Асимметрия морфемной структуры слова «в пользу формы»

Обсуждение всех вопросов, связанных с асимметрией морфемной структуры, требует возвращения к идее асимметрического дуализма языкового знака (С. Карцевский, см.: «Асимметрический дуализм» в ЛЭС). С какими проявлениями этого общеязыкового явления вы познакомились в курсе лексикологии?

Прежде чем обсуждать проблему интерфикса, разберитесь в проблеме «морф и морфема». Что дает науке и практике парадигматический подход к морфу? Сравните его с парадигматическим подходом к звуку в фонологии, к слову в морфологии, к предложению в синтаксисе.

Проанализируйте все аргументы «за» и «против» каждой из трех возможностей интерпретации интерфиксов. Каковы теоретические и практические последствия каждого из принимаемых решений?

Обратите внимание на различие наименований функционально однородных элементов – интерфикс, тематический гласный, соединительный гласный. Чем объясняется это различие?

Попытайтесь различить интерфиксы, появляющиеся в слове «по вине» фонетики, морфемики, по историческим причинам и без очевидных причин.

Литература. Земская, 1981. С. 173-181; 1989. С. 283; Немченко, 1984. С. 36-45; *Лопатин, 1977. С. 41-63; КС.

Асимметрия морфемной структуры слова «в пользу смысла»

Существенно различие сегментной и несегментной асимметрии. При сегментной асимметрии (нулевой морф или нулевая морфема) мы можем указать место (позицию в морфемной структуре), которое «отвечает» за выражение компонента значения слова, при несегментной (суперсегментной) асимметрии такой позиции нет, смысловое приращение выражается данной индивидуальной комбинацией морфем, что свидетельствует о ее идиоматичности (фразеологичности).

При формулировках смысловых приращений попытайтесь воспользоваться следующими понятиями: действие (предикат), актант (субъект, объект, результат, инструмент и др.), свойство, обстоятельства (место и время), оценка.

Приведите собственные примеры многоморфемных слов фразеологической семантики, использовав для этого толковый словарь, например СЕ. Почему проблема фразеологичности существенна только для многоморфемных слов?

Сравните толкования фразеологичных слов, полученные в результате анализа, и их описание в словарях. Учитывают ли словари смысловые приращения, насколько последовательно?

Литература. Земская, 1981. С. 148-150, 137-138, 204-227; 1989. С. 243, 347; Немченко, 1984. С. 33-36; РЯ. С. 90-91; *Шмелева, 1982; КС.

Причины асимметрии морфемной структуры

При описании причин асимметрии морфемной структуры слова последнее представляется как структура (комбинация морфем), подверженная действию субстанциальных сил: фундаментальных фонетических законов и фонетических изменений, индивидуальных и групповых предпочтений морфем, прежде всего суффиксов, повышенных требованиий со стороны лексикона, требующего все большего количества слов, невзирая на ограниченные возможности морфикона, унифицирующему влиянию многоуровневой модели слова.

Обратите внимание, что понятия переразложения и опрощения появились в результате применения морфоцентрического подхода И.А. Бодуэна да Куртенэ к изучению истории языка.

Литература. Земская, 1981. С. 162-164; 1989. С. 273-276; Немченко, 1984. С. 81-90; *Красильникова, 1981; КС.

Морфонология

Обратите внимание, как в ходе формирования морфонологии «смещалось» положение языковых фактов в рубрикации лингвистических дисциплин.

От «первоначального накопления» фактов современная морфонология переходит к определению условий варьирования морфемы, т.е. к изучению функционального аспекта морфонологии. Докажите это утверждение фактами.

Попытайтесь выявить среди морфонологических операций такие, которые действуют «в угоду» звуковому строю, словарю, норме.

Покажите диалектику парадигматических и синтагматических отношений морфем в сфере морфонологии.

Литература. Земская, 1981. С. 165-186; 1989. С.276-290; РЯ. С. 150; РГ. С. 413-452; *Ильина, 1980. С. 7-27; *Красильникова, 1981; КС.

Словообразование

9. Словообразование, или дериватология,
как грамматика производных слов

Обратите внимание на отличие нашего определения дериватологии от распространенного представления о ней как о науке о том, как делаются слова. В чем принципиальное различие?

Заметьте, как пополняется багаж ваших лингвистических понятий: наряду с парадигматическими и синтагматическими вы теперь знаете о деривационных отношениях. Они обнаруживаются на всех уровнях (см. тему: «Деривационная парадигма предложения» в будущем году).

Будьте внимательны при словообразовательном анализе, не принимайте за синхронные деривационные связи исторические (см.: свидетель, медведь). Учитывайте исторический процесс, именуемый декорреляцией.

Литература. Земская, 1981. С.133-136, 157-164; 1989. С.237-242, 345-349, 353-357; Тимофеев, 1981; СТ. С.36-46; КС.

10. Основные понятия словообразования. Проспективный и ретроспективный подходы к исследованию словообразовательной системы.

Познакомьтесь с МС и СТ. Подумайте о том, как они могут быть использованы в практике школьного разбора слова. Подготовьте упражнения для школьников, используя два названных словаря.

Литература. Земская, 1981. С. 219-239; 1989. С. 333-345, 357-358; СТ. С. 47-51; МС: *Милославский, 1980.

Мотивация

Обратите внимание на то, почему, рассматривая сходные понятия мотивации и деривации, М. Докулил и Е. Курилович устанавливают разные отличия, выводят разные типы.

Литература. Земская, 1981. С. 136-138, 195-200; 1989. С. 242, 304-308; ЕГ. С. 135, 265-269; *Шатуновский, 1983.

Деривация

Постройте таблицу всех способов морфемного словообразования дедуктивно и придумайте примеры на каждый случай. Попытайтесь сделать исчисление всех возможных комбинаций морфемного словообразования, находя примеры на каждую из них (по мнению И.С. Улуханова, максимальное число морфем, одновременно участвующих в деривации – 4, пример из письма А. Чехова окошкодохлиласъ).

Как соотносятся проблемы семантического словообразования и полисемии в лексикология?

Обратите внимание на различие текстовой и словарной субстантивации.

Познакомьтесь со словарем сокращений в нескольких изданиях. Как по ним можно судить о динамике аббревиации в современном русском языке?

Обратите внимание, как различные типы словообразования могут соучаствовать в деривации, например сложение и суффиксация. Попытайтесь «вычислить» все такие возможное типы комбинаций и проиллюстрировать их фактами русского языка.

Литература. Земская, 1973. С. 272-277, 289-291, 296-297, 302; 1981. С. 201-207; 1989. С. 308-320; Немченко, 1984. С. 138-174; РГ. С. 138-139; *Улуханов, 1988; КС; Апресян, 1974. С. 164-216; РЯ. С. 12-13, 339-340.

13. Словообразовательная структура и словообразовательный потенциал частей речи

Обратите внимание на связь семантического прототипа части речи и ее словообразовательного потенциала.

Составьте таблицу, в которой представлены все типы словообразовательных пар, реализующих словообразовательный потенциал части речи, отдельно для существительного, глагола и прилагательного. Обратите внимание на ограничения в реализации разных типов мотивационных отношений при разных сочетаниях частеречной отнесенности мотиватора и деривата.

Литература. Земская, 1981. С. 32-234, Семантические вопросы словообразования, 1991. С. 94-252.

15. Прошлое и будущее морфемики и словообразования

Обратите внимание на особое место словообразования в синхронной лингвистике: это единственный раздел лингвистики, который принципиально использует динамическую модель в описании формальных единиц языка.

Составьте список типов детерминационных рядов (Н.Д. Голев). Подумайте, как они могли бы вам помочь в вашей речевой практике.

Что нового вносит в понимание словообразования как лингвистической дисциплины когнитивный подход?

Литература. фон Гумбольдт, 1984. С. 100-107. Потебня, 1993. С. 67-97. Голев, 1989. С. 136-164.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Словари и справочная литература

Условные сокращения

ГС – Зализняк А.А. Грамматический словарь. М., 1977.

ГП – Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-статистического словаря вариантов. М., 1976.

КС – Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант, Под ред. П.А. Леканта. М., 1991.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

МС – Мотивационный словарь: Говоры Среднего Приобья. Томск, 1982, 1983. Т.1, 2.

НС – Новые слова и значения: (словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н.3. Котеловой. М., 1984. НРЛ-81 – Новое в русской лексике: Словарные материалы-81. М., 1986.

РГ – Русская грамматика. Т.1. М.. 1980.

РЯ – Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.

СЕ – Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд. М., 1982-1984.

СМ – Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

СНМ – Немченко В.Н. Основные понятия морфемики в терминах: Краткий словарь-справочник. Красноярск, 1985.

СНС – Немченко В.Н. Основные понятия словообразования: Краткий словарь-справочник. Красноярск, 1985.

СП – Потиха З.А. Строение русского слова: Учебный словарь для зарубежных школ. М., 1981.

СС – Алексеев Д.И., Гозман И.Г. и др. Словарь сокращений русского языка. М.. 1984.

СТ – Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. Т.1.2. М., 1985.

Учебная литература

Виноградов В.В. Руский язык: Грамматическое учение о слове. М.. 1947 *.

Земская Е.А. Словообразование // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1981.

Земская Е.А. Словообразование // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

Ермакова О.П. Словообразование // Современный русский язык: Сборник упражнений / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1990.

Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. М., 1984.

Дополнительная литература

Морфемика

Апресян В.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., 1974.

Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л., 1977.

Богданов С.И. О трех этапах морфемной сегментации словоформ //Опорные вопросы русского языкознания: Теория и практика. Л., 1983. С. 157-175.

Винокур Г.0. Заметки по русскому словообразованию // Березин Ф.М. История советского языкознания: Хрестоматия. М., 1981. С. 29 -301.

Ильина Н.Е. Морфонология глагола в современном русском языке. М., 1980.

Караулов Ю.Н. Эволюция, система и общерусский языковой тип // Русистика сегодня. М., 1988. С. 6-31.

Карцевский С.О. Об асимметричном дуализме лингвистического знака // Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 вв. в очерках и извлечениях. М.: Просвещение. 1965. Ч. 2. С. 85-90.

Клобуков Е.В. Структура русского глагольного слова и принципы морфемного сочленения // Славянская филология. Вып. 9. М.. 1973. С.146-163.

Красильникова Е.В. О формальной структуре слова // Проблемы структурной лингвистики, 1978. М., 1981. С. 149-160.

Красильникова Е.В. Инвентарь морфем // способы номинации в современном русском языке. М.: Наука, 1982.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. М., 1977.

Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980.

Панов М.В. Степени членимости слова // Развитие современного русского языка. 1972. Словообразование. Членимость слова. М., 1975.

Словообразование

Голев Н.Д. Динамический аспект лексической мотивации. Томск, 1989.

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

Улуханов И. С. О грамматических свойствах мотивирующих слов // Язык: система и функционирование. М., 1968. С. 249-258.

Семантические вопросы словообразования: Производящее слово. Томск, 1991.

Черкасова Л.П. Наблюдения над экспрессивной функцией морфемы в поэтическом языке на материале поэзии М. Цветаевой // Развитие современного русского языка 1972. М., 1975.

Шатуновский И.Б. Синтаксически обусловленная многозначность // Вопр. языкознания. 1983. № 2.

Шмелева Е.Я. Семантическая соотносительность имен деятеля в словообразовательном гнезде // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1982.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА 3

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5

1. Грамматика 5

1.1. Принципы современной грамматики 5

2. Морфемика 6

2.1. Морфемная членимость русского слова. 6

2.2. Морфемное членение слова и классификация морфем 6

2.3. «Дефектные» морфы 7

2.4. Асимметрия морфемной структуры слова
«в пользу формы» 7

2.5. Асимметрия морфемной структуры слова
«в пользу смысла» 7

2.6. Причины асимметрии морфемной структуры 8

2.7. Морфонология 8

3. Словообразование 9

3.1. Словообразование, или дериватология,
как грамматика производных слов 9

3.2. Основные понятия словообразования. 9

3.3. Мотивация 10

3.4. Деривация 10

3.5. Словообразовательная структура и словообразовательный потенциал частей речи 11

3.6. Прошлое и будущее морфемики и словообразования 12

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ 12

Грамматика 12

1. Лексическое и грамматическое в слове 12

Морфемика 13

2. Морфемный анализ окказионального слова 13

3. Анализ морфемной структуры слова 13

4. Морфемный анализ слов с «дефектными» морфами 15

5. Анализ слов с асимметрией морфемной структуры «в пользу формы» 15

6. Анализ слов с асимметрией морфемной структуры «в пользу смысла» 15

7. Анализ причин асимметрии морфемной структуры 16

8. Анализ морфонологических средств русского языка 16

Словообразование 17

9. Словообразовательный анализ слова 17

10. Словообразовательные гнезда в словаре Тихонова 17

11. Мотивационный анализ производных слов 18

12. Деривационный анализ производного слова 18

13. Словообразовательная структура и словообразовательный потенциал частей речи 19

14. Анализ внутренней формы слова 19

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 19

1. Контрольные вопросы 19

2. Лабораторные работы 24

Лабораторная работа № 1. Морфемный анализ слова с морфонологическим комментарием 24

Лабораторная работа № 2. Анализ лексики в деривационном аспекте 28

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ 31

Грамматика 31

1. Принципы современной грамматики 31

Морфемика 31

2. Объективность морфемного членения русского слова 31

3. Морфемное членение слова и классификация морфем 32

4. «Дефектные» морфы 32

5. Асимметрия морфемной структуры слова «в пользу формы» 33

6. Асимметрия морфемной структуры слова «в пользу смысла» 33

7. Причины асимметрии морфемной структуры 34

8. Морфонология 35

Словообразование 35

9. Словообразование, или дериватология, как грамматика производных слов 35

10. Основные понятия словообразования. Проспективный и ретроспективный подходы к исследованию словообразовательной системы. 36

11. Мотивация 36

12. Деривация 36

13. Словообразовательная структура
и словообразовательный потенциал частей речи 37

15. Прошлое и будущее морфемики и словообразования 37

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Словари и справочная литература 38

Условные сокращения 38

Учебная литература 39

Дополнительная литература 39

Морфемика 39

Словообразование 40

СОДЕРЖАНИЕ 41

Учебное издание

Современный русский язык. Грамматика. Часть 2. Морфология

Составители Т.В. Шмелева, И.Е. Ким

Тиражируется на электронных носителях

Дата выхода

Адрес в Интернет http://www.lan.krasu.ru/studies

Отдел информационных ресурсов управления информатизации КрасГУ. 660041 Красноярск, пр. Свободный, 79. e-mail: [email protected]

Издательский центр Красноярского государственного университета

660041 Красноярск, пр. Свободный, 79.

* Условные сокращения см. на с. 20.

*Эта книга издавалась трижды: в 1947, 1972 и 1986 гг., все издания есть в университетской библиотеке; страницы указаны по изданию 1972 г.

Наши рекомендации