Интерактивная сторона общения. существуют два основных вида взаимодействия: к

СУЩЕСТВУЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

К

ООПЕРАЦИЯ — сотрудничество, способствую­щее организации и достижению положитель­ных результатов в совместной деятельности.

Сотрудничество характеризуется:

интерактивная сторона общения. существуют два основных вида взаимодействия: к - student2.ru

□ принятием субъектами взаимодействия общих целей и согла­сованной программы деятельности;

□ рациональным распределением функций и ролей с учетом ин­дивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности;

□ благоприятным нравственно-психологическим климатом в группе, готовностью каждого ее члена оказать помощь другим.

КОНКУРЕНЦИЯ — конфликт, столкновение противоположных целей, позиций, интере­сов.

□ Конфликты подразделяют на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые), кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др.

□ Конфликт в своем развитии проходит несколько этапов: возник­новение, становление, зрелость, преобразование, разрешение.

п Возможны следующие варианты предупреждения и разреше­ния конфликтов: компромисс, обращение к «третейским судь­ям», разделение принципиальной деловой и субъективной эмоциональной сторон конфликта, переключение внимания, «взрыв», отсрочка...16

□ Специалисты утверждают, что традиционное рассмотрение кон­фликта как однозначно негативного типа человеческого взаи­модействия неправомерно: в определенных условиях конфликт может привести к преодолению скрытого противоречия.

♦ ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОПОНИМАНИЕ: ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

16 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 468.

интерактивная сторона общения. существуют два основных вида взаимодействия: к - student2.ru понятийно-терминологический

комментарий вы можете внести предлагаемые дефиниции

ш в баш краткий педагогический словарь

И

ДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление себя с другим чело­веком (группой людей, образом, идеалом), на основе чего происходит «принятие» объекта идентификации (партнера по об­щению) как самого себя. В обыденной речи это звучит так: по­ставить себя на чье-либо место. Идентификация является одним из способов познания и понимания партнера по общению.



З

МПАТИЯ — «постижение эмоциональных состояний дру­гою человека в форме сопереживания»17; способность чело­века с помощью чувств проникать в мир душевных переживаний другого человека, разделять его переживания. Эмпатия во многом обеспечивает успех во взаимодействии и межличностном обще­нии, особенно важно для педагога формирование и развитие у себя способности к эмпатии.

Р

ЕФЛЕКСИЯ — внутренняя деятельность человека, ориенти­рованная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заимствовано из философии, которая опре­деляет рефлексию как принцип мышления, направляющий чело­века на осмысление и осознание собственных форм и предпосы­лок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека18.

У

СТАНОВКА — «предрасположенность субъекта, возникаю­щая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный ха­рактер протекания деятельности по отношению к данному объек­ту»19. Иначе установку можно определить как возникшие до зна­комства с объектом деятельности или субъектом общения гипоте­тическое представление о нем и его предварительная оценка, складывающиеся обычно на основе ранее полученной информа­ции, теоретических умозаключений, ожиданий и т. д.

17 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1985. С. 409.

18 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 579.

19 Краткий психологический словарь. С. 369.

rf

На базе установок

возникают разнообразные социально-психологические эффекты,

в ряду которых наиболее известны и значимы

в педагогической деятельности

Эффект ореола,

Наши рекомендации