Коррекционная работа с родителями, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Семья является важным институтом для воспитания и развития детей. В ней существуют свои правила и уставы, а главное в ней царит любовь, тепло и забота. Семейное воспитание и взаимоотношения родителей и детей является важной проблемой в нашем современном обществе.
Особое место занимает работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Такие ученые как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка [6].
В исследованиях В.С. Васильевой отмечается основополагающая роль педагога в психологическом сопровождении родителей, воспитывающих детей сограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено необходимостью реализации индивидуального и комплексного подходов в формировании их реабилитационной компетентности, что является важным условием повышения качества коррекционной работы и создания условий для коррекции и компенсации имеющихся у детей своеобразий развития [2; 3].
Однако, семья не всегда воспитывает ребенка и влияет на него положительно, особенно на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Часто родители не признают проблему ребенка и скрывают это.
В семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается наличие разных стилей воспитания. В одних случаях отклонения в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья усугубляются семейной ситуацией, что может быть вызвано неблагоприятным социальным статусом семьи и отвержением ребенка, в других случаях отклонения в развитии могут быть предупреждены или компенсированы, благодаря положительному влиянию семьи на ребенка и помощь в преодолении определенных трудностей, обусловленных дефектом [1].
В связи с этим, встает вопрос необходимости комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению трудностей в выстраивании детско-родительских отношений и принятию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей, имеющих психические и физические недостатки. Самый главный возрастной период в жизни ребенка – это ранний возраст. Чем раньше будет коррекционная помощь, тем легче будет компенсировать дефект. Но не стоит забывать о том, что родители в жизни ребенка играют важную роль. От семейного воспитания зависит формирование личности ребенка.
Хорошо известно, что родители, как правило, испытывают большой интерес к воспитанию и обучению своего ребенка. Ребенок по-настоящему счастлив, когда чувствует заботу, внимание и любовь со стороны родителей. Для правильного воспитания ребенка важно, чтобы слова и дела родителей всегда могли быть примером для ребенка [5]. Родителям следует помнить, что каждый их поступок, каждое произнесенное слово будет иметь значение в процессе обучения и воспитания. Особенно это касается детей с отклонениями в развитии, которые обычно меньше, чем другие дети, взаимодействуют с окружающим миром [9].
На сегодняшний день представлено множество характерных особенностей родителей, воспитывающих ребенка с нарушенным развитием.
В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или реализуются не в полной мере. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются.
Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом.
Каждая семья индивидуальна, и все по-разному реагируют, принимают и воспитывают своих детей. Можно лишь предположить, что истинные ценности культуры, которыми в течение жизни овладевает человек, развивают в нем чувство сопереживания и сочувствия к проблемам слабых и больных лиц, в том числе и детей. Эти характеристики формируются с раннего возраста в соответствии с определенными канонами воспитания [6].
Существуют различные методы и методики для изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Каждый метод по своему уникален и несет массу информации, которую специалисты узнают от родителей и детей.
Например, методы изучения семьи (социологические опросы, интервьюирование и анкетирование); методики («Семейная социометрия», «Анализ семейных взаимоотношений», «История жизни с проблемным ребенком»). Они помогают понять причину неблагополучия в системе семейного воспитания.
Однако, никакое обследование ребенка и его семьи нельзя считать полным, если тщательно не рассмотрены все дополнительные проблемы, с которыми может столкнуться «особый» ребенок. Эти проблемы включают нарушения зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), судорожные припадки, эмоциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, проблемы коммуникативного поведения и многие другие [7].
Такое обследование под силу команде специалистов, включающей педагога-дефектолога, психолога, социального работника, педиатра, психиатра, логопеда и, в случае необходимости, окулиста, сурдолога, ортопеда и других [9].
Оказание ранней психолого-педагогической поддержки родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должно быть строго дифференцированно и максимально приближенно к условиям, в которых живет конкретная семья. Вспоминаются слова Л.С. Выготского, где он говорил о том, что, «…особенности трудного ребенка должны рассматриваться не в статике, как сумма его дефектов, его недочетов, а в динамике» [4].
Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка как человека со скрытыми возможностями, помочь родителям поверить в то, что каждый ребенок в чем-то талантлив, раскрыть его перспективы, построить научно обоснованную систему занятий, которая позволит увидеть перспективы дальнейшего развития.
Помощьсемьям заключаются в том, что ребенок, не уходя из семьи, включается в единое педагогическое пространство. Родители получают дополнительную всестороннюю и комплексную помощь со стороны специалистов. Существуют различные формы работы с родителями, такие как: диагностическая работа, индивидуальное консультирование, индивидуальные и групповые игровые сеансы в диаде «родитель – ребенок». Включение родителей в образовательный процесс существенно ускоряется процесс социализации ребенка с особенностями в развитии [6].
Сложная комплексная работа с семьей детей с ограниченными возможностями здоровья с участием всех специалистов должна быть регулярно организованной. Постоянный контакт специалистов с родителями обеспечивает у них устойчивый интерес к изменениям в развитии ребенка.
Библиографический список
1. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст]: дис. …кан. пед. наук. / А.Я. Варга. – Москва, 1986. – 209 с.
2. Васильева, В.С. Вопросы подготовки специалистов для психологического сопровождения семьи проблемного ребенка раннего возраста[Текст] / В.С. Васильева // Актуальные проблемы специального (коррекционного) образования: материалы научно-практической конференции. – 2003. – С. 106–110.
3. Васильева, В.С. Работа с родителями в условиях группы кратковременного пребывания как средство предупреждения дезадаптации к ДОУ детей раннего возраста[Текст] / В.С. Васильева // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов ЧГПУ за 2005 год. – Челябинский государственный педагогический университет, 2006. – С. 42–47.
4. Выготский, Л.С.Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – 368 с.
5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
6. Крупина, И.В. Основы семейного воспитания [Текст] / И.В. Крупина // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд. – М., 1996.
7. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие / В.ВТкачева.– М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
8. Макарычева, Н.В. Проблемы раннего детства. Диагностика, педагогическая поддержка, профилактика [Текст]: в помощь занимающимся воспитанием детей 2–3 лет / Н.В. Макарычева. – М., 2005.
9. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
Е.Н. Пономаренко
Научный руководитель: В.С. Васильева,
канд. пед. наук, доцент