке учебных программ и перспективно-тематических планов, приводятся их формы. Учтены требования действующих нормативных документов и являются дополнением к методическим рекомендациям «Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования» (РИПО, 2012 год).
Методические рекомендации будут полезны:
- преподавателям и мастерам производственного обучения;
- заместителям директора по учебно-производственным работам и производственному обучению (старшим мастерам);
- специалистам управлений образования и методистам учебно-методического центра профессионального образования.
Рекомендации по разработке учебных программ
Учебная программа – документ, разрабатываемый в учреждении образования на основании типовых учебных программ с учетом выбранных квалификаций и их специализаций согласно специфики регионального рынка труда и особенностей учреждения образования.
Учебные программы по учебным предметам общепрофессионального цикла и учебным предметам обязательного выбора профессионального компонента учебного плана учреждения профессионально-технического образования утверждаются управлением образования областного исполнительного комитета.
Учебные программы по учебным предметам специального цикла профессионального компонента учебного плана учреждения профессионально-технического образования, в том числе и по производственному обучению, по согласованию с организациями-заказчиками кадров, утверждаются управлением образования областного исполнительного комитета.
Учебная программаопределяет содержание обучения по тому или иному учебному предмету, порядок изучения учебного материала.
Учебная программа учреждения профессионально-технического образования разрабатывается в учреждении образования и учитывает особенности выбранной совокупности квалификаций, требования организаций-заказчиков кадров, особенности учреждений профтехобразования и реализуемых образовательных программ профессионально-технического образования. При составлении учебных программ проводится корректировка содержания типовых учебных программ связанная с развитием техники и технологий, также необходимо учитывать изменения, происходящие в содержании и характере труда относящиеся к конкретной профессии. Проектирование учебных программ осуществляют параллельно разработке учебного плана.
Учебная программа должна соответствовать:
· образовательному стандарту по специальности;
· требованиям профессионально-квалификационной характеристики;
· типовой учебной программе по учебному предмету (производственному обучению).
При проектировании количество часов, отведенное на изучение отдельных тем в типовых учебных программах, последовательность их изучения в обоснованных случаях можно изменять по усмотрению преподавателей (мастеров производственного обучения) при условии выполнения целей и задач предмета, достижения необходимых результатов обучения. При этом объем учебного времени, отводимого на предмет должен соответствовать утвержденному учебному плану.
Все изменения рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения в установленном порядке и должны быть отражены в пояснительной записке учебной программы.
Разработанные учебные программы предоставляют на экспертизу в учебно-методический центр профессионального образования вместе с учебным планом и утверждаются в установленном порядке.
Если типовая учебная программа по учебному предмету общепрофессионального цикла (например, предмет «Экономика») едина для обучения по нескольким квалификациям, то учебная программа разрабатывается в одном экземпляре. Такие учебные программы собираются в отдельную папку, которая является приложением к действующим комплектам УПД.
Если разрабатывается учебная программа по учебному предмету с изучением на повышенном уровне, то это указывается на титульном листе и в пояснительной записке. В тематическом плане и содержании учебной программы введение новой темы, углубление изучаемого материала по теме и другое отражается курсивом.
Рекомендуемая структура учебной программы:
§ титульный лист (приложение 1);
§ пояснительная записка;
§ тематический план (приложение 2);
§ содержание учебной программы (приложение 3);
§ перечень структурных элементов научно-методического обеспечения (учебно-методического комплекса), (приложение 4), включающий:
- нормативную документацию (образовательный стандарт, типовая учебная программа, нормативная документация по стандартизации и т.д.);
- учебно-методическую документацию (методические рекомендации, методика изучения отдельных тем и т.д.);
- учебные издания;
- средства обучения (учебники, учебные пособия, электронные средства обучения и т.д.);
- средства контроля (контрольные задания, тесты и т.д.);
§ показатели оценки результатов учебной деятельности обучаемых по учебному предмету (приложение 5);
§ лист согласования (приложение 6).
В пояснительной записке должны быть отражены:
- цели обучения (с учетом требуемых уровней усвоения учебного материала), воспитания и развития;
- наименование квалификаций, для которых предназначена данная учебная программа, их уровень;
- сведения о типовой учебной программе производственного обучения, на основании которой разработана учебная программа производственного обучения учреждения профессионально-технического образования;
- требования по реализации межпредметных связей;
- сведения о тематике комплексных и проверочных работ;
- сведения об этапах производственного обучения;
- сведения о включении в содержание соответствующих тем учебной программы информации о новой технике, технологиях, используемых в организациях-заказчиках кадров, специфике регионального рынка труда;
- рекомендации по организации изучения отдельных тем, проведению лабораторных, практических, лабораторно-практических занятий (работ) и др.
Тематический план является частью учебной программы, включает полный перечень тем учебного предмета и объем времени на их изучение, разрабатывается в соответствии с учебным планом и учебной программой.
Тематический план учебной программы учебного предмета учреждения профессионально-технического образования должен соответствовать конкретной образовательной программе профессионально-технического образования. Составляется преподавателем конкретного учебного предмета. Включает перечень тем учебной программы, обязательные контрольные работы, лабораторно-практические занятия (работы), практические занятия (работы), лабораторные занятия (работы), отводимое количество учебного времени.
Тематический план учебной программы производственного обучения учреждения профессионально-технического образования должен соответствовать конкретной образовательной программе профессионально-технического образования, предусматривать распределение проверочных и комплексных работ, содержать перечень разделов и тем с указанием количества часов на их изучение с учетом уровней квалификации (разрядов, категорий, классов). В тематических планах учебных программ производственного обучения УПТО, как правило, выделяются этапы обучения: обучение в учреждении профессионально-технического образования, обучение в организациях-заказчиках кадров, производственная практика. Тематический план разрабатывается мастером производственного обучения по конкретным профессиям.
К содержанию учебных программ учреждения профессионально-технического образования предъявляются следующие требования:
- конкретность, рациональная последовательность содержания отдельных тем, разделов;
- соответствие целей изучения тем и прогнозируемых результатов их достижения;
- обоснованность последовательности проведения обязательных контрольных работ, лабораторных, лабораторно-практических, практических занятий (работ), комплексных и проверочных работ, правильность формулировки целей их проведения.
Учебные программы учреждения профессионально-технического образования должны иметь буквенно-цифровые коды, указывающие на связь их содержания с требованиями профессионально-квалификационной характеристики.
Количество часов, отводимое на изучение тем, последовательность их изучения в обоснованных случаях по усмотрению преподавателей (мастеров производственного обучения) могут изменяться при условии выполнения целей и задач предмета, достижения необходимых результатов обучения, вносимые изменения рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения. Все изменения должны быть отражены в пояснительной записке.
В перечень средств научно-методического обеспечения включаются приобретаемые и самостоятельно разрабатываемые педагогическими работниками учреждения профессионально-технического образования средства.
Программа производственной практики – документ, определяющий содержание и структуру производственного обучения учащихся на конкретном предприятии.
Программа заключительного периода производственного обучения (производственной практики)рассматривается на заседании методической комиссии, согласовывается с предприятием и утверждается заместителем директора по УПР (ПО).
Рекомендуемые разделы:
· - титульный лист;
· - общие положения;
· - цель и задачи практики;
· - перечень учебно-производственных работ учащихся;
· - организация рабочего места;
· - квалификационная характеристика;
· - изучение передовых приемов и методов работы;
· -график прохождения производственного обучения (согласованный и утвержденный в установленном порядке);
· - показатели оценки результатов учебной деятельности обучаемых в заключительном периоде производственного обучения;
· - рекомендации мастеру п/о.
М.п.
Разработчик: _____________ должность ___________ _______________
(подпись) (инициалы, фамилия)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В методических рекомендациях реализованы следующие задачи:
- раскрыт порядок разработки первоначальной учебно-планирующей документации по учебным предметам профессионального компонента в учреждении образования;
- раскрыты основные требования по структуре и содержанию первоначальной учебно-планирующей документации по учебным предметам профессионального компонента.
Рекомендации позволяют систематизировать и конкретизировать работу по разработке учебных программ и перспективно-тематических планов по учебным предметам профессионального компонента в учреждениях профессионально-технического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методика производственного обучения: учеб.-метод. пособие/Л.Л.Молчан (и др.); сост. Л.Л.Молчан, А.Д.Лашук. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2011. – 192 с.
2. Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования: метод. рекомендации / разраб.: М.В.Ильин (и др.). – Минск: РИПО, 2012 – 59 с.
3. Учебно-методические комплексы в профессионально-техническом образовании: теоретические основы и проектирование: монография/ А.Х.Шкляр, С.М.Барановская. – 3-е изд., испр. – Минск: РИПО, 2011. – 68 с.
Методическое издание
Козырева Марина Николаевна,
Базылева Оксана Викторовна.
Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования
Методические рекомендации
Компьютерная верстка: М.Н.Козырева
Учебно-методический центр профессионального образования
управления образования Могилевского облисполкома.
Ул.Якубовского, 18. 212026, г.Могилев.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования
методические рекомендации
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования
методические рекомендации
Могилев
УМЦ ПО
УДК 377.12
ББК 74.560
Р 17
Рекомендовано к изданию методическим Советом учебно-методического центра профессионального образования
Разработчики: зам.директора УМЦ ПО Козырева М.Н., методист УМЦ ПО Базылева О.В.
Рецензент: директор УМЦ ПО Мулерова И.К.
Разработка учебно-планирующей документации в
Р 17 учреждениях профессионально-технического образования:
методические рекомендации/сост. М.Н.Козырева,
О.В.Базылева. – Могилев: УМЦ ПО, 2012. - 19с.
Данные материалы подготовлены в дополнение к методическим рекомендациям УО РИПО «Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования» и могут использоваться педагогическими работниками при разработке учебно-планирующей документации.
Предназначены для заместителей директора по учебно-производственным работам и производственному обучению (старшим мастерам), преподавателей и мастеров производственного обучения. Также будут полезны всем заинтересованным педагогическим работникам.
УДК 377.12
ББК 74.560
Р 17
Введение
Планированию в системе профессионально-технического образования всегда уделяется большое внимание.
К документации по планированию в учреждении профессионально-технического образования (УПТО) относятся учебные планы, учебные программы, перспективно-тематический план и др.
В методических рекомендациях даются разъяснения по разработке учебных программ и перспективно-тематических планов, приводятся их формы. Учтены требования действующих нормативных документов и являются дополнением к методическим рекомендациям «Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования» (РИПО, 2012 год).
Методические рекомендации будут полезны:
- преподавателям и мастерам производственного обучения;
- заместителям директора по учебно-производственным работам и производственному обучению (старшим мастерам);
- специалистам управлений образования и методистам учебно-методического центра профессионального образования.
Рекомендации по разработке учебных программ
Учебная программа – документ, разрабатываемый в учреждении образования на основании типовых учебных программ с учетом выбранных квалификаций и их специализаций согласно специфики регионального рынка труда и особенностей учреждения образования.
Учебные программы по учебным предметам общепрофессионального цикла и учебным предметам обязательного выбора профессионального компонента учебного плана учреждения профессионально-технического образования утверждаются управлением образования областного исполнительного комитета.
Учебные программы по учебным предметам специального цикла профессионального компонента учебного плана учреждения профессионально-технического образования, в том числе и по производственному обучению, по согласованию с организациями-заказчиками кадров, утверждаются управлением образования областного исполнительного комитета.
Учебная программаопределяет содержание обучения по тому или иному учебному предмету, порядок изучения учебного материала.
Учебная программа учреждения профессионально-технического образования разрабатывается в учреждении образования и учитывает особенности выбранной совокупности квалификаций, требования организаций-заказчиков кадров, особенности учреждений профтехобразования и реализуемых образовательных программ профессионально-технического образования. При составлении учебных программ проводится корректировка содержания типовых учебных программ связанная с развитием техники и технологий, также необходимо учитывать изменения, происходящие в содержании и характере труда относящиеся к конкретной профессии. Проектирование учебных программ осуществляют параллельно разработке учебного плана.
Учебная программа должна соответствовать:
· образовательному стандарту по специальности;
· требованиям профессионально-квалификационной характеристики;
· типовой учебной программе по учебному предмету (производственному обучению).
При проектировании количество часов, отведенное на изучение отдельных тем в типовых учебных программах, последовательность их изучения в обоснованных случаях можно изменять по усмотрению преподавателей (мастеров производственного обучения) при условии выполнения целей и задач предмета, достижения необходимых результатов обучения. При этом объем учебного времени, отводимого на предмет должен соответствовать утвержденному учебному плану.
Все изменения рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения в установленном порядке и должны быть отражены в пояснительной записке учебной программы.
Разработанные учебные программы предоставляют на экспертизу в учебно-методический центр профессионального образования вместе с учебным планом и утверждаются в установленном порядке.
Если типовая учебная программа по учебному предмету общепрофессионального цикла (например, предмет «Экономика») едина для обучения по нескольким квалификациям, то учебная программа разрабатывается в одном экземпляре. Такие учебные программы собираются в отдельную папку, которая является приложением к действующим комплектам УПД.
Если разрабатывается учебная программа по учебному предмету с изучением на повышенном уровне, то это указывается на титульном листе и в пояснительной записке. В тематическом плане и содержании учебной программы введение новой темы, углубление изучаемого материала по теме и другое отражается курсивом.
Рекомендуемая структура учебной программы:
§ титульный лист (приложение 1);
§ пояснительная записка;
§ тематический план (приложение 2);
§ содержание учебной программы (приложение 3);
§ перечень структурных элементов научно-методического обеспечения (учебно-методического комплекса), (приложение 4), включающий:
- нормативную документацию (образовательный стандарт, типовая учебная программа, нормативная документация по стандартизации и т.д.);
- учебно-методическую документацию (методические рекомендации, методика изучения отдельных тем и т.д.);
- учебные издания;
- средства обучения (учебники, учебные пособия, электронные средства обучения и т.д.);
- средства контроля (контрольные задания, тесты и т.д.);
§ показатели оценки результатов учебной деятельности обучаемых по учебному предмету (приложение 5);
§ лист согласования (приложение 6).
В пояснительной записке должны быть отражены:
- цели обучения (с учетом требуемых уровней усвоения учебного материала), воспитания и развития;
- наименование квалификаций, для которых предназначена данная учебная программа, их уровень;
- сведения о типовой учебной программе производственного обучения, на основании которой разработана учебная программа производственного обучения учреждения профессионально-технического образования;
- требования по реализации межпредметных связей;
- сведения о тематике комплексных и проверочных работ;
- сведения об этапах производственного обучения;
- сведения о включении в содержание соответствующих тем учебной программы информации о новой технике, технологиях, используемых в организациях-заказчиках кадров, специфике регионального рынка труда;
- рекомендации по организации изучения отдельных тем, проведению лабораторных, практических, лабораторно-практических занятий (работ) и др.
Тематический план является частью учебной программы, включает полный перечень тем учебного предмета и объем времени на их изучение, разрабатывается в соответствии с учебным планом и учебной программой.
Тематический план учебной программы учебного предмета учреждения профессионально-технического образования должен соответствовать конкретной образовательной программе профессионально-технического образования. Составляется преподавателем конкретного учебного предмета. Включает перечень тем учебной программы, обязательные контрольные работы, лабораторно-практические занятия (работы), практические занятия (работы), лабораторные занятия (работы), отводимое количество учебного времени.
Тематический план учебной программы производственного обучения учреждения профессионально-технического образования должен соответствовать конкретной образовательной программе профессионально-технического образования, предусматривать распределение проверочных и комплексных работ, содержать перечень разделов и тем с указанием количества часов на их изучение с учетом уровней квалификации (разрядов, категорий, классов). В тематических планах учебных программ производственного обучения УПТО, как правило, выделяются этапы обучения: обучение в учреждении профессионально-технического образования, обучение в организациях-заказчиках кадров, производственная практика. Тематический план разрабатывается мастером производственного обучения по конкретным профессиям.
К содержанию учебных программ учреждения профессионально-технического образования предъявляются следующие требования:
- конкретность, рациональная последовательность содержания отдельных тем, разделов;
- соответствие целей изучения тем и прогнозируемых результатов их достижения;
- обоснованность последовательности проведения обязательных контрольных работ, лабораторных, лабораторно-практических, практических занятий (работ), комплексных и проверочных работ, правильность формулировки целей их проведения.
Учебные программы учреждения профессионально-технического образования должны иметь буквенно-цифровые коды, указывающие на связь их содержания с требованиями профессионально-квалификационной характеристики.
Количество часов, отводимое на изучение тем, последовательность их изучения в обоснованных случаях по усмотрению преподавателей (мастеров производственного обучения) могут изменяться при условии выполнения целей и задач предмета, достижения необходимых результатов обучения, вносимые изменения рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения. Все изменения должны быть отражены в пояснительной записке.
В перечень средств научно-методического обеспечения включаются приобретаемые и самостоятельно разрабатываемые педагогическими работниками учреждения профессионально-технического образования средства.
Программа производственной практики – документ, определяющий содержание и структуру производственного обучения учащихся на конкретном предприятии.
Программа заключительного периода производственного обучения (производственной практики)рассматривается на заседании методической комиссии, согласовывается с предприятием и утверждается заместителем директора по УПР (ПО).
Рекомендуемые разделы:
· - титульный лист;
· - общие положения;
· - цель и задачи практики;
· - перечень учебно-производственных работ учащихся;
· - организация рабочего места;
· - квалификационная характеристика;
· - изучение передовых приемов и методов работы;
· -график прохождения производственного обучения (согласованный и утвержденный в установленном порядке);
· - показатели оценки результатов учебной деятельности обучаемых в заключительном периоде производственного обучения;
· - рекомендации мастеру п/о.
Порядок внесения изменений в типовые учебные программы.
Корректировка типовых учебных программ рассматривается на заседаниях методических комиссий и фиксируется в протоколах.
Преподаватели (мастера производственного обучения), изучив типовую учебную программу, подготавливают предложения с обоснованием о внесении изменений в типовую программу в 2-х экземплярах. В период разработки учебных программ подают председателю методической комиссии данные предложения на рассмотрение. В случае положительного результата преподавателю (мастеру производственного обучения) выдается выписка из протокола заседания (копия протокола), один экземпляр предложений и данные изменения вносятся в учебную программу с отражением в пояснительной записке.
Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛАСТНОГОИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «_______________________________________________________»
СОГЛАСОВАНО _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ « ___ » ____________ 20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель начальника управления образования Могилёвского облисполкома _____________ В.В.Рыжков « ___ » ____________ 20____ г. |