Основные признаки организации
Все сложные организации также имеют ряд общих характеристик:
1) наличие ресурсов;
2) зависимость от внешней среды;
3) горизонтальное распределение труда;
4) наличие подразделений;
5) вертикальное распределение труда;
6) необходимость управления.
Ключевые элементы организации
Схема ключевых элементов организации включает в себя:
- цели (задачи),
Цели (задачи) часто определяются как эталонные точки для оценки показателей развития корпорации. Их характеристики: измеримость, достижимость, уместность и коммуникативность.
- структура организации,
- финансовые ресурсы,
Финансовые ресурсы, как и структура, являются основой обеспечения стратегии корпорации. В этом контексте работа финансовых служб состоит из действий, связанных с финансированием производства компании и порядком использования этих средств.
- трудовые ресурсы,
Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня и чтобы персонал соответствовал потребности стратегии.
- производственная деятельность,
Производственная деятельность является основной функцией любой организации и представляет собой превращение исходных материалов в товары и услуги, которые можно реализовать на рынке.
- сбыт,
Сбыт. Важная роль отдела маркетинга в процессе стратегического управления определяется следующими функциями:
- деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей покупателя;
- ответственностью за позиционирование товара или услуги на рынке;
- предоставлением важной информации руководству для процесса обеспечения стратегии;
- ответственностью за осуществление маркетинговой стратегии организации, за функционирование всего маркетингового комплекса
- исследования и разработки,
Наиболее успешные организации постоянно вводят прогрессивные новшества во все области деятельности. Собственные исследования и разработки являются одним из путей к этому
- системы и процедуры
Эта область ресурсов в организации часто не принимается во внимание, но она является важной их частью. Прежде всего, необходимо выделить наиболее важные системы: информационные, коммуникаций, составления сметы.
Организация как политическая система
Наряду с другими метафорами Г. Морган рассматривает организации как мини-государства, которые могут быть унитарными (все работники стремятся к общей цели), плюралистическими (содержат в себе разнообразные интересы, группируемые вокруг формальных целей) или радикальными (представляют собой арену борьбы соперничающих классов или групп). Именно в сфере политики решается вопрос о том, кто контролирует ограниченные ресурсы, кто первым получает информацию, где должны приниматься решения. Метафора предполагает учет потребностей ключевых действующих лиц, подразделений и заинтересованных групп в поиске путей дальнейшего расширения их властных полномочий.
Концепция ключевых действующих групп (заинтересованных групп) определяет заинтересованные лица как любую группу или индивидуума, кто может воздействовать или находится под воздействием процесса достижения организационных целей. М. Мэллот (M.Mallott ), выделяет три этапа процесса стратегического планирования, основанного на концепции анализа заинтересованных сторон:
- идентификация заинтересованных сторон, области их интересов и специфики;
- описание отношений между заинтересованными сторонами и фирмой, и заинтересованными сторонами между собой, включая отношения властных полномочий;
- учет внутренних факторов концепции - места действия и времени.
Опасности этой метафоры заключаются в том, что потенциально она может содействовать росту конфронтации.
Организация как организм
* Не существует «лучшего и единственного пути» построения и уп равления организацией
* Основа успеха организации — информационный поток между раз личными частями систем и их окружения
* Необходимо добиться максимального соответствия индивидуальных, командных и организационных потребностей
Положения об организационных изменениях:
* Изменения происходят только в ответ на перемены в окружающей среде (об использовании внутреннего импульса речь не идет)
* Индивидуумы и группы должны осознавать необходимость пере мен, чтобы адаптироваться к ним
* Реакцию на изменения в окружающей среде можно выработать
* Стратегии успеха — участие и психологическая поддержка
Ограничения метафоры:
* Представлять компанию в качестве адаптивной системы некорректно. Организация не только адаптируется к своему окружению, но и сама может формировать его, сотрудничая с другими сообществами или организациями, начать производство новых товаров или услуг, значительно изменяя бизнес-среду
* Идеалистичная картина сплоченности и потока информации между департаментами чужда реальности. Иногда разные части организации действуют автономно, и на то есть свои причины
* Опасность превращения метафоры в идеологию о том, что индивидуумы должны полностью слиться с компанией. То есть работу следует устроить так, чтобы люди удовлетворяли свои личные потребности через организацию
Руководящие принципы:
* Должны участвовать сотрудники и осознавать необходимость перемен
* Сотрудникам нужно помогать
* Изменяться нужно в ответ на перемены окружающей среды