Граждановедение: вчера, сегодня, завтра.
Граждановедение – самостоятельная наука, изучающая в своей совокупности основополагающие отрасли российского права, такие как теория государства и права, конституционное, гражданское, семейное, трудовое, административное и уголовное право.
Предмет – группа общественных отношений, входящих в объект регулирования. Предмет граждановедения составляетсовокупность тех общественных отношений, которые регулируются вышеперечисленными отраслями права. В каждом праве свой предмет. Предметом теории государства и права является исследование государства и права во всех их проявлениях и взаимосвязях. Предметами конституционного права являются властеотношения по поводу суверенитета, власти и прав личности и гражданина.
Задачей граждановедения является изучение действующего российского законодательства посредством системы методов и приемов научного исследования. Метод – совокупность приемов, средств и форм правового воздействия на общественные отношения.
Можно выделить следующие методы изучения граждановедения: 1) общие методы:
а) метод историзма (хронологический метод) – исследование государства и права в процессе развития во времени под воздействием характерной для конкретного периода политической и социальной обстановки;
б) философский метод – использование диалектического материализма и идеализма, прагматизма, структурализма, позитивизма, экзистенциализма, инструментализма;
в) дедуктивный метод – изучение права с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве;
г) индуктивный метод – выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов;
д) экзегетика – изучение права на основании толкования его исторических источников; 2) специальные методы:
а) сравнительный метод – изучение государственно-правовых явлений в развитии путем сопоставления с другими странами и основными институтами государства и права на разных этапах исторического развития;
б) систематический метод – изучение истории государства и права посредством разделения на историю развития и образования юридических норм и институтов и историю источников права;
в) метод периодизации – изучение истории путем деления на отдельные временные периоды для наиболее полного изучения особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования.
Диалектико-материалистический метод носит всеобщий универсальный характер и используется во всех естественных и гуманитарных общественных науках.
К специальным методам изучения истории государства и права также относят статистический, математический и социологический методы.
Для обозначенных целей в теории государства и права существует множество способов и методов изучения систем права: это исторический, хронологический методы, методы синтеза, анализа, компаративистики (сравнительного правоведения) и многие другие. При изучении систем права складывается ряд знаний, который формирует научно-юридическую основу для исследования права. Институт различных систем права оказывает большое влияние на изучение права, т. к. дает ответ на многие вопросы в процессе исследования законодательства и системы права государства, а также позволяет оценивать право с позиций конкретных характеристик определенной системы права. Многие категории и понятия, выработанные в ходе исследований систем права, используются в качестве определяющих позиций при рассмотрении других аспектов изучения права.
Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью (С. 14).
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования (С. 14).
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г № 1756-р. определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей /(С. 15).
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся (С. 15).
Нормативные документы и информационно-методические материалы Министерства образования Российской Федерации* (* Решение коллегии Минобразования России от 28 декабря 1994 г. № 24/1 "О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», письмо Минобразования России от 6 февраля 1995 г. № 151/11 «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации», приказ Минобразования России от 9 декабря 1994 г № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях», письмо Минобразования России от апреля 1995 г. № 385/11 «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса», информационно-методическое письмо Минобразования России от 19 марта 1996 г. № 391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», информационно-методическое письмо Департамента общего среднего образования Минобразования России от 7 июня 1999 г. № 916/11-12 «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 1999/2000 учебном году», Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденная приказом Минобразования России от 18 октября 1999 г. № 574, информационно-методическое письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13 - 51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» и другие (С. 15) стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. По решению Министерства образования Российской Федерации создан Центр гражданского образования при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В субъектах Российской Федерации с целью разработки региональных концепций и их реализации, координации усилий всех заинтересованных организаций и учреждений созданы региональные центры гражданского образования (С. 15).
Главной цельюгражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен /(С. 16) обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ (С. 16).
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике (С. 16).
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени (С. 16).
На первой ступени (начальное образование)закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны /(С. 17).
Вторая ступень (основная школа)продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе (С. 17).
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм (С. 17).
На третьей ступени (средняя (полная) школа)углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность (С. 17).
Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира.
«Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Дисциплины социально-общественного цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма» (письмо Минобразования России от 02.04.02 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).
Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы Курс начальной школы«Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского госу/(С. 18)дарства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и в конечном итоге формируют осознанное патриотическое чувство (С. 18).
В основной школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах и в первую очередь в дисциплинах гуманитарного и естественно-научного циклов.
Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям, об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре). Эти курсы помогают школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой. На уроках граждановедения и обществознания подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). На основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. В процессе изучения обществознания школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране (С. 18).
Программы курсов отечественной и всеобщей истории позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных в середине прошлого века во /(С.19) Всеобщей декларации прав человека. В ходе изучения истории и обществоведения учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости (С. 19).
Изучаемые в курсе литературы произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей (С. 19).
При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о ее национальной культуре и вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих данную страну. Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, познакомиться с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом, что способствует взаимопониманию между народами, толерантности (С. 19).
Предметы естественно-научного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества; формируют у подростков чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских.
Предмет «Граждановедение» не входит в инвариантную часть действующего Базисного учебного плана (1998 г.). Однако во многих регионах этот предмет изучается за счет регионального компонента. Он обеспечен достаточно широким спектром учебной литературы, издаваемой различными издательствами: учебниками, учебными пособиями, методическими рекомендация/(С. 20)ми (приложение № 1). В общеобразовательных учреждениях проводится широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (приказ Минобразования России от 21.05.01 № 2093). Экспериментальный базисный учебный план предусматривает изучение в 5-8 классах курсов «Граждановедение» (С. 20).
В 2003 году предполагается утверждение федерального компонента государственного стандарта общего образования. Впервые в основной школе предусматривается непрерывное систематическое изучение обществоведения с 5 по 9 класс. Введение курсов обществознания (граждановедения) предоставляет большие возможности для целостного гражданского образования и воспитания школьников-подростков (С. 20).
Воспитательный потенциал содержания гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости все-таки недостаточен для формирования социально-активной, компетентной личности.
Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у российских детей такие навыки, следует «раздвинуть» стены школы, «включить» школьника в окружающий мир во всем его многообразии (С. 20).
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.
Основными элементами демократического уклада являются:
·- идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу - как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию /(С. 21);
·- демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его (С. 21);
·превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;
·широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
·создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;
·создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного соуправления, моделирование институтов демократии;
·учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.
Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и воспитания.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей (С. 21).
Социальное проектирование не имеет жесткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность /(С. 22).
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Заслуживает внимания опыт разработки и реализации социальных проектов: Всероссийская акция «Я - гражданин России», проекты «Гражданин» (г.Самара) и «Гражданский форум» (г. Брянск) - (приложение № 2).
Особую важность в гражданском образовании приобретает система оценивания результатов гражданского образования.
Организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе. В гражданском образовании эта задача осложняется тем, что объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом (С. 22).
Оценивание в гражданском образовании представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно значимые задачи. Таким образом, в гражданском образовании в первую очередь встает задача оценивания умений и навыков, разработка критериев эффективности обучения (С. 22).
Для оценивания достижений учащихся в гражданском образовании предлагаются следующие критерии: объективность, адекватность, значимость, интегрированность, открытость, доступность.
«Объективность» достигается путем тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально-активной деятельности учащихся (С. 22).
«Адекватность» подразумевает точность инструмента для оценивания. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемых целей, овладели нужными знаниями, умениями, ценностями?»/ (С. 23).
"Значимость» предполагает выбор для оценивания самых важных из ожидаемых результатов (целей) курса. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопросы. «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения, ценности полезными, применимыми в реальной жизни, социальной практике гражданина?»
«Интегрированность» означает, что оценивание включено в сам процесс обучения (С. 23).
«Открытость» требует, чтобы критерии и формы оценивания были известны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут принять участие в разработке критериев оценивания.
«Доступность» предполагает, что формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.
Использование данных критериев позволяет комплексно оценить достижения учащихся в гражданском образовании.
Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий являются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.
Спектр подходов к оцениванию может быть представлен следующим образом: балльное оценивание; рейтинговое оценивание: балльно-рейтинговое; оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение. Оценивание гражданской, демократической активности школьников может быть рассмотрено в широком социальном, социологическом, педагогическом, методическом аспектах. Из многообразия форм контроля и оценок учащихся можно выделить несколько форм: тестирование, которое направлено на выявление компонента знаний; задания, моделирующие реальные жизненные ситуации, позволяющие оценить готовность учащихся применить знания на практике; форма самооценивания учащихся в вопросах демократической гражданственности.
8.Требования к преподаванию общественных дисциплин в школе.
В настоящее время на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Деятельностная парадигма стандарта предусматривает уровневый подход к системе планируемых результатов и выделение, наряду с базовым, перспективного уровня (выпускник получит возможность научиться), необходимо учащимся для построения индивидуальной траектории развития.
При формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов, а именно , на получение:
· систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;
· навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
· навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
· умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
· навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов качества выполнения задания;
· умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
· ИКТ-компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.
· При этом учебные задачи по предмету, направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО), прописанные в новом стандарте, необходимо конкретизировать и дифференцировать в зависимости от содержания и целей урока на предметные, метапредметные и личностные.
Проблемы современного урока:
·Организация взаимодействия (учитель – ученик; ученик-ученик; саморефлексия–взаимодействие с самим собой)
·Выстраивание субъект- субъектных отношений
·Ценностное отношение к образованию.
Цель урока,включает с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно – воспитательного процесса, а с другой – программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата. Эффективность урока определяется степенью адекватности результатов и цели. Конечный результат урока складывается из качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока.
Каждый урок имеет свою структуру - соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи. Элементы –это виды деятельности учителя и ученика.
^ Элементами урока являются: организационный момент, проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление нового материала; подведение итогов урока; домашнее задание. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели, типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения. Содержание учебной программы для конкретного урока, образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, возраст учащихся, уровень их знаний, умений и навыков – все это имеет определяющее значение при подборе наиболее эффективных для данного урока методов и приемов. Под методами обучения следует понимать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его целей. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Наиболее распространенными классификациями методов обучения являются классификации по источникам приобретения знаний и по типу (характеру) познавательной деятельности. Ведущее место в системе методов обучения занимают словесные методы: рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия.
Все формы обучения, включая активные, нацеливают на развитие навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход обучения в самообразование. Современные условия развития системы образования к необходимости широкого использования в практике преподавания новых образовательных технологий. Это создание таких возможностей, которые обеспечивали бы вовлечение каждого учащегося в активный познавательной процесс, совместную работу учителя и учащегося, сотрудничество при решении разнообразных проблем. Педагогическая технология – это последовательная взаимосвязная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Понятие «методика» шире понятия «технология». Методика отвечает на вопросы, чему, зачем и как учить.
Сегодня особая роль принадлежит проектной технологии, технологии дебатов, технологии развития критического мышления. На уроках используются также следующие педагогические технологии: «атака мыслей», бинарный урок, выступления, диспут, лекция – дискуссия, лекция – беседа, «огонь по стоящим», «синтез мыслей», деловая игра.
^ Методические требования к современному уроку:
·Разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения.
·Обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся.
·Стремление к поиску и по возможности формулирования кроме темы еще и так называемого «имени урока» (эмоционально выраженная суть идеи урока).
·Специально спланированная деятельность по обеспечению воспитательной функции урока.
·Комплексное планирование задач по трем группам целей : педагогическим, развития образовательного процесса, саморазвития учителя.
·Выделение в содержании материала главного и второстепенного.
·Продумывание и по возможности формулирование ценностного основания выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке
·Опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.
·Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса (переход от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному).
·Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
·Обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
·Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
·Обоснованный выбор форм обучения или сочетания форм.
·Индивидуализированный подход к обучающимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.
·Специально спланированная работа по формированию УУД, метапредметных результатов.
·Обоснованный выбор средств обучения.
·Специально продуманная работа по мотивации учебной деятельности
·Создание условий для проявления самостоятельности школьников
·Продуманное и целесообразное использование ИКТ
·Дифференциация д/з (разумная)
·Знание и использование основных принципов здоровьесбережения
·Обеспечение благоприятных гигиенических условий на уроке
·Обеспечение благоприятных эстетических условий
·Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности и безусловного уважения к личности школьника
·Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся
·Оптимальное сочетание рационального и эмоционального в работе на уроке
·Использование в работе режиссуры урока
·Использование дискурсивных умений при четком следовании замыслу урока.
^ Основные компоненты современного урока:
- Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
- Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
- Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
- Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
- Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
- Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
- Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
- Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
^ II. Современные образовательные методы и технологии используемые на уроках.
Современные методы определяют характер познавательной деятельности школьников: исследовательский, проб