Интерактивная стратегия или методы кругового взаимодействия
Об интерактивной стратегии в педагогической литературе отдельно пишут довольно редко. В основном используется связка «активные и интерактивные методы», и обычно она противопоставлена традиционным и лекционным подходам. Данная стратегия построена на использовании методов кругового взаимодействия, поэтому в зарубежной литературе встречается термин «кооперативные методики».
Суть стратегии заключается в организации учебного взаимодействия в группах. Схема взаимодействия показывает, что преподаватель в интерактивной стратегии теряет центральную роль на занятии. Следует отметить, что такая позиция учителя на занятии ни в коей мере не подразумевает попустительского подхода. Он становится организатором образовательного процесса, но не его главной фигурой. Он лишь регулирует учебно- воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее задания и вопросы), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. Для этого преподавателю требуется подготовить и структурировать задания и проверить его понимание в процессе работы в группе, а также иметь четкую структурную последовательность проведения занятия и представление о распределении времени. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации – книги, словари, энциклопедии, сборники законов. Они также обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. В образовательный процесс вовлечены все учащиеся. Интерактив основан на признании того факта, что сегодня учитель не может учить всему – ученики должны больше полагаться на себя и свои возможности. Важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или переноса всей ответственности на одного или нескольких лидеров (этого можно добиться постановкой задачи, для решения которой необходимо внутри группы распределить задания или же определением различных ролей внутри группы). Также для интерактивной стратегии важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга. Преподавателем могут быть выбраны разные способы объединения результатов работы всех малых групп в ходе занятия.
В такой цепочке выступление каждой следующей группы должно основываться на выводах, сделанных предыдущей группой (или же оспорить их). Итогом становится обобщение, выбор нескольких ключевых мыслей, высказанных каждой группой. Например, при изучении темы «Россия от Февраля к Октябрю» группам можно дать задание проследить тенденцию изменения политического влияния трех различных сил по месяцам: революционно- радикальных (большевики), либерально демократических (Временное правительство) и военно-консервативных (Корнилов). Итогом работы может быть график, который показывает, что путь России от Февраля к Октябрю есть путь последовательного усиления влияния большевиков и падения авторитета либеральной демократии. Подобного рода формы работы можно применять и при изучении революции 1905-1907 годов, и при изучении Гражданской войны. 2. Выступление групп становится одной из частей для выполнения общего итогового задания (заполнения таблицы, создания схемы, составления словаря понятий, ответов на поставленные вопросы и т.п.) В завершение рассмотрения вышеуказанной темы можно провести дискуссию по вопросу «Закономерно или случайно большевики взяли власть?» или- «Кем себя показали большевики- обманщиками, или выразителями народных чаяний?» 3. Выступление групп выстраиваются в виде спора, в ходе которого высказываются разные позиции и взгляды, предлагаются альтернативные варианты решения рассматриваемой проблемы. Результатом такой работы может стать решение специальной группы экспертов (жюри) или же общее решение, основанное на убедительности и аргументированности позиций групп. ИТОГИ СПОРА Условия выбора интерактивной стратегии взаимодействия: -наличие доступа к различным источникам информации, которые могут использовать учащиеся в процессе рассмотрения темы (возможность обеспечить учащихся дополнительной литературой и раздаточными материалами, доступ в Интернет); -наличие у школьников знаний и социального опыта по рассматриваемой проблеме; -налаженное взаимодействие внутри группы, -отсутствие серьезных внутригрупповых конфликтов; -наличие достаточного количества времени для использования на занятии обсуждения в малых группах; -небольшое количество учащихся для создания малых групп (не более 5-8 человек в каждой).
Одно из достоинств интерактивной стратегии состоит в том, что она способствует развитию и использованию языковых навыков, а также развивает коммуникацию внутри группы учащихся. Учащимся необходимо вступать в сотрудничество при выполнении поставленной задачи, что представляется крайне важным для современного человека. При этом акцент делается на практическую деятельность. Интерактивная стратегия также расширяет круг источников информации, которые становятся дополнительными ресурсами образования и самообразования. Это способствует прочности усвоения материала и значительно повышает степень мотивации в процессе образования. Обеспечивается максимальная индивидуальность преподавания (особенно, если при использовании работы в группе каждый из учащихся получает индивидуальное ролевое задание, которое будет органично связано с общей задачей, поставленной перед всей группой). У школьников появляются широкие возможности для творчества и реализации своего потенциала. Но есть и свои сложности в использовании интерактивной стратегии. Первоначально сформулированная тема может остаться нерассмотренной, если работа в группах будет по тем или иным причинам (объективным или субъективным) неэффективной. Если внутри группы уже есть межличностные конфликты или учащиеся не обладают необходимыми навыками и опытом взаимодействия друг с другом, то велика вероятность неудачного результата занятия. При этом следует учитывать, что объем изучаемого материала будет сравнительно небольшим. Также могут возникнуть трудности установления дисциплины и ее поддержания. Не всегда внешние условия будут благоприятствовать включению интерактивных компонентов, так как существует определенный лимит участников таких занятий. Если в группе будет более 7-8 человек, то с большой долей вероятности можно говорить о потенциальном «выключении» отдельных членов из занятия. Кроме того, если будет сформировано более 6 групп, то при их выступлении потеряется интенсивность и участникам будет трудно воспринимать выступления всех групп. Работа в группе дает не только положительные эмоции, но и может вызывать серьезные конфликты и негативные моменты – например, развивать нездоровую конкуренцию и стремление к первенству, способствовать давлению лидера на других участников, приводить к перекладыванию ответственности за выполнение задания на одного или нескольких членов группы.