Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае, прежде всего, наступает в судебном порядке.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

Решения и действия (или бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закрепляет Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” .

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинение или имущественное вреда или морального они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством.

Этот вид от­ветственности регулируется нормами гражданского права. Но в некоторых субъектах Российской Федерации имеются от­дельные попытки регулирования данного вопроса. Так, в со­ответствии с законом Ставропольского края от 27 сентября 1996 г. № 34-кз "О наделении органов местного самоуправле­ния отдельными государственно-властными полномочиями и порядке контроля за их осуществлением" ущерб, причинен­ный в результате неисполнения или ненадлежащего исполне­ния отдельных государственных полномочий органом местно­го самоуправления, возмещается предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам, органам государственной власти, другим органам местного самоуправления, которым причинен этот ущерб, на основании решения суда или арбитражного су­да за счет собственных средств органа местного самоуправле­ния, виновного в причинении данного ущерба.

При передаче отдельных полномочий органов государст­венной власти Ставропольского края органам местного само­управления на договорной основе органы местного самоупра­вления несут ответственность за осуществление переданных им полномочий перед органами государственной власти. От­ветственность перед жителями края за осуществление этих полномочий несут органы государственной власти.

Органы местного самоуправления не несут ответственно­сти за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдель­ных государственных полномочий, которыми они наделены, если им не переданы материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления соответствующих государст­венных полномочий; осуществлению данных полномочий препятствуют решения и действия органов государственной власти и их должностных лиц.

Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц местного самоуправления может быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическим и юридическим лицам.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

В соответствии со статьей 49 Федерального за­кона "Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации" ответственность органов ме­стного самоуправления и должностных лиц местного самоуп­равления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, уста­ва субъекта Российской Федерации, федеральных законов, за­конов субъекта Российской Федерации, устава муниципально­го образования. Таким образом в Федеральном законе дается исчерпывающий перечень нормативно-правовых актов, нару­шение которых влечет ответственность перед государством. При этом ущерб причиняется необязательно непосредственно государству. Потерпевшими могут быть и другие субъекты права — граждане, предприятия, учреждения, организации[166].

Характеризуя юридическую ответственность должност­ных лиц, следует обратить внимание на некоторые различия в порядке привлечения к ответственности выборных и невыбор­ных должностных лиц органов местного самоуправления. Эти различия касаются в первую очередь уголовной, дисциплинар­ной и муниципально-правовой ответственности.

Особенности привлечения к уголовной ответственности. В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации" депутаты, члены выборных органов местно­го самоуправления, выборные должностные лица местного са­моуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительст­ва или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответст­венности без согласия прокурора субъекта Российской Феде­рации. Иными словами, вышеназванные лица обладают не­прикосновенностью. Но депутат и другие выборные должност­ные лица органов местного самоуправления пользуются не­прикосновенностью только на территории муниципального образования. Вне этой территории иммунитет не действует. Для привлечения к уголовной ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления не требу­ется согласия соответствующего представительного органа. Достаточно согласия прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации[167].

Невыборные должностные лица органов местного самоуп­равления (муниципальные служащие) неприкосновенностью не обладают.

Особенности привлечения к дисциплинарной ответственно­сти. Дисциплинарная ответственность муниципальных служа­щих и выборных должностных лиц органов местного самоуп­равления имеет существенные отличия. В обоих случаях осно­ванием является дисциплинарный проступок — виновное не­исполнение или ненадлежащее исполнение должностных обя­занностей. Но характер должного поведения выборных и не­выборных должностных лиц органов местного самоуправления существенно различается. Как следствие этого вводятся и раз­личные виды взысканий.

Как правило, в законах субъектов Российской Федерации о муниципальной службе на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий вы­говор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим муниципального служащего на долж­ность. Этот подход закреплен в Приморском крае. Костром­ской, Новосибирской областях.

Особенности административной ответственности органов местного самоуправления. Организации отвечают за админист­ративный проступок независимо от того, виновны ли они. Ор­ганизации несут ответственность за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Административная ответственность может наступать за нарушение норм таможенного, налогового, финансового законодательства, за правонарушения в области строительства и т.д.

Решение о прекращении полномочий данного органа или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, решение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Однако закон предусматривает определенные гарантии прав органа и выборного лица местного самоуправления, позволяющие не допускать произвола и субъективизма при принятии столь ответственного решения. Основаниям для рассмотрения данного решения законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации является заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации (верховного суда республики, краевого, областного или городского суда) о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

Соответствующий суд субъекта Российской Федерации дает заключение после обращения к нему законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который это делает в случае, когда ему станут известны факты нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования. Причем закон требует, чтобы эти факты были установлены в судебном порядке.

Закон, гарантируя права населения на местное самоуправление, обязывает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при принятии или решения о прекращении полномочий органа местного самоуправления одновременно назначать новые выборы. При этом решение принимается в форме закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица ме­стного самоуправления несут ту или иную ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в за­висимости от того, в какой мере эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти матери­альными и финансовыми средствами. Вводится важное огра­ничение степени ответственности органов местного самоупра­вления и их должностных лиц за осуществление переданных им государственных полномочий. Это правило действует толь­ко в отношении государственно-властных полномочий, пере­данных или делегируемых органам местного самоуправления на основании закона.

Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления является не нарушение конституционных норм и норм законов, а прежде всего неэффективное исполнение или неисполнение ими делегированных полномочий. Однако конкретный механизм привлечения в этом случае органов и должностных лиц местного самоуправления, как и сами виды ответственности перед государством законом не определены.

Собственная ответственность местных сообществ

(«Под свою ответственность»)

К сожалению теория ответственности в последние 20 лет была запутана о нашей науке. Это произошло в следствие разделения ответственности на «позитивную» и «негативную». Не будем анализировать все отрицательные стороны такой дифференциации. Скажем только, что она стала неслучайной в условиях государственного патернализма и привела к тому, что в отношениях, связанных с властью и управлением, оказалось утерянным ядро всякой ответственности – возложение на ответственного субъекта необходимости нести все тяготы, все неблагоприятные последствия, вызванные не правовым или неумелым использованием властных рычагов.

Практическое значение состоит в том, что вместе со свободой действий государство в определенном смысле дистанцируется и от последствий, являющихся результатом самостоятельных действий. Это не означает, что государство бросает население на произвол судьбы. Речь идет об ответственности лишь за тот круг вопросов, которые обязуются решать сами местные сообщества, т. е. Граждане непосредственно или через создаваемые ими местные органы. Вот почему очень многое зависит от четкости разделения государственных и местных функций, от того, насколько реален круг вопросов местного значения.

В лекции были раскрыты основания ответственности местных сообществ, т. е. То, за что они должны отвечать. Но остаются вопросы: перед кем сообщество несет ответственность и в чем выражаются неблагоприятные последствия ?

На один из этих вопросов («перед кем?») ответ дает уже сама формула «под свою ответственность». Это означает, что равнодушное отношение населения к тому, кого оно избирает в органы местного самоуправления, плохая работа граждан на своих рабочих местах и т. п. Могут привести, а точнее неизбежно приводит к низкому уровню благосостояния основной массы населения в городе, поселке, селе следовательно, население в данном случае отвечает само перед собой, и на каждом жители лежит доля этой ответственности.

Лекция ответила и на второй вопрос – о «санкциях» в механизме ответственности в местных сообществ. Неблагоприятные последствия неумелости, пассивности, иждивенчества как раз и выступают в виде низкого уровня социальных благ, нездоровой и некомфортной среды обитания, высокого муниципального уровня оперативной обстановки и многого другого.

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

ТЕСТЫ

Наши рекомендации