К государственной итоговой аттестации
К государственной итоговой аттестации
Все документы, регулирующие проведение итоговой аттестации по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ (www.fipi.ru) и Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru).
При подготовке к итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку особое внимание необходимо уделить работе по аудированию (умению обрабатывать информацию, воспринятую на слух). У школьников недостаточно сформирован комплекс умений, проверяемых при написании сжатого изложения. Это объясняется периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе.
Результаты экзамена выявили проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением ученикамилексического богатства русского языка. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Поэтому в школе необходимо больше внимания уделять обучению разным видам чтения, особого внимания заслуживает медленное чтение.
Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. Центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который обеспечивает владение речью.
Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом особенностей итоговой аттестации по русскому языку.
В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.
Результаты ГИА представлены в сборнике аналитико-статистических материалов департамента образования и ГУ ЯО ЦО и ККО за 2011/2012 учебный год «Лицензирование. Аккредитация. Аттестация».
Статистические данные результатов ЕГЭ по русскому языку представлены в аналитических материалах департамента образования и ГУ ЯО ЦО и ККО «Единый государственный экзамен в Ярославской области в 2012 году».
При подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА помогут материалы сайтов «Подготовка к ЕГЭ / ГИА» и «По уши в ГИА!» (http://nmansur.blogspot.com/; http://www.uchimcauchitca.blogspot.com/).
Рекомендации по использованию учебников
Современная государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учебник является одним из обязательных компонентов образовательного процесса, во многом определяющим его результативность.
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год можно найти по адресу:
http://regobraz.ru/2010/regobraz194_1.html.
Всего списков учебников, по которым нужно учить детей, четыре: рекомендованные и допущенные для обычных школ и рекомендованные и допущенные – для школ коррекционных. Учебники из перечня рекомендованных входят в завершенную предметную линию.
В перечень включены учебники для основной школы (5-9 классы), созданные на основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В настоящее время два основных документа на равных регулируют реализацию образовательных программ: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года и Федеральный государственный образовательный стандарт.
Это два разных документа, соответственно, и учебники разные. В перечне они разделены. Такая ситуация сохранится, пока идет поэтапный переход на новые стандарты.
Учебники из федерального перечня выбирают школа и учитель.
Из перечня рекомендованных и соответствующих требованиям ФГОС основного общего образования предлагается обратить внимание на учебно-методический комплект по русскому языку под ред. С. И. Львовой, который реализует основные идеи ФГОС:
· утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
· ориентацию на планируемые результаты обучения;
· усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
· реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;
· формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;
· реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей.
Выполнение всех заданий предполагает качественную подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Учебник С. И. Львовой, В. В. Львова содержит упражнения под рубрикой «Сочинение-миниатюра». Высказывание малой формы направлено на развитие умения использовать единицы языка в речи и стройно, логично, аргументированно излагать свои мысли. Предлагаемые в учебнике задания требуют от учащихся объяснить сущность языковых явлений, сопоставить изучаемое явление с другим, обобщить знания по теме. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений. Для основной школы (5-9 кл.) линия завершена, и готовятся учебники для 10-11 классов. В УМК входит программа для 5-11 кл., программы 7 элективных курсов (5 для основной и 2 для старшей школы), методические рекомендации для учителя (5, 6, 7 классы), пособия для учащихся и учителей, контрольные и проверочные работы, рабочие тетради, сборники диктантов. Учебник построен таким образом, что переход обучающихся из начальной школы в основную мало заметен. На него можно переходить после различных УМК, используемых в начальной школе.
Если в начальной школе дети обучались по образовательной системе «Школа 2100» (программа под ред. Р. Н. и Е. В. Бунеевых), рекомендуется использовать УМК этих же авторов. Учебники соответствуют требованиям ФГОС, линия завершена (5-11 классы). УМК содержит набор самостоятельных и проверочных работ (5-9 кл.), дидактических материалов (5-9 кл.), сборники диктантов для 5-7 и 8-9 классов. Работа по данному УМК предполагает использование технологий проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов.
Новая линия учебников русского языка представлена УМК под ред. акад. РАО Г. Г. Граник. В учебниках реализована идея беседы (диалога-полилога) с учащимися. Курс построен на текстовой основе. Решается задача обучения пониманию учебного и художественного текстов.
В зависимости от целей и задач на ступени среднего (полного) общего образования можно пользоваться разными учебниками русского языка, предполагающими освоение содержания предмета на базовом и профильном уровнях. При этом важно сохранить общую логику курса, преемственность обучения русскому языку в 5-9 и 10-11 классах. Имеющиеся УМК позволяют реализовать тему преемственности в полной мере. Так, УМК для основной школы, разработанный Р. Н., Е. В. Бунеевыми и др., получает развитие в издании этими авторами учебника «Русский язык (базовый и профильный уровни)» для 10-11 классов.
Среди новых изданий для 10-11 классов интерес представляет учебник под ред. Г. Ф. Хлебинской, который содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. В нем особое внимание уделено работе с текстом, подробно рассматриваются функциональные стили речи. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового, игрового характера.
Учебник предназначен для профильного уровня обучения.
Под редакцией Г. Ф. Хлебинской выпущены также учебники (10, 11 классы) базового и профильного уровня изучения предмета. В эти учебники включен материал по подготовке к части С в ЕГЭ по русскому языку: даётся порядок работы над сочинением по прочитанному тексту, приведены примеры сочинений по прочитанному публицистическому и художественному текстам с подробным анализом.
Информация об учебниках представлена на сайтах издательств.
Требования к учебному кабинету русского языка и литературы
Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания русского языка.
Современное оборудование должно не только обеспечивать наглядность процесса обучения, но и с помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей обучающихся: на формирование системы языковых и речевых навыков и умений, на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Информация о нормах и требованиях к учебному кабинету русского языка и литературы расположена на портале http://www.ucheba.com/.
5. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
На уроках русского языка
Актуальность освоения ИКТ, применения на уроках электронных и цифровых образовательных ресурсов определяется изменением образовательной среды школы, необходимостью формирования информационно-образовательной среды (ИОС), обеспечивающей решение новых образовательных задач, поставленных ФГОС основного общего образования.
Применение ИКТ как одного из способов совершенствования методов и технологий образования выступает в качестве ведущего направления инновационной деятельности в последнее десятилетие в школах России. Поэтому использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в том числе ЭОР нового поколения, представленных на федеральных (региональных) сайтах и образующих единую национальную коллекцию, при организации образовательного процесса очень актуально.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках русского языка в основной школе, адекватных образовательным задачам и основным видам учебной деятельности, должно инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появление новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
ЭОР как средства обучения обладают рядом характеристик, обусловливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
- мультимедийность – представление информации одновременно несколькими способами с использованием таких компонентов, как текст, аудиофрагменты (с возможностью отключения звука, прерывания, остановки в произвольном месте), графика, анимация и видео фрагменты (с возможностью прерывания, остановки в произвольном месте), фотографии, иллюстрации, схемы, модели и т.д. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2749cb7-7e05-41a7-8e2e-8f845e037238/%5BIS-TA_05-11_09%5D_%5BIA_04-AT%5D.swf или http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b1523c32-5c4f-456f-88c7-109c9559e75d/method2.htm);
- вариативность – представление одного и того же фрагмента учебного содержания с ориентацией на различные учебно-методические комплексы (УМК) и учебные программы, что особенно актуально в современных условиях; разные подходы к введению элементов содержания; разные способы и степень детализации обоснований вводимых утверждений и т.д.; различные уровни сложности; разные способы восприятия информации учащимися, что обеспечивает возможность более «тонкой» настройки на индивидуальные особенности учащихся для достижения образовательных результатов при одновременном и удовлетворении их образовательных потребностей и построении индивидуальных траекторий освоения содержания для разных категорий учащихся
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d9cd5173-52de-4e44-8dcd-350e4e0fceb9/index.html);
- интерактивность – не пассивное восприятие школьниками предлагаемого содержания, а имитация их продуктивного взаимодействия с содержимым ИОМ, что позволяет построить процесс самостоятельного изучения содержания на основе реализации системно-деятельностного подхода. Интерактивность обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/265e4699-02e8-169d-4255-99d7c90d4a89/1.html или http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc4f7872-55c9-4ebf-986b-b3de139db85f/view/)
- доступность – свободное размещение в сети Интернет, что обеспечивает возможность работы с ЭОР любым пользователем бесплатно в любое удобное время.
Эти особенности ЭОР способствуют целостному восприятию учебного материала, обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, позволяют учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.
Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)».
Ресурсы размещены на федеральных порталах (www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
6. О переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Школы области будут переходить на ФГОС основного общего образования по мере готовности. Учителю русского языка необходимо подготовиться к переходу на ФГОС: изучить документы ФГОС ООО (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования); в том числе – Примерную программу по русскому языку для основной школы (приложение 1); выбрать УМК; подготовить рабочие программы.
При разработке рабочих программ рекомендуется учесть, что современная парадигма образования делает акцент на личностно-ориентированном подходе к обучению. Это предполагает индивидуализацию образования не только как персональный учет отдельных индивидуальных особенностей обучающихся, но как гибкость и вариативность в построении образовательного процесса. Сущность системно-деятельностного подхода, базирующегося на идеях развивающего обучения, выделенного ФГОС в качестве ведущего подхода, – в организации активной преобразовательной познавательной деятельности подростков, самостоятельном приобретении различного опыта, в том числе опыта взаимодействия, эмоционально-эстетического, проектно-исследовательского опыта, опыта рефлексивной деятельности и саморазвития. Такой подход определяет изменение позиции учителя в образовательном процессе, расширяет репертуар профессиональных ролей. От управления познавательной деятельностью обучающихся, направленной на приобретение системы фиксированных знаний, современный педагог переходит к роли организатора активной разнообразной деятельности учеников. Учитель становится наставником: модератором, консультантом, тьютором.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Технология проектов, или метод проектов, позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением. Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов: предварительный выбор обучающимися темы (с учетом рекомендаций учителя), составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы, собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление учащегося с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. В некоторой степени это сближает учебный проект с традиционной формой – рефератом.
Однако всё более общепринятой становится точка зрения, что учебный проект – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но научно-практическую значимость, хорошо осознаваемую как преподавателем, так и исполнителем. Это решение задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска. Поэтому предъявление результата проекта может быть различным: научный доклад (темы, например, такие: «Использование односоставных предложений в лирических произведениях А. С. Пушкина»; «Словарь природных понятий у А. С. Пушкина: цветы, явления стихий»; «Цветовая лексика в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»; «Пиковая дама» А. С. Пушкина в переводе П. Мериме: сравнительно-сопоставительный анализ» и др.) с постановкой проблем и научными выводами о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной темы; создание словаря современной лексики; «Музей русского слова», создание Общества защиты русского языка и написание его Устава; подготовка компьютерных программ по русскому языку под названием «Лингвистические кроссворды» и т.д.
Учебная деятельность, организованная по методу проектов, помогает развить следующие интеллектуальные умения:
- аналитическое мышление (в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сопоставления фактов и явлений);
- -ассоциативное мышление (в процессе установления ассоциаций с ранее изученными и с новыми свойствами предмета);
- логическое мышление (выстраивание логики доказательств, внутренней логики решаемой проблемы, логики последовательности действий и т.д.).
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.
Во многих школах России используются подходы к структурированию проекта, намеченные Е. С. Полат.
План организации работы в рамках технологии проектов.
1. Учитель выбирает тему проекта, его тип, определяет количество участников.
2. Затем он продумывает проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помогает учащимся их осознать, сформулировать (наводящие вопросы, ситуация, способствующая определению проблемы, видеоряд и т.д.)
3. Учитель нацеливает учеников на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.
4. Организуется промежуточное обсуждение полученных данных в группах на уроках или на занятиях в научном обществе. Раз в четверть или в триместр участники проекта докладывают о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учеников над проектом.
5. Проводится предзащита проекта, на которой высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.
6. Защита проектов предполагает коллективное обсуждение, экспертизу, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы. Лучшие работы публикуются в школьных сборниках.
7. Защита проектов часто проводится в рамках ученических итоговых конференций, дней славянской письменности и т.д.
Темами для учебных проектов по русскому языку могут быть темы рефератов, представленные в форме высказываний ученых и писателей о русском языке, языковых явлениях.
Темы рефератов.
-«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)
- «Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют; надобно только открыть или показать оныя». (Н. Карамзин)
- «Народ выражает себя в языке своем». (И. Срезневский)
- «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский)
- «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения тонких ощущений и оттенков мыслей». (В. Короленко)
- «Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их». (Л. Н. Толстой)
- «Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)
- «Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». (Р. Будагов)
Темы других проектов: «Можно ли познавать мир, не пользуясь средствами языка?», «Обогащает ли русский язык современное словотворчество?», « Народное искусство моего края» (5-6 кл.), «Слово наших предков» (7-8 кл.), «Языки каких народов оставили след на карте нашего края?» (7-8 кл.), « Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия городов, деревень, улиц?»
(7-8 кл.), «Исторический календарь топонима» (7-8 кл.).
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя.
Традиционно в школе уделялось большое внимание формированию грамотного письма, так как орфографическая и пунктуационная грамотность является необходимым элементом речевой культуры человека.
В планируемых результатах освоения учебных и междисциплинарных программ (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=456) записаны следующие требования ФГОС:
«Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма».
На современном этапе, в свете требований ФГОС ООО, появляется возможность по-новому взглянуть на формирование правописных умений учащихся. Этот новый подход предполагает:
· ясное понимание учащимися роли орфографии и пунктуации в соблюдении этических норм речевого общения;
· выработку сознательного отношения учащихся к своей грамотности, адекватной самооценки своих правописных умений;
· определение целей и задач развития своих собственных правописных умений;
· определение средств достижения поставленных целей в ходе урочной и внеурочной деятельности (самостоятельная работа).
Выработка такого сознательного отношения учащихся к своей грамотности может стать сверхзадачей учителя и вплотную приблизит к разработке индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Именно в данной области индивидуальные образовательные маршруты становятся реальной возможностью, так как самостоятельная отработка орфографических и пунктуационных правил – задача для учащихся вполне посильная, эти разделы курса русского языка в наибольшей степени поддаются формализованной оценке на основе простого количественного показателя – количества ошибок.
В Приложении 2 предлагаются вопросы для рассмотрения на заседаниях методических объединений учителей русского языка.
Приложение 1
Примерная программа для основной школы.
Русский язык.
Примерный перечень вопросов,
которые могут быть рассмотрены в 2012/2013 учебном году на семинарах, заседаниях методических объединений учителей русского языка.
· Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка.
· Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках русского языка в условиях ФГОС.
· Формирование компетенций как проблема современной дидактики.
· Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (мастер-класс).
· Формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности на уроках русского языка (из опыта работы).
· Портфолио учителя-словесника.
· Как научить школьника учиться? (из опыта работы).
· Кейс-метод – новая педагогическая технология и новая парадигма деятельности учителя-словесника.
· Интерактивные технологии на уроках русского языка.
· Педагогическая поддержка одаренных детей на уроках словесности (мастер-класс).
· Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка.
· Реализация новых образовательных стандартов в новых УМК.
· ИКТ и творчество на уроке русского языка в контексте освоения стандартов нового поколения.
· Профессиональное развитие педагога. Участие в конкурсе как условие повышения квалификации учителя.
· Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы. (Из опыта работы МО).
· Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов в профессиональной деятельности учителя.
· Использование информационных технологий в преподавании русского языка.
· ЕГЭ, другие формы мониторинга, итогового контроля и критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по русскому языку. Анализ результатов ЕГЭ 2012 года.
· Формирование эмоционально привлекательной среды на уроках русского языка.
· Основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обновленные цели обучения русскому языку в современной школе.
· Языковая картина мира, и как она отражается в грамматическом строе языка.
· Технологии повышения эффективности обучения русскому языку.
· Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка (мастер-класс).
· Текст как основная дидактическая единица в процессе обучения русскому языку. Виды учебных текстов, требования к их отбору.
· Особенности языковой личности современного школьника и формирование навыков культуры речи.
· Виды учебных лингвистических словарей, организация работы с ними в процессе обучения русскому языку.
· Системно-деятельностный подход как основа обучения орфографии и пунктуации.
· Опережающее задание и его возможности (Мастер-класс).
· Методы и приемы использования презентации на уроках русского языка (мастер-класс).
· Основные идеи уровневой дифференциации и особенности организации работы с сильными и слабыми учащимися на уроках русского языка.
· Основные приемы активизации врожденных языковых способностей ребенка, заложенные в различных УМК для 5-9 классов. (Из опыта работы).
· Основные формы межпредметной интеграции, использование их в современной практике преподавания предметов филологического цикла.
· Особенности структуры современного урока русского языка в рамках компетентностного обучения.
· Формирование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций на уроках русского языка.
· Опыт преподавания русского языка как неродного в условиях поликультурной среды.
· Подготовка к части С (сочинение-рассуждение) на ЕГЭ. (Из опыта работы).
· Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка.
к государственной итоговой аттестации
Все документы, регулирующие проведение итоговой аттестации по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ (www.fipi.ru) и Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru).
При подготовке к итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку особое внимание необходимо уделить работе по аудированию (умению обрабатывать информацию, воспринятую на слух). У школьников недостаточно сформирован комплекс умений, проверяемых при написании сжатого изложения. Это объясняется периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе.
Результаты экзамена выявили проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением ученикамилексического богатства русского языка. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Поэтому в школе необходимо больше внимания уделять обучению разным видам чтения, особого внимания заслуживает медленное чтение.
Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. Центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который обеспечивает владение речью.
Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом особенностей итоговой аттестации по русскому языку.
В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.
Результаты ГИА представлены в сборнике аналитико-статистических материалов департамента образования и ГУ ЯО ЦО и ККО за 2011/2012 учебный год «Лицензирование. Аккредитация. Аттестация».
Статистические данные результатов ЕГЭ по русскому языку представлены в аналитических материалах департамента образования и ГУ ЯО ЦО и ККО «Единый государственный экзамен в Ярославской области в 2012 году».
При подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА помогут материалы сайтов «Подготовка к ЕГЭ / ГИА» и «По уши в ГИА!» (http://nmansur.blogspot.com/; http://www.uchimcauchitca.blogspot.com/).
Рекомендации по использованию учебников
Современная государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учебник является одним из обязательных компонентов образовательного процесса, во многом определяющим его результативность.
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год можно найти по адресу:
http://regobraz.ru/2010/regobraz194_1.html.
Всего списков учебников, по которым нужно учить детей, четыре: рекомендованные и допущенные для обычных школ и рекомендованные и допущенные – для школ коррекционных. Учебники из перечня рекомендованных входят в завершенную предметную линию.
В перечень включены учебники для основной школы (5-9 классы), созданные на основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В настоящее время два основных документа на равных регулируют реализацию образовательных программ: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года и Федеральный государственный образовательный стандарт.
Это два разных документа, соответственно, и учебники разные. В перечне они разделены. Такая ситуация сохранится, пока идет поэтапный переход на новые стандарты.
Учебники из федерального перечня выбирают школа и учитель.
Из перечня рекомендованных и соответствующих требованиям ФГОС основного общего образования предлагается обратить внимание на учебно-методический комплект по русскому языку под ред. С. И. Львовой, который реализует основные идеи ФГОС:
· утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
· ориентацию на планируемые результаты обучения;
· усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
· реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;
· формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;
· реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей.
Выполнение всех заданий предполагает качественную подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Учебник С. И. Львовой, В. В. Львова содержит упражнения под рубрикой «Сочинение-миниатюра». Высказывание малой формы направлено на развитие умения использовать единицы языка в речи и стройно, логично, аргументированно излагать свои мысли. Предлагаемые в учебнике задания требуют от учащихся объяснить сущность языковых явлений, сопоставить изучаемое явление с другим, обобщить знания по теме. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений. Для основной школы (5-9 кл.) линия завершена, и готовятся учебники для 10-11 классов. В УМК входит программа для 5-11 кл., программы 7 элективных курсов (5 для основной и 2 для старшей школы), методические рекомендации для учителя (5, 6, 7 классы), пособия для учащихся и учителей, контрольные и проверочные работы, рабочие тетради, сборники диктантов. Учебник построен таким образом, что переход обучающихся из начальной школы в основную мало заметен. На него можно переходить после различных УМК, используемых в начальной школе.
Если в начальной школе дети обучались по образовательной системе «Школа 2100» (программа под ред. Р. Н. и Е. В. Бунеевых), рекомендуется использовать УМК этих же авторов. Учебники соответствуют требованиям ФГОС, линия завершена (5-11 классы). УМК содержит набор самостоятельных и проверочных работ (5-9 кл.), дидактических материалов (5-9 кл.), сборники диктантов для 5-7 и 8-9 классов. Работа по данному УМК предполагает использование технологий проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов.
Новая линия учебников русского языка представлена УМК под ред. акад. РАО Г. Г. Граник. В учебниках реализована идея беседы (диалога-полилога) с учащимися. Курс построен на текстовой основе. Решается задача обучения пониманию учебного и художественного текстов.
В зависимости от целей и задач на ступени среднего (полного) общего обра<