Средства научного исследования
(средства познания)
В ходе развития науки разрабатываются и совершенст-вуются средства познания: материальные, математиче- ские, логические, языковые [29]. Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информаци-онные средства как особый класс. Все средства познания — это специально создаваемые средства. В этом смысле ма-териальные, информационные, математические, логиче- ские, языковые средства познания обладают общим свой- ством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосно-вывают для тех или иных познавательных целей.
Материальные средства познания — это в первую оче-редь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования — на-блюдения, измерения, эксперимента.
Эти средства непосредственно направлены на изучае- мые объекты, им принадлежит главная роль в эмпириче- ской проверке гипотез и других результатов научного ис-следования, в открытии новых объектов, фактов. Исполь-зование материальных средств познания в науке вообще — микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Зем- ли и т.д. оказывает глубокое влияние на формирование по-нятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на ис-пользуемые обобщения, идеализации и аргументы.
В педагогике пока что, к сожалению, специальные на-учные приборы используются редко. Однако, во-первых, например, секундомер или обычные часы — а это измеря-ющие приборы — являются непременным атрибутом прак-тически любого педагогического эксперимента. Во-вто- рых, организация любого достаточно сложного экспери- мента в образовании, например, создание школы нового типа, может потребовать строительства здания особой ар-хитектуры, оснащения школы специальным оборудовани- ем и т.д., что в какой-то мере опосредованно также будет являться средствами педагогического познания.
Информационные средства. Массовое внедрение в об-разование вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций не только корен- ным образом преобразует учебный процесс, но и, вслед за этим, делает их средствами педагогического познания.
Математические средства познания. Развитие матема-тических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гу-манитарные, общественные науки.
Математика, будучи наукой о количественных отноше-ниях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конк-ретные средства отвлечения формы от содержания и сфор-мулировала правила рассмотрения формы как самостоя-тельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упро- щает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абст-рагирована форма, вычленить исходные положения, по- лучить точность и строгость суждений. Причем, математи-ческие средства позволяют рассматривать не только непос-редственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, т.е. такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.
Под влиянием математических средств познания пре-терпевает существенные изменения теоретический аппа- рат описательных наук. Математические средства позво- ляют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и законо-мерности. Математические средства используются так же как особые формы идеализации и аналогии (математиче- ское моделирование). В описательных науках, в том числе в педагогике, на сегодняшний день пока наибольшую роль играют средства математической статистики.*
Логические средства. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи:
— каким логическим требованиям должны удовлетво- рять рассуждения, позволяющие делать объективноистин- ные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?
— каким логическим требованиям должно удовлетво- рять описание эмпирически наблюдаемых характеристик?
— как логически анализировать исходные системы на-учных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в педагогике и свя- занной с ней психологии)?
— каким образом строить научную теорию, позволяю-щую давать научные объяснения, предсказания и т.д.?
Использование логических средств в процессе построе-ния рассуждений и доказательств позволяет исследовате- лю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные — от истинных, путаницу — от противоречий.
Языковые средства. Важным языковым средством познания являются правила построения определений поня- тий (дефиниций). Во всяком научном исследовании уче- ному приходится уточнять введенные понятия и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.
Правила использования языка, при помощи которого исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использо- вания языковых средств познания в научном исследова- нии.
В педагогических исследованиях существенную роль, как правило, играет соотнесение исследователем языка пе- дагогики со специфическими языками смежных наук — психологии, социологии, последнее время — инфор- матики. Кроме того, для исследований в области сравни-тельной педагогики важное значение имеет сопоставление понятийного педагогического аппарата в русском и ино-странных языках, поскольку даже ключевые понятия: «обучение», «воспитание», «развитие» и т.д. переводятся с одного языка на другой далеко не однозначно.
Рядоположенно со средствами познания выступают методы научного познания (методы исследования).