Приемы деятельности учителя и учащихся

СЕМЕСТР

Форма обучения: очная

Курс: 3

Семестры 5-6

Трудоемкость 140 часов

Аудиторных 70 часов

В том числе: в 5 семестре 18 + 16часов

В 6 семестре 18 + 18 часов

Форма контроля зачет (5)

Педагогическая практика (учебная) 15-29 декабря

1. Цель изучения дисциплины:содействие становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра по направлению «художественное образование» на основе овладения опытом проектирования и организации целостного художественно-педагогического процесса в области общего театрального образования.

2. Задачи:

- формирование системы теоретических и практических знаний о формах и методах художественного образования;

- развитие умения установления действенных междисциплинарных связей в ходе работы с различными учебно-методическими и научно-педагогическими материалами;

- организация деятельности, направленной на использование в образовательном процессе разнообразных форм и методов обучения театральному искусству;

- обеспечение связи теоретического обучения с практической деятельностью студентов;

- инициирование самообразовательной деятельности, включения в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности, организации индивидуальных и групповых видов творческой деятельности студентов;

- установление действенных междисциплинарных связей.

3. Диагностируемым результатом освоения содержания дисциплины «Технологии и методики обучения» являются:

- система знаний о целях и содержании художественного образования в начальной, основной и средней школе, о месте и роли художественного образования в школьном образовании, о возрастных потребностях и проблемах детей и подростков;

- система знаний технологий и методик организации художественного образования и воспитания в школе, методов проектирования, технологического обеспечения и организации художественно-педагогической деятельности, способов психолого-педагогической диагностики, технологий оценки достижений учащихся в области художественного образования;

- умения и навыки построения образовательного процесса, ориентированного на достижение целей конкретной ступени образования, подготовки учебно-методических материалов, организации различных форм художественно-педагогической деятельности;

- навыки проектирования и создания учебно-методического комплекса художественно-педагогического процесса;

- умение видеть ученика в образовательном процессе, развивать любовь к детям и искусству;

- умения и навыки обеспечения взаимодействия учителя и учащихся, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы на основе художественно-педагогической деятельности;

- опыт целостного видения художественно-педагогической деятельности, системного решения задач;

- умения и навыки создавать и использовать в художественно-педагогических целях образовательную среду (пространство школы);

- опыт модульного освоения учебного материала и организации самостоятельной работы студентов в рамках учебного процесса с различными источниками информации;

- умение проектировать и осуществлять профессиональное самообразование формировать опыт построения индивидуализированной образовательной траектории;

- опыт художественно-педагогической деятельности как деятельности творческой.

СЕМЕСТР 2 (6)

Основным содержание семинарских занятий в 6 семестре является применение технологий и методов обучения при создании учебно-методического комплекса по «Основам театрального искусства».

Семинарские занятия в 6 семестре строятся на основе программы учебной дисциплины «театральная деятельность» школьников начальной и основной школы. В ходе семинарских занятийкаждый долженвступить с кратким сообщением (до 7-10 минут) по всем основным заданиям, подготовить и провести одно учебное занятие. В результате практических занятий студенты должны представить портфолио[1].

Для аттестация необходимо набрать 100 баллов.При 85-99 баллах для аттестации необходимо представить портфолио, содержащее индивидуальные работы и разработки всей группы. Если общее количество баллов составляет от 65 до 84, в этом случае для аттестации необходимо пройти аттестационное собеседование по теоретическому разделу программы, представить портфолио, содержащее разработки всей группы.

Дополнительные баллы зачисляются за:

1. Посещение лекционных занятий 9уч. пар * 1 б. = max. 9 баллов

2. Посещение практических занятий 9 уч. пары * 1 б. = max. 9 баллов

3. Работа на практических занятиях по технологической карте = max. 82 баллов

4. Непосещение лекционных и практических занятий - 2б. * N уч. пар =

Зачётные работы c обязательным указанием авторства высылаются прикрепленными файлами на электронный адрес преподавателя: [email protected]

ВАЖНО: Студенты, представивший задание не в установленный срок, получает меньшее количество баллов из расчета –1 балл за неделю.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

п/н Задание Форма выполнения Результат Форма[2] (образцы в Приложении) Дата выполнения Баллы (до) Оценка[3]
Проективно-организационный этап
1. Выбрать одно из направлений театрального образования, воспитания или развития. Изучить программу «Театральная деятельность», выделить цветом одно из направлений театрального образования, воспитания или развития для последующей разработки методических рекомендаций к этому разделу. Текст программы «Театральная деятельность». N[4] Документ Word До 28.02.13 3[5]  
2. Составить тематический план занятий. Составить тематический план занятий, планируя 4 занятия для каждого года обучения, с 1 по 9 классы. Содержание и формы деятельности должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и усложняться от класса к классу Тематический план занятий (таблица)[i] N Документ Word До 28.02.13  
Проективно-методический
3. Разработать тематическую картотеку занятий (36 карточек занятий). 1. Определить цель, основную (образовательную) и дополнительные (воспитательную и развивающую) задачи на каждом из 36 занятий по программе «Театральная деятельность». 2. Указать основные изучаемые понятия (3 - 7). 3. Формируемые умения или навыки. 4. Изучаемые произведения и персоналии. 5. Изучить дидактическую литературу по методике преподавания выбранного Вами раздела и определить методы проведения занятий. 6. Сформулировать краткое описание заданий для учащихся к каждому занятию. 7. Составить библиографическую картотеку. 1. Тематическая картотека 36 занятий (4 карточки по 9 разделам (классам)[ii]. 2. Описание методов проведения занятий[iii] и учебных заданий в картотеке занятий. 3. Картотека библиографическая[iv]. N Документ Word Документ Word 14.03 14.03  
4. Разработать карточки к четырем занятиям одного раздела (класса) и полный сценарий зачетного занятия[v] Составить картотеку 4 занятий:[vi] 1. Выделить основные понятия и составить карточки терминов и понятий к 4 занятиям. 2. Составить карточки изучаемых произведений к 1 занятию. 3. Составить полный сценарий одного занятия. 4. Отобрать и подготовить иллюстративный и дидактический материал. 5. Провести репетицию этого занятия в режиме реального времени. 1. План в карточках 4 занятий. [vii] 2. Картотека понятий.[6] 3. Слайды, фонограммы, кино и видеофрагменты. 4. Картотека биографическая и изучаемых произведений[viii]. N Документ Word 28.03 15+15  
Профессионально-деятельностный этап включает:[7]
5. Провести занятие. Каждый должен кратко рассказать о сценарии занятия, провести его в режиме реального времени (до 15 - 20 минут) на основе фронтальной работы с использованием дидактических средств Решение определенной учебной задачи. N. Сценарий занятия (Документ Word) 14.04 28.04 11.05 25.05    
 
 
6. Сдача портфолио Портфолио: 1. Таблица по программе «Театральная деятельность» с выделением (цветом) одного направления театрального образования. 2. Картотека 36 занятий по программе «Театральная деятельность». 3. Библиографическая картотека по методической литературе. 4. 4 карточки к 4 занятиям одного года обучения. 5. Картотека терминов и понятий к 4 занятиям одного года обучения. 6. Сценарий одного занятия. 7. Картотека изучаемых произведений к одному занятию. 8. Дидактический материал к занятию. 9. Индивидуальное портфолио за первый семестр. 10. Портфолио группы за второй семестр. Собрать портфолио 09.06  

СПИСОК ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ ПО ТиМОТИ[ix]

Дата Задания: Выступили или планируют выступление
14.02 1.Цель, задачи и содержание семинарских занятий
28.02.13 2. Выбрать одно из направлений театрального образования, воспитания или развития. Составить тематический план занятий.
14.03.13 3. Разработать тематическую картотеку занятий (36 карточек занятий).
28.03 4. Разработать сценарий четырех занятий одного раздела (класса).
14.04 1. Провести занятие.
28.04 1. Провести занятие.
11.05 1. Провести занятие.
25.05 2. Провести занятие.
09.06 3. Аттестационное занятие.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Театр и школа. Сб. статей. Вып. 1-9. – М., 1957–1986.

2. Авров Д.Н. Спектакль и зритель: Как смотреть и оценивать спектакль: Кн. для учащихся ст. классов. – М., 1985.

3. Культура речи на сцене и на экране / Отв. ред. Л.И.Скворцов, Л.Н.Кузнецова. – М., 1986.

4. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под общ. ред. Г.П.Шевченко и Б.П.Юсова. – Луганск, 1990.

5. Экспериментальные программы комплекса художественно-творческого развития школьников (1-8 классы).-М., 1989.

Дополнительная литература

1. Алиев Ю.Б., Белобородова В.К., Рачина Б.С. Программа по музыке для общеобразовательных школ. – М., 1993.

2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / Исследования и статьи. – М., 1981

3. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб., 1999.

4. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов. – Кн. 1-2. – М.. 1999.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.

6. Дети и театр. Сб. статей под ред Н.С. Шер. – Л., 1925

7. Завадский Б.А. Рождение спектакля. – М., 1975.

8. Ильев В.А. Технологии театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М., 1993.

9. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX – XX веков: Хрестоматия / Сост. М.А.Верб. – СПб., 1995.

10. Корогодский З.Я. Ваш театр. – М., 1984.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

12. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. -М., 1975.

13. Никитина А.Б. Культура древних цивилизаций. Игры. Упражнения. Открытые уроки. Учебно-методическое пособие. – М., 2000.

14. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. / Сост. И.А. Мухина. –СПб., , 1995.

15. Царев М.И. Мир театра: Книга для учителей. – М., 1987.

[1] «Портфолио» - «портфель» творческих работ, выполненных в течение семестра.

[2] Текстовый, графический файл или текстовая распечатка.

[3] Баллы и подпись преподавателя.

[4] N- обсуждение на семинаре.

[5] Баллы указаны с учетом выступления на семинаре. Без обсуждения на семинаре оценка задания снижается на 1/3.

[6] См. Приложения со стр. 469 в учебно-методическом пособии Теория и практика философско-культурологического образования. – СПб., 2005.

[7] Профессионально-педагогический, аналитический и диагностический этапы практики проходят одновременно.


[i] Театральная деятельность. Направление развития: Работа над пьесой и создание образа спектакля.
Основные направления развития Процессы Виды деятельности. Методы проведения занятия Задание: Ключевые понятия
1 класс  
Цель: формирование первоначальных представлений о компонентах спектакля. Внимание, память, эмоциональная отзывчивость. Инсценировка сказки. Подготовка с участием учителя импровизированного микро-спектакля – «Бабушкин сундук». Пьеса, спектакль, действие, герой, образ, актер.
[ii] Тематическая картотека занятия по направлению «Работа над пьесой». 7 класс. Занятие 2. Тема занятия: Разбор пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Перед этим занятием учащиеся должны прочитать пьесу. На следующем или ближайшем занятии идем в театр на спектакль.) Цель занятия: Формирование умения анализировать пьесы. Задачи: 1. Способствовать формированию умения знакомиться с автором и его творчеством на примере отдельного произведения, навыков формирования представления о том, когда и как ставилось это произведение, событийным рядом, основными определениями. 2. Способствовать формированию отношения к Грибоедову А.С., как представителю культуры России 19 в. 3. Развитие воссоздающего и творческого воображения, аналитических способностей. Основные понятия: сюжет, фабула, завязка, разработка, кульминация, развязка, последействие, конфликт, жанр. Основные произведения: литературный ряд - пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» Основные персоналии: А.С. Грибоедов.

[iii] См Приложение 1. Методических указаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям. В. Гузеев выделяет следующие методы обучения:

1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

2. программированное обучение;

3. эвристический;

4. проблемный;

5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).

Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

Основные группы методов обучения Основные подгруппы методов обучения Отдельные методы обучения
1. Методы стимулирования и мотивации учения 1.1. Методы формирования интереса к учению Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.
1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.
2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств): словесные методы - лекция, рассказ, беседа и др; наглядные методы - методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.; аудиовизуальные методы; практические методы.
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.
2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).
2.4. Методы самоуправления учебными действиями Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.
3. Методы контроля и самоконтроля 3.1. Методы контроля Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля
Методы самоконтроля.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Наши рекомендации