Место и время проведения практики.
Организуется для студентов III курса ОФО и ЗФО (на базе 11 кл.) в течение 2 недель, для студентов ОФО (на базе СПО) в течение 1 недели в 5 семестре.
Режим работы студента в период практики:
Первая неделя отводится на общее ознакомление студентов со школой, классом и организацией учебно-воспитательного процесса. Практиканты посещают уроки всех учителей в закрепленном классе, знакомятся с различными видами внеклассной работы и к концу первой недели составляют индивидуальные планы работы на период практики, которые утверждаются групповым руководителем.
В последующую неделю практики студенты работают согласно общему плану педагогической практики и индивидуальным планам. Они выполняют следующие виды работ:
- ведут уроки, дополнительные и внеклассные занятия в закрепленных классах. Не позднее, чем за два дня до проведения занятия они обязаны показать руководителю или учителю конспект урока или занятия и подготовленные к нему пособия. К проведению всех видов занятий допускаются только те студенты, конспекты которых утверждены;
- проводят психодиагностические исследования;
- присутствуют на уроках (не менее 5 в неделю) и внеурочных занятиях (не менее 3 за весь период практики), проводимых однокурсниками; фиксируют в дневниках их ход, свои наблюдения и замечания, а затем участвуют в их обсуждении;
- принимают активное участие в работе по плану классного руководителя;
- участвуют во всех школьных мероприятиях (педсоветах, совещаниях, заседаниях предметных методических объединений, проведении дня здоровья и т.п.);
Рабочий день студентов в этот период составляет не менее 6 часов. График работы студентов должен быть согласован с учителем и доведен до сведения всех руководителей практики.
2.2.5.Критерии оценивания студентов во время практики
За педагогическую практику «Первые дни ребенка в школе» выставляется недифференцированный зачет, который выставляется на основании анализа умений студентов, показанных во время практики, и отчетной документации.
Основные умения, формируемые в процессе педагогической практики
Студент должен уметь:
· изучать психологические особенности детей-первоклассников и условия их адаптации, используя различные методы;
· анализировать готовность детей к обучению в школе, определять сформированность трудовых умений и навыков после поступления в школу;
· изучать работу учителя по привитию первоклассникам первоначальных умений и навыков выполнения единых требований;
· определять особенности учебно-воспитательного процесса в первом классе, организовывать подвижные игры на свежем воздухе с учетом психологических особенностей детей 6-7 летнего возраста;
· собирать материал, обобщающий опыт работы учителя с первоклассниками;
· оценивать свои профессиональные возможности, разрабатывать программы самосовершенствования, пополнять свой научно-методический фонд;
· проводить индивидуальные беседы с родителями.
Отчетная документация по педагогической практике
1. Психолого-педагогический дневник с подробными записями, заметками, анализами уроков учителя, с психолого-педагогическим обоснованием конспекта урока (на выбор) и с самоанализом своего урока (на выбор).
2.Планы - конспекты всех проведенных уроков (для студентов, проходящих практику в течение 2 недель)
3.Карта готовности ребенка к обучению в школе.
4.Анализ работы учителя по адаптации детей в первые дни пребывания ребенка в школе.
5.Отчет о практике с самоанализом и пожеланиями по организации практики.
6.Методическая копилка.
7.Аттестационная книжка (с характеристикой на студента, проходящего практику в течение 2 недель).
Содержание педагогической практики «Первые дни ребенка в школе».
1. Составление плана-графика проведения учебной и воспитательной работы на две недели (в аттестационной книжке).
2. Наблюдение и анализ учебной и внеклассной работы, проводимой учителем в первые дни сентября (запись в дневнике с замечаниями и предложениями). (Приложение № 28).
3. Наблюдение и анализ уроков обучения грамоте и математики, проведенных учителем (оформление в дневнике). (Приложение № 22, №23).
4. Изучение психолого-педагогических особенностей детей, их готовности к учению с последующим составлением карты готовности детей к школе на основе методик 1-7. (Приложение № 29).
5. Участие в организационно-педагогических мероприятиях, проводимых учителем.
6. Организация спортивно-игровой деятельности первоклассников во внеурочное время.
7. Воспитательная работа по плану классного руководителя (изучение документации учеников, участие в подготовке и проведении родительского собрания, организация конкурса рисунков детей «Мой первый день в школе» и др.) и ее анализ. (Приложение № 3,№7, №12, №13 №24).
8. Подготовка и проведение уроков в классе (проводятся на 2 неделе практики студентами ОФО и ЗФО (на базе 11 кл.)):
- обучение грамоте – 4 урока;
- математики – 2 урока;
9. Подготовка урока с психолого-педагогическим обоснованием (1 урок) (Приложение № 27) (выполняется студентами, проходящими практику в течение 2 недель).
10. Выполнение самоанализа урока (1 урок). (Приложение №№ 21,30) (выполняется студентами, проходящими практику в течение 2 недель).
11. Пополнение своего дидактического, методического фонда материалами, отражающими особенности организации работы в первые дни пребывания ребенка в школе
2.3. Учебная практика по подготовке студентов