Приемы организации творческо-поисковой деятельности учащихся.
Зачастую к определению познавательных возможностей учителя подходят интуитивно и не всегда знают, каков реальный уровень познавательных возможностей класса, особенно его отдельных учеников. Между тем они очень разные, и не только в параллелях, но и в одном и том же классе. Главное преимущество использования творческо-поисковой деятельности на уроках истории – это возможность от заучиванияучебного материала перейти к его пониманию. В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов. Все они помогают раскрыть внутренние резервы каждого ученика и одновременно способствовать формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая подчас совместными усилиями сложные познавательные задачи). Примером такой работы может послужить выполнение учащимися компьютерных презентаций.
При большом объеме информации очень эффективным может стать составление схем и знаковых моделей. Известно, что 85-90% информации человек усваивает через визуальные каналы. Наиболее результативно постепенное заполнение схемы в процессе диалогов, дискуссий, практических работ при объяснении и обобщении материала. Схемы можно использовать как на уроке, так и для самостоятельной работы дома, когда учащиеся могут в своей работе использовать различные источники информации. Использование схем и знаковых моделей, алгоритмов - конспектов способствует формированию у учащихся навыков анализа, синтеза, структурирования информации. Схемы служат хорошим наглядным пособием для повторения и подготовки к зачетам, экзаменам.
Дидактическая игра. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов, «правильных» ответов на которые не существует. Это можно использовать при проведении дидактических игр, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся как на творческо-поисковом уровне, так и работу по изучению исторического материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.
Занимательность игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Актуальной задачей школы становится развитие у учащихся умений самостоятельно отбирать и оценивать получаемую информацию. Дидактическая игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведёт к осмысленному усвоению знаний. Применение дидактических игр повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если: игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков, используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала, четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
Работа с текстом. Направлена на формирование навыка самостоятельного анализа предложенного текста. Работа с текстом позволяет использовать достаточно большой спектр форм и методик. Применяя тот или иной приём учебной работы, учитель и ученики одновременно выполняют и связанные с ними приёмы умственной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д. И чем сложнее приём работы, тем большее количество приёмов умственной деятельности скрывается за ними. И, наоборот, за простым приёмом учебной работы стоит наименьшее количество приёмов умственной деятельности. Задача педагога в данной ситуации – выбрать оптимальный вариант соотношения приёмов учебной и умственной деятельности. Цели урока – образовательные и развивающие – приходят к одному знаменателю.