Понятие муниципальной власти

В РФ существует две равноправные разновидности публичной власти – государственная власть и местная (муниципальная) власть. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками.

Будучи разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. А именно:

- и муниципальная и государственная власть характеризуются наличием специфического аппарата, осуществляющего эту власть – органы гос. власти и органы МСУ соответственно.

- и муниципальная и государственная власть обладают непрерывностью во времени, универсальностью, всеобщностью.

- деятельность органов гос. власти и МСУ основана на Конституции РФ, законах и иных нормативных актах.

- оба вида власти существуют в рамках определенной территории по отношению ко всем находящимся на ней лицам. Территория является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее физической основой и пределами. В то же время территория местного сообщества есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства. Муниципальные образования в целом создаются в обязательном порядке, они не факультативны.

- у органов МСУ, как и органов гос. власти, есть соответствующий комплекс полномочий государственно-властного характера, без которого невозможно управление. Органы МСУ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

- только органы гос. власти и органы МСУ обладают правом введения и сбора налогов; самостоятельного формирования бюджета.

Что касается негосударственного характера органов МСУ, то можно привести следующее:

- в системе органов МСУ отсутствует строгая иерархия и соподчиненность;

- в отличие от органов гос. власти органы МСУ действуют не от имени государства, а от имени местного сообщества;

- содержание муниципальной власти составляет решение вопросов местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами МСУ самостоятельно. При этом вопросы местного значения решают с учетом особенностей развития своей территории.

- материально-финансовую базу деятельности органов МСУ составляет муниципальная собственность и муниципальный бюджет; органов гос. власти – гос. собственность и гос. бюджет.

- органы МСУ являются уровнем власти, наиболее приближенным к населению, они обладают более тесной связью с населением, чем федеральные органы.

- на муниципальном уровне гораздо большее значение имеют формы непосредственного участия населения.

- у органов МСУ практически отсутствуют политические функции.

Таким образом, муниципальная власть – это система властеотношений, реализующая функции МСУ, основанная на аппарате принуждения. Являясь разновидностью не только социальной, но и публичной власти, действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами МСУ и основана на нормах права.

6. Предмет муниципального права РФ как отрасли права Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются. Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права. Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения. Методы муниципального права Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения. Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования. В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового регулирования местного самоуправления.которые касаются деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п., используются, как правило, частноправовые методы. Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования, к которым теория права относит дозволение, обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли права, характерно использование в механизме правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение и обязывание



Наши рекомендации