Этапы организации исследования
Исследование проводилось в течение 2016 – 2017 годов. Общее число испытуемых, принявших участие в исследовании на различных этапах, включая ряд пилотажных и основное исследование, составило более 400 человек.
В первой части исследования были реализованы следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа литературы (работ Э. Эриксона, Дж. Марсиа, Л.Б. Шнейдер, З. Ф. Зеера и других авторов) были выделены черты и особенности, свойственные личностям с достигнутым статусом профессиональной идентичности [Приложение 1].
2. На основе выделенных свойств были сконструированы два варианта опросника, состоящие из одинаковых пунктов, однако имеющие различную структурную организацию.
3. Разработана инструкция заполнения к каждому варианту опросника.
Вторая часть исследования была посвящена проведению пилотажного исследования на основе двух разработанных вариантов опросника.
Первая форма опросника (далее – Форма 1) включала в себя 80 утверждений, по каждому из которых репонденту предлагалось оценить свое согласие по шкале от 1 до 5, где 1 – «полностью не согласен», 5 – «абсолютно согласен» [Приложение 2]. В данной форме опросника был использован принцип порядковой шкалы Л. Лайкерта. Основным преимуществом ее является относительная легкость процедуры заполнения опроосника респондентом [20].
Вторая форма опросника (далее – Форма 2) представляла собой набор аналогичных утверждений, объединенных одним общим утверждением. Она состояла из 20 пунктов, каждый из которых имел 4 варианта ответа, соответствующих четырем статусам идентичности в концепции Дж. Марсиа. Испытуемому предлагалось выбрать один ответ из четырех предложенных, который наиболее точно описывает его отношение к профессии [Приложение 3].
В пилотажном исследовании в общей сложности приняли участие 47 студентов 2 курса Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена. Оно проводилось в феврале 2017 года. Пилотажное исследование включило в себя следующие этапы:
1. В рамках первичного обследования студентам было предложено для заполнения две разработанных формы опросника (выборка составила 47 человек).
2. На основе полученных результатов, была проведены экспертиза содержания пунктов опросника и формы методики. Шкальные показатели обеих форм опросника были проверены на нормальность распределения, (результаты отражены в виде на рисунках в Приложениях 2 и 3).
3. По результатам проведенной экспертизы была выбрана Форма 1 опросника, показавшая более удовлетворительные результаты. Было решено изменить «неудачные» вопросы в шкалах опросника из Формы 1, распределение по которым не соответствует критерию нормальности (шкалы «достигнутая идентичность» и «диффузная идентичность»). В данных шкалах было изменено содержание неудовлетворительных пунктов.
4. Обновленный вариант опросника Формы 1 [Приложение 4] был предложен той же группе респондентов спустя две недели (выборка составила 34 человека).
5. Результаты второго обследования были проанализированы и проверены на нормальность распределения (результаты для 2 измененных шкал отражены на рисунке в Приложении 4). Они были признаны удовлетворительными для использования Формы 1 для проведения основного исследования.
4. Разработан способ обработки результатов исследователем и инструкции по проведению исследования [Приложение 5].
Третья часть исследования носила основной характер. Ее главная цель – проверка работоспособности обновленного опросника Формы 1 (далее – опросник «Профессиональная идентичность студентов»). В данном разделе исследования сбор данных осуществлялся в период с февраля 2017 года по апрель 2017 года. Общий объем выборки основого исследования составил 361 человек.
Основное исследование включило в себя три этапа:
- На первом этапе проводилось основное обследование, включающее в себя методики, выбранные для валидизации сконструированного опросника;
- Второй этап основного исследования представил собой проверку разработанного опросника на воспроизводимость результатов (ретестовая надежность).
- На третьем этапе проводилась обработка полученных результатов.
Состав выборки первого этапа включил в себя две независимые группы:
1. Студенты 1 курса бакалавриата Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена в составе 153 человек.
2. Студенты 2 курса бакалавриата факультетов гуманитарной направленности РГПУ им. А. И. Герцена. Состав данной выборки – 208 человек.
Исследование проводилось во время учебных занятий. Среди студентов был замечен интерес к участию в исследовании. Он во многом объясняется возможностью неожиданно сменить вид деятельности (с привычных учебных дисциплин на заполнение опросника) и возможностью получить результаты обследования. Помимо сконструированного опросника «Профессиональная идентичность студентов», респонденты также заполняли методики, предназначенные для проверки валидности данного опросника: методику «Мотивация обучения в ВУЗе» (Т. Н. Ильина), «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Д. А. Леонтьев), методику изучения профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер), тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) и самооценку по каждому из статусов идентичности. В ходе проведения исследования были замечены следующие особенности:
1. Время заполнения опросника «Профессиональная идентичность студентов» в среднем составило 15-20 минут.
2. Общее время, затраченное на проведение исследования – 40 – 50 минут (варьировалось в зависимости от количества человек в аудитории).
Для получения наиболее достоверных результатов обследования, студентам подробно объяснялись причины и цели данной процедуры. В частности, среди многих студентов наблюдалась настороженность перед заполнением методик, связанная со страхом, что их результаты попадут к руководству университета и будут использованы против них. Чтобы предотвратить в ответах фактор социальной желательности [22], студентам объяснялось, что данное исследование не несет в себе цели оценить их профессиональные особенности и сделать определенные выводы, а лишь необходимо для проверки «работоспособности» сконструированного опросника и является полностью анонимным. Тем не менее они имели право получить полные результаты исследования для собственного пользования. Таким образом, респонденты относились к процедуре обследования с большим интересом и могли давать более искренние ответы.
Второй этап основного эмпирического исследования был направлен на проверку воспроизводимости результатов (ретестовой надежности). Количество респондентов, принявших участие в ретестовом обследовании, составило 119 студентов 1 курса Института реабилитации и дефектологического образования и 143 студента 2 курса факультетов гуманитарной направленности РГПУ им. А. И. Герцена.
На третьем этапе проводилась статистическая обработка полученных результатов с использование пакета SPSS 22.