Понятие органа государственной или муниципальной власти как организации

Государственные и муниципальные организации также являются одной из разновидностей социальных организаций. В широком смысле к этой категории организаций относятся органы власти разных уровней и создаваемые ими предприятия и учреждения.

К организациям, представляющим федеральный уровень государственной власти, относятся:

· Президент Российской Федерации, который согласно Конституции Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации; несмотря на то, что Президент РФ – физическое лицо, реально его деятельность обеспечивается достаточно многочисленной Администрацией Президента РФ, то есть организацией, которую он возглавляет.

· Федеральное собрание Российской Федерации – орган законодательной власти, представляющий собой двухуровневую систему (двухпалатный парламент), состоящую из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата); продуктом деятельности Федерального Собрания являются федеральные законы и некоторые другие решения, определённые Конституцией Российской Федерации.

· Правительство Российской Федерации – орган исполнительной власти, состоящий из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств; причём небольшая часть федеральных министерств, служб и агентств (так называемый силовой блок), хотя и входит в состав Правительства РФ, подчиняется непосредственно Президенту РФ, а большая часть (все прочие) – Председателю Правительства РФ и его заместителям; продуктом деятельности Правительства РФ и составляющих его организаций являются постановления, приказы и распоряжения, обеспечивающие организацию текущей жизни страны в соответствии с действующими законами, а также контроль за их исполнением.

· Органы судебной власти, к которым относятся:

- Конституционный суд Российской Федерации, компетенцией

которого являются вопросы соответствия различных законов,

постановлений, распоряжений, договоров и других документов

Конституции РФ, споры между различными органами власти,

жалобы на нарушение чьих- либо конституционных прав, уточнение

толкования различных положений действующих законов и

нормативных актов и т.д.;

- Верховный суд Российской Федерации, который является высшим

судебным органом по гражданским, уголовным и административным

делам, ведёт судебный надзор за деятельностью судебных органов

низших инстанций и даёт разъяснения по вопросам судебной

практики;

- Высший арбитражный суд Российской Федерации, который

является высшим судебным органом по разрешению экономических

споров, ведёт судебный надзор за деятельностью арбитражных

судов низших инстанций и даёт разъяснения по вопросам

арбитражной практики.

· Совет безопасности Российской Федерации – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по обеспечению безопасности Российской Федерации во всех сферах.

· Центральная избирательная комиссия Российской Федерации – орган государственной власти, созданный на основе федеральных законов для обеспечения выборов Президента РФ, президентов республик, входящих в состав Российской Федерации, губернаторов областей, краёв, округов, глав городов и районов, депутатов Федерального Собрания и представительных органов всех уровней.

· Счётная палата Российской Федерации – постоянно действующий орган финансового контроля, образованный Федеральным Собранием РФ на основе специального федерального закона; главная задача счётной палаты – контроль за исполнением федерального бюджета.

· Генеральная прокуратура Российской Федерации – высший орган в единой централизованной системе органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и других законов и нормативных актов на территории Российской Федерации юридическими и физическими лицами.

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – созданный на основе федерального закона государственный институт, основной сферой деятельности которого является рассмотрение жалоб и обращений о нарушении прав человека и гражданина и анализ действующих и принимаемых законодательных и нормативных актов на предмет нарушения указанных прав, а также принятие мер по устранению подобных нарушений.

Структуры органов государственной власти на уровне субъектов федерации, то есть на уровне республик, краёв, областей и автономных округов достаточно точно копируют структуру органов федеральной власти. Как правило, на региональном уровне существуют свои региональные главы (президенты республик, губернаторы краёв, областей и автономных округов) со своими администрациями, представительные органы власти (законодательные собрания, думы, верховные советы), региональные правительства и т.д. Другие органы государственной власти (суды, прокуратура, счётная палата, избирательная комиссия, уполномоченный по правам человека) на региональном уровне представлены своими соответствующими подразделениями. Конституционный суд РФ и Совет безопасности РФ на региональном уровне своих подразделений не имеют.

Структура органов власти на уровне местного самоуправления, то есть на уровне муниципальных образований (городские округа, муниципальные районы) также в той или иной степени копирует структуру федеральных и региональных органов власти. Однако степень такого копирования существенно зависит от численности населения и от финансовых возможностей муниципалитета. Многомиллионные города (Москва, С.-Петербург), которые являются одновременно муниципалитетами и субъектами федерации, имеют развитую структуру большого субъекта федерации, то есть возглавляются губернатором, имеют законодательный орган, правительство с многочисленными министерствами, комитетами и управлениями. Миллионные города (Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону и др.) возглавляются главами городов, имеют представительные органы и администрации с достаточно развитой структурой профильных управлений и комитетов, отвечающих за экономику и финансы, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, образование и здравоохранение, социальную защиту населения, культуру и спорт.

Малые города и муниципальные районы, как правило, в силу малочисленности населения и проблем с финансированием не имеют возможности иметь развитые структуры собственного управления. Выход обычно находят в совмещении функций профильных управлений и комитетов, в результате чего органы местного самоуправления могут иметь численность 3-10 человек, занимающихся достаточно разнородной деятельностью.

Отдельно следует упомянуть органы территориального общественного самоуправления (ТОС), которые, хотя и являются общественными, но вместе с тем и муниципальными органами управления. Впрочем, в силу новизны на настоящем этапе развития эти органы ещё не успели себя проявить в качестве органов управления в полной мере.

Наши рекомендации