Интерактивная сторона общения. существуют два основных вида взаимодействия: к
СУЩЕСТВУЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
К |
ООПЕРАЦИЯ — сотрудничество, способствующее организации и достижению положительных результатов в совместной деятельности.
Сотрудничество характеризуется:
□ принятием субъектами взаимодействия общих целей и согласованной программы деятельности;
□ рациональным распределением функций и ролей с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности;
□ благоприятным нравственно-психологическим климатом в группе, готовностью каждого ее члена оказать помощь другим.
КОНКУРЕНЦИЯ — конфликт, столкновение противоположных целей, позиций, интересов.
□ Конфликты подразделяют на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые), кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др.
□ Конфликт в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование, разрешение.
п Возможны следующие варианты предупреждения и разрешения конфликтов: компромисс, обращение к «третейским судьям», разделение принципиальной деловой и субъективной эмоциональной сторон конфликта, переключение внимания, «взрыв», отсрочка...16
□ Специалисты утверждают, что традиционное рассмотрение конфликта как однозначно негативного типа человеческого взаимодействия неправомерно: в определенных условиях конфликт может привести к преодолению скрытого противоречия.
♦ ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОПОНИМАНИЕ: ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
16 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 468.
понятийно-терминологический
комментарий вы можете внести предлагаемые дефиниции
ш в баш краткий педагогический словарь
И |
ДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление себя с другим человеком (группой людей, образом, идеалом), на основе чего происходит «принятие» объекта идентификации (партнера по общению) как самого себя. В обыденной речи это звучит так: поставить себя на чье-либо место. Идентификация является одним из способов познания и понимания партнера по общению.
З |
МПАТИЯ — «постижение эмоциональных состояний другою человека в форме сопереживания»17; способность человека с помощью чувств проникать в мир душевных переживаний другого человека, разделять его переживания. Эмпатия во многом обеспечивает успех во взаимодействии и межличностном общении, особенно важно для педагога формирование и развитие у себя способности к эмпатии.
Р |
ЕФЛЕКСИЯ — внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заимствовано из философии, которая определяет рефлексию как принцип мышления, направляющий человека на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека18.
У |
СТАНОВКА — «предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту»19. Иначе установку можно определить как возникшие до знакомства с объектом деятельности или субъектом общения гипотетическое представление о нем и его предварительная оценка, складывающиеся обычно на основе ранее полученной информации, теоретических умозаключений, ожиданий и т. д.
17 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1985. С. 409.
18 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 579.
19 Краткий психологический словарь. С. 369.
rf
На базе установок
возникают разнообразные социально-психологические эффекты,
в ряду которых наиболее известны и значимы
в педагогической деятельности
Эффект ореола,