Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, а также основные формы этой ответственности.

В соответствии со ст. 47 Закона, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность:

а) перед населением муниципального образования;

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: утрата доверия населения. Закон не определяет порядка и условий ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: они устанавливаются в уставе муниципального образования.

б) перед государством;

Согласно Закону общим основанием данного вида ответственности является: нарушение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, Федеральных законов, Законов субъекта РФ, а также устава муниципального образования.

Форма проявления этой ответственности – прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления (выборного и иного), а также выборного должностного лица местного самоуправления.

Ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за осуществлением отдельных государственных полномочий. Однако эта ответственность наступает в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством является не нарушение конституционных норм и норм законов, а, прежде всего, не эффективное исполнение или неисполнение ими делегированных полномочий. Однако конкретный механизм привлечения в этом случае органов и должностных лиц местного самоуправления, как и сами виды (формы) ответственности перед государством, законом не определены.

в) перед физическими и юридическими лицами.

Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае, прежде всего, наступает в судебном порядке.

Решения и действия (или бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и своды граждан, закрепляет Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года.

50. Гарантии местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления — система средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализации гражданами их прав на местное самоуправление:

• обеспечение минимальных бюджетов путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики муниципальных образований;

• законодательное обеспечение самостоятельной деятельности органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

• обеспечение конституционного права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов в результате решений, принятых органами государственной власти;

• законодательное установление порядка передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этими органами отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться;

• создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением предполагает:

1) наличие механизмов контроля за эффективностью деятельности со стороны населения;

2) наличие механизмов реализации ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением;

3) разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, законов о местном самоуправлении;

4) наличие механизмов реализации народной правотворческой инициативы;

5) и др;

• обеспечение конституционного права местного самоуправления на судебную защиту.

Особенность гарантий местного самоуправления состоит в том, что они носят государственный характер, в то время как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Гарантии местного самоуправления принято подразделять на общие и специальные.

Общие гарантии обусловлены сложившимися господствующими общественными отношениями экономического, социального, политического характера и не связаны с конкретными юридическими механизмами функционирования местного самоуправления. Они делятся на финансово-экономические, политические, социальные и духовно-культурные.

Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

Это система правовых норм и институтов, обеспечивающих возможность эффективной реализации прав местного самоуправления и закрепляющих правовые возможности защиты, в том числе и судебной, прав местного самоуправления в случае их нарушения. К ним относятся следующие:

1) Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

2) Обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями.

3) Государственная защита юридической силы актов местного самоуправления.

4) Судебная защита местного самоуправления.

5) Прокурорский надзор, другие средства защиты местного самоуправления внесудебными органами государственной власти.

Муниципальный заказ

Муниципальный заказ — это закупка органами местного самоуправления, осуществляемая при помощи общественных средств (бюджетных — в первую очередь). Разница между муниципальным и государственным заказом невелика, однако законодательство отдельно оговаривает такое понятие как муниципальный заказ.Собственно, оно существует для определения заказчика: государственный или же муниципальный орган. Муниципальные, так же как и государственные, заказы призваны удовлетворять государственные нужды. Управлением и теми и другими заказами, а также ведением сайтов для них занимаются специальные агентства. Именно они отслеживают, правомерно ли размещен тот или иной муниципальный заказ, и соответствие всех сопутствующих процедур.

· Размещение заказа, будь то муниципальный или государственный заказ, осуществляется в рамках так называемого тендера. Задача тендера на выполнение заказа состоит в поиске поставщика, который предложит максимально выгодное и надежное сотрудничество.

· Каждый муниципальный заказ должен размещаться на сайте муниципальных заказов, вне зависимости от суммы, на которую он рассчитан.

Сегодня существует несколько законодательно утвержденных способов для размещения любого муниципального заказа:

· Конкурс (открытый или закрытый)

· Аукцион (открытый или закрытый)

· Биржевые торги

· Запрос котировок

· Закупки у одного (единственного) поставщика

· Электронный аукцион

Выбирается оптимальный способ, при помощи которого будет размещен муниципальный заказ, исходя из сроков и объемов контракта, которые призван реализовать муниципальный или же государственный заказ. Причем формированием такого заказа может заниматься как госзаказчик, так и специально им нанятый организатор. На сегодняшний день существуют специализированные организации, которые занимаются управлением такого рода заказами.

Муниципальный заказ формируется при помощи создания конкурсной документации, которая описывает все требования к товарам, услугам и работам, а также сроки, которые предоставляются на предоставление заявок от исполнителей. Когда муниципальный заказ полностью сформирован, он размещается в реестре на сайте муниципальных заказов.

Муниципальный заказ обязательно размещается открыто для того, чтобы как можно больше поставщиков или исполнителей могло принять участие в тендере. Главная цель такого мероприятия — создание условий свободной конкуренции, прозрачности сделок и, в конечном итоге, экономии средств бюджета.

Наши рекомендации