Раздел VIII. Гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Тема 16. Понятие и система гарантий местного самоуправления.

Цели: 1) понимание сущности и значения гарантий местного самоуправления; 2) ознакомление с существующей системой гарантий местного самоуправления в РФ; 3) ознакомление с проблемами практической реализации отдельных гарантий местного самоуправления в РФ.

Задачи: 1) выявить полученный уровень знаний обучающихся по вопросам программы; 2) применить усвоенный обучающимися материал при решении практических задач и выполнении заданий.

Контрольные вопросы.

1. Понятие и система гарантий местного самоуправления. Общие и специальные (юридические) гарантии.

2. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

3. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления.

4. Виды контроля и надзора за органами местного самоуправления и их должностными лицами.

5. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

6. Основания для принятия решения о временном осуществлении полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти, порядок их осуществления.

7. Временная финансовая администрация.

Перечень тем докладов:

1. Общественный контроль в сфере местного самоуправления: теория и практика.

2. Судебная защита местного самоуправления в РФ.

3. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

4. Прогрессивный зарубежный опыт правового регулирования и предоставления эффективной системы гарантий местного самоуправления.

Рекомендуемая литература по теме:

Основные нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Европейская хартия местного самоуправления: принята 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998. - № 15. - Ст. 1696.

3. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ.- 1994.- № 13. - Ст. 1447.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410 (в актуальной редакции).

5. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 145.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

8. Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 42.

9. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 19. - Ст. 2338.

Основная литература:

1. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. пособие / И.А. Алексеев, Б.Б. Адамоков, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов.— М.: ИНФРА-М, 2017. — 254 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=546542;

2. Муниципальное право: Практикум для бакалавров / Отв. Ред. В.В. Комарова, В.И. Фадеев. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 160 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=537939;

3. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата / отв. ред. Г. Н. Чеботарев. — М.: Норма: ИНФРАМ, 2017. — 416 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=850749;

4. Соловьев, С.Г. Муниципальное право России: практикум: Учебное пособие / Соловьев С.Г. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 158 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=546542;

5. Судакова, С.В. Принцип самостоятельности местного самоуправления: особенности современного правопонимания и реализации: монография / С.В. Судакова. – Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2015. – 229 с.;

6. Шугрина, Е.С. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=444790.

Дополнительная литература:

1. Корзина, И.А. Гарантии местного самоуправления (сравнительно-правовой анализ) / И.А. Корзина // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 2. - С. 15 – 22;

2. Колосов, Н.В. Гарантии в организационной сфере местного самоуправления: практика зарубежных стран / Н.В. Колосов // Сибирский юридический вестник. – 2005. - № 3. – С. 13-15. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/garantii-v-organizatsionnoy-sfere-mestnogo-samoupravleniya-praktika-zarubezhnyh-stran;

3. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Бабичева В.В., Шугриной Е.С. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М,2015 - 672с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=513636;

4. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Л. П. Жуковской, 2016. Режим доступа: Справ.-прав. система «КонсультантПлюс»;

5. Костюков, А. Н. Российская муниципально-правовая политика: монография / А.Н. Костюков. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 320 с.;

6. Новикова, И.В. Судебная защита конституционного права на местное самоуправление в Российской Федерации: монография / И.В. Новикова – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2008. – 168 с.;

7. Попова, О.Г. Актуальные вопросы обеспечения гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления / О.Г. Попова // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. - 2013. - № 03 (06). – С. 12-24;

8. Трофимов, М.С. К вопросу о системе гарантий местного самоуправления в России / М.С. Трофимов // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2008. - № 1. – С. 25-30;

9. Фадеев, В.И. Система гарантий местного самоуправления / В.И. Фадеев // Право и жизнь. - 1995. - № 5. – с. 23-29;

10. Черкасов, А.И. Стандарты Совета Европы в сфере местного самоуправления и проблемы их реализации / А.И. Черкасов // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2014. - № 6. – С. 129-145. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/standarty-soveta-evropy-v-sfere-mestnogo-samoupravleniya-i-problemy-ih-realizatsii;

11. Шугрина, Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления: дис… док. юрид. наук: 12.00.02: защищена 17.09.08: утв. 24. 12.08 / Шугрина Е.С.. – М., 2008. – 255 с.;

12. Шугрина, Е.С. Новый этап реформирования местного самоуправления: будут ли обращения в Конституционный Суд? / Е.С. Шугрина // Журнал конституционного правосудия. - 2015. - № 1. - С. 25 - 31.

Тема 17. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц

местного самоуправления.

Цели: 1) ознакомление с особенностями ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, физическими и юридическими лицами; 2) ознакомление с широким спектром законодательных актов, предусматривающих такие виды ответственности.

Задачи: 1) выявить полученный уровень знаний обучающихся по вопросам программы; 2) применить усвоенный обучающимися материал при решении практических задач и выполнении заданий.

Контрольные вопросы.

1. Понятие и виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

2. Конституционно-правовая ответственность представительного органа муниципального образования: основания и порядок реализации.

3. Конституционно-правовая ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации: основания и порядок реализации.

4. Особенности уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Перечень тем докладов:

1. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: современные проблемы реализации.

2. Уголовная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: современная практика реализации.

3. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: современная практика реализации.

4. Дисциплинарная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: современная практика реализации.

5. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: современная практика реализации.

6. Материальная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: современная практика реализации.

7. Прогрессивный зарубежный опыт привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за коррупционные проявления.

Рекомендуемая литература по теме:

Основные нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2.Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.

3. Европейская хартия местного самоуправления: принята 15 октября 1985 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 15. – Ст. 1696.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон 20 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в актуальной редакции)// Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. ч. I. – Ст. 1.

5. Об административных правонарушениях на территории Воронежской области: Закон Воронежской области от 31 декабря 2003 № 74-03 (в актуальной редакции) // Коммуна. – 2004. – 13 января.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в актуальной редакции) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822 URL: http://www.pravo.gov.ru – 04.04.2017 (дата обращения: 25.05.2017).

7. Устав городского округа город Воронеж от 27 октября 2004 г. № 150-I (в актуальной редакции) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература:

1. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. пособие / И.А. Алексеев, Б.Б. Адамоков, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов.— М.: ИНФРА-М, 2017. — 254 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=546542;

2. Муниципальное право: Практикум для бакалавров / Отв. ред. В.В. Комарова, В.И. Фадеев. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 160 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=537939;

3. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата / Отв. ред. Г. Н. Чеботарев. — М.: Норма: ИНФРАМ, 2017. — 416 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=850749;

4. Соловьев, С.Г. Муниципальное право России: практикум: Учебное пособие / Соловьев С.Г. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 158 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=546542;

5. Судакова, С.В. Принцип самостоятельности местного самоуправления: особенности современного правопонимания и реализации: монография / С.В. Судакова. – Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2015. – 229 с.;

6. Шугрина, Е.С. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=444790.

Дополнительная литература:

1. Давыдова, Н.Ю. Характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами / Н.Ю. Давыдова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2015. - № 3. – С. 327-329; Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/harakteristika-otvetstvennosti-organov-i-dolzhnostnyh-lits-mestnogo-samoupravleniya-pered-grazhdanami;

2. Давыдова, Н.Ю. Юридическая природа ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами / Н.Ю. Давыдова // Юридические записки. – 2014. – № 2. – С. 58-63; Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/yuridicheskaya-priroda-otvetstvennosti-organov-i-dolzhnostnyh-lits-mestnogo-samoupravleniya-pered-grazhdanami;

3. Кеня, И.А. Конституционно-правовая и муниципально-правовая ответственность органов местного самоуправления / И.А. Кеня // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2008. - №1. – С. 211-214. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/konstitutsionno-pravovaya-i-munitsipalno-pravovaya-otvetstvennost-organov-mestnogo-samoupravleniya;

4. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М,2015 - 672с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=513636;

5. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Л. П. Жуковской, 2016. Режим доступа: Справ.-прав. система «КонсультантПлюс»;

6. Костюков, А. Н. Российская муниципально-правовая политика: монография / А.Н. Костюков. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 320 с.

7. Малявкина, Н.В. Отрешение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации от должности глав муниципальных образований / Н.В. Малявкина // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – Т. 10 №5. – С. 124-130. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/otreshenie-vysshim-dolzhnostnym-litsom-subekta-rossiyskoy-federatsii-ot-dolzhnosti-glav-munitsipalnyh-obrazovaniy;

8. Муниципальное право России: учебник / под ред. А.Н. Кокотова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 444 с.;

9. Тухватуллина, М.Т. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением / М.Т. Тухватуллина // Культура, духовность, общество. – 2016. - №25. – С. 56-61.

УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Полноценное получение высшего образования не возможно без приложения серьезных личных усилий к освоению образовательных программ, без целенаправленной, кропотливой самостоятельной работы обучающихся над изучением дисциплины, опираясь на рекомендации преподавателя. Рациональное сочетание системного, логически верного лекционного курса, информационно-насыщенных, увлекательных практических занятий со стимулированием скрупулёзной самостоятельной проработки обучающимися каждой изучаемой ими темы – залог качественного высшего образования. Увлечённость процессом обучения, активное стремление обучающегося к освоению учебной дисциплины «Муниципальное право», к выполнению рекомендаций преподавателя, эффективное, рациональное, грамотное изучение широкого спектра рекомендованной литературы и стремление на более глубоком уровне разобраться в муниципально-правовой проблематике, безусловно, приведёт обучающегося к высоким результатам. Такая деятельность будет способствовать профессиональному становлению будущего юриста, муниципального служащего или иного должностного лица местного самоуправления, его самодисциплине, формированию к его характере таких качеств как ответственность, трудолюбие, организованность, стремление к самообразованию (которое необходимо каждому человеку на протяжении всей его карьеры) и навыков правильной организации этого процесса.

Основными видами самостоятельной работы при изучении дисциплины «Муниципальное право» являются:

- самостоятельная подготовка обучающихся к практическим занятиям через проработку лекционного материала по каждой теме изучаемого курса;

- самостоятельное изучение тем теоретического курса, не вошедших в лекционный материал, используя рекомендованную учебную и научную литературу, широкий спектр нормативных правовых актов;

- самостоятельная подготовка к практическим занятиям: на основе изучения большого количества информационных материалов;

- систематизация знаний путем проработки пройденных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании перечня экзаменационных вопросов или вопросов к зачёту, тестовых вопросов по материалам лекционного курса и базовых вопросов по результатам освоения тем, вынесенных на практические занятия, приведенных в изучаемой учебной литературе;

- подготовка к текущему и итоговому контролю знаний;

- самостоятельное решение ситуационных задач по заранее освоенным алгоритмам;

- выполнение контрольной работы (для обучающихся на заочном отделении).

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся является важнейшим компонентом получения полноценного высшего образования. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени.

Обучающимся, заинтересованным в глубоком понимании учебной дисциплины «Муниципальное право», предлагаются следующие рекомендации, которые помогут им грамотно организовать процесс самостоятельной работы, чтобы данная деятельность была эффективной.

1. Рекомендуется с самого первого занятия настроиться на серьезный подход к изучению этой дисциплины.

2. Изучение данной отрасли права предполагает обязательную работу обучающихся с нормативными правовыми актами, а также с рекомендованной основной и дополнительной литературой.

Обучающимся следует ознакомиться не только с законодательными актами федерального и регионального уровня, но и с муниципальными правовыми актами, принимаемыми непосредственно органами местного самоуправления.

Изучение правоотношений, входящих в предмет отрасли «Муниципальное право», предполагает постоянную работу с юридическими изданиями (учебниками, учебными пособиями, материалами периодической печати и т.п.). В учебнике приводятся и объясняются основные понятия и факты; освящаются дискуссионные вопросы, публикуются ссылки на научно-исследовательские работы ведущих учёных-муниципалистов и государствоведов, содержащие более детальные исследования муниципально-правовой проблематики. При чтении учебной литературы обучающийся обязательно должен обращать своё внимание на такие ссылки и стремиться ознакомиться хотя бы с малой частью этой научной литературы. Такое стремление обучающегося, безусловно, будет способствовать расширению его профессиональных знаний и кругозора. Независимо от вида учебника, работа с ним должна происходить в течение всего семестра, а его материал распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Положительный эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Обучающийся, заранее ознакомившийся с темой лекционного занятия по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного быстрее и ему легче задавать преподавателю уточняющие вопросы.

При ознакомлении с каким-либо разделом учебника рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора, обращая своё внимание на наиболее сложные аспекты. Весьма позитивной практикой является составление по ходу изучения материала личного мини-конспекта, в том числе в виде блок-схем. При вторичном чтении учебного материала целесообразно акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы, письменно зафиксировав наиболее сложные для понимания аспекты, и сформулировать уточняющие вопросы, чтобы проконсультировавшись с преподавателем, восполнить возникший пробел. Не стоит стесняться в ходе лекционного и практического занятия задавать преподавателю уточняющие вопросы по изучаемой тематике. Наоборот, общение обучающихся с преподавателем в формате «вопрос-ответ» способствует развитию у обучающихся коммуникативных навыков и умений ведения профессионального диалога.

В связи с высокой интенсивностью изменения отечественного законодательства в сфере организации и функционирования местного самоуправления, обучающимся рекомендуется регулярно просматривать такие научные журналы, как, например, «Государство и право», «Журнал российского права», «Конституционное и муниципальное право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Практика муниципального управления», «Муниципальная власть», «Местное право» и другие.

Если обучающийся ежемесячно будет посещать университетскую библиотеку, иные библиотеки с целью просмотра новых номеров печатных периодических изданий, выбирая и изучая научные статьи, тематика которых входит в сферу его исследовательского интереса, то такая практика будет способствовать более интенсивному развитию его профессионального кругозора, будет облегчать процесс обучения и повышать уровень эффективности этого процесса.

3. Работа с конспектами лекций.

Уважаемые обучающиеся! Знакомство с университетской системой образования происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное, логически верное и грамотное оформление конспекта. Можно дать несколько общих советов по конспектированию лекций и дальнейшей работе с записями.

1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать возможности «зрительной» памяти), поэтому он должен быть аккуратным и структурированным: выделяйте заголовки и план каждой лекции, отделяйте один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркивайте термины.

2. При прослушивании лекции, обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует ваше внимание на наиболее важный аспектах объясняемой темы. Не забывайте отражать это в своём конспекте.

3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.

4. При письменной фиксации лекционного материала возможно использование собственной системы сокращений, аббревиатур и символов, удобной для вашего индивидуального восприятия (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст).

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно делать дополнительные заметки.

6. Подготовка к каждому практическому занятию должна начинаться именно с изучения лекционного материала по соответствующей теме.

4. Для полного усвоения учебной дисциплины «Муниципальное право» необходимо регулярно посещать практические занятия.

Общение обучающегося с преподавателем при необходимости и в ходе самостоятельной работы может осуществляться по электронной почте, адрес которой преподаватель должен дать обучающимся на первом же занятии.

Обучающиеся всех форм обучения самостоятельно изучают все темы дисциплины «Муниципальное право» на основе собственных конспектов лекций, раздаточного материала к лекциям, материалов компьютерных презентаций лекционного курса, основной и дополнительной литературы и других информационных ресурсов.

Все практические задания выполняются как непосредственно на практических занятиях (в том числе и самостоятельно), так и вне аудиторий.

Систематизацию знаний необходимо осуществлять самостоятельно как в ходе отдельных аудиторных занятий, так и во время внеаудиторной работы. Систематизация знаний проводится на основе проработки собственных конспектов лекций, изучения рекомендованной основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных систем, справочно-правовых систем и иных специализированных Интернет-ресурсов.

На каждом практическом занятии проводятся опросы обучающихся не только с целью контроля самостоятельной работы, так и с целью их побуждения к осознанной работе по целенаправленной систематизации собственных знаний.

Важным аспектом при систематизации знаний являются консультации преподавателя, который на каждом занятии должен обращать внимание обучающихся на ключевые вопросы каждой изучаемой темы и на взаимосвязь всех тем курса между собой.

УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕКУЩЕМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

Общие сведения

Целью текущего контроля знаний со стороны преподавателя является оценка качества освоения обучающимися данной дисциплины в течение всего периода ее изучения. Основными задачами текущего контроля является повышение мотивации обучающихся к регулярной учебной работе, самостоятельной работе, расширению их профессионального кругозора.

Преподаватель, осуществляющий текущий контроль, на первом занятии в доступной форме доводит до сведения обучающихся чёткие требования и критерии оценки их знаний по дисциплине. В целях предупреждения возникновения академической задолженности (либо своевременной ее ликвидации) преподаватель проводит регулярные консультации и иные необходимые мероприятия в пределах учебных часов, предусмотренных учебным планом.

При преподавании данной дисциплины предусматриваются следующие формы текущего контроля знаний: текущий контроль в форме индивидуальных опросов, текущий контроль в форме тестирования и выполнения письменных заданий, текущий контроль в форме проверки контрольных работ и собеседования с обучающимся (для обучающихся заочной формы обучения).

Обучающийся должен с первого занятия помнить, что в течение всего времени изучения дисциплины «Муниципальное право» он должен будет написать 3 письменные работы, включающие 2 раздела: тестирование по материалам теоретического курса и развернутый письменный ответ с элементом эссе по вопросу муниципально-правового характера. Результаты подготовки к практическому занятию преподаватель оценивает посредством индивидуального опроса и решения обучающимися ситуационных задач.

Подготовка к текущему и итоговому контролю происходит как в ходе отдельных аудиторных занятий, так и во время внеаудиторной работы.

К итоговому контролю следует готовиться на основании экзаменационных вопросов или вопросов к зачёту, приведенных в рабочей программе курса, опираясь на методические указания и перечень рекомендованных преподавателем нормативного материала, основной и дополнительной литературы и иных информационных ресурсов.

Наши рекомендации