Финансово-экономические основы МСУ
Как институт муниципального права финансово-экономические основы МСУ представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.
В соотв. с Конституцией органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
При формировании финансово-экономической основы МСУ опираются на ряд принципов:
1) Принцип достаточности ресурсов. Данный принцип предусматривает, что при разграничении полномочий ресурсы, передаваемые органам МСУ, должны быть соразмерны тем задачам, которые перед этими органами поставлены.
2) Принцип ограниченности ресурсов подведомственной органу власти территории. Данный принцип предусматривает, что при распределении ресурсов необходимо прежде всего использовать те ресурсы, которые имеются на территории, подведомственной органу власти, за которым они закреплены.
3) Принцип инфраструктурной целостности. Данный принцип требует комплексного подхода к вопросу наделения органов власти ресурсами исходя из тех предметов ведения, которые определены для данного органа власти законами.
На основании ст. 49 ФЗ экономическую основу МСУ составляют:
1. имущество, находящееся в муниципальной собственности;
2. средства местных бюджетов;
3. имущественные права муниципальных образований.
В ст. 2 ФЗ «О финансовых основах МСУ в РФ» от 25.09.1997г. (в ред. 1999г. с изм. 2003г.) закрепляется, что местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам МСУ, и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения МО органами МСУ или непосредственно населением МО в соотв. с уставом МО.
13) реализация целевых программ, принимаемых органами МСУ;
14) обслуживание и погашение муниципального долга;
15) содержание муниципальных архивов;
16) проведение муниципальных выборов и местных референдумов и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.
В соотв. со ст. 11 ФЗ «О финансовых основах МСУ в РФ» составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение МБ осуществляют в соотв. с бюджетной классификацией РФ и субъекта РФ.
В случае, если МБ не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств МО до утверждения МБ производится по соответствующим статьям МБ истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Контроль за исполнением МБ осуществляется представительными органами МСУ. Органы МСУ публикуют сведения об исполнении МБ за истекший год.
^
^
Местный бюджет.
В соотв. с ФЗ «О финансовых основах МСУ в РФ» местный бюджет – бюджет МО, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы МСУ.
Каждое МО имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами МСУ в соответствии с уставом МО.
Органы гос. власти гарантируют:
- право представительных органов МСУ самостоятельно определять направления использования средств МБ;
- право представительных органов МСУ самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств МБ, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
- компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов МБ, возникших вследствие принятия ФЗаконов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов гос. власти.
Органы гос. власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы МСУ в процессе формирования местных бюджетов руководствуются минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы МБ, осуществляемый с учетом гос. минимальных социальных стандартов.
Социальные нормы – показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.
В ст. 52 ФЗ устанавливается, что бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Формирование, утверждение, исполнение МБ и контроль за его исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, федеральным законодательством, законами субъектов РФ.
Проект МБ, решение об утверждении МБ, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения МБ и о численности муниципальных служащих органов МСУ, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы МСУ поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательство РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ (ст. 6 БК РФ).
Доходная часть МБ состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
Собственные доходы – налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за МБ полностью или частично на постоянной основе ФЗаконами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами МСУ в соотв. с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.
К собственным доходам МБ относятся:
1) средства самообложения граждан (Под средствами самообложения понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей, размер платежей может быть уменьшен. При этом вопросы введения и использования таких платежей граждан решаются на местном референдуме или сходе граждан).
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов и сборов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7)часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
8) штрафы, добровольные пожертвования и иные поступления.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст.6 БК РФ).
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическом улицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и МСУ.
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом МО или иным правовым актом органа МСУ.
В ст. 87 БК РФ устанавливается перечень расходов, финансируемых исключительно из МБ:
1) содержание органов МСУ;
2) формирование муниципальной собственностью и управление ею;
3) организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физ. Культуры и спорта СМИ, др. учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов МСУ;
4) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
5) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
6) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
7) благоустройство и озеленение территорий МО;
8) организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
9) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
10) организация транспортного обслуживания населения;
11) обеспечение противопожарной безопасности;
12) охрана окружающей природной среды на территориях МО;
40. Муниципальный заказ – это заказ на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, формируемый от имени органов местного самоуправления, финансируемый из местного бюджета и направленный на удовлетворение муниципальных нужд.
Муниципальный заказ является формой прямого регулирования хозяйственных связей посредством заключаемого муниципального контракта между муниципальным заказчиком и поставщиком продукции (подрядчиком) на выполнение заказа на поставку продукции, финансируемого за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).
Планирование и формирование муниципального заказа, а также его размещение, исполнение и контроль за исполнением, в совокупности, представляют собой систему муниципального заказа.
Система муниципального заказа муниципального образования город Краснодар сформирована для централизованного комплексного решения вопросов, определенных нормами и требованиями действующего законодательства о размещении на конкурсной основе государственного и муниципального заказа при приобретении продукции (товаров, работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд.
Основными нормативно-правовыми актами являются:
статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ;
статьи 70-73 Бюджетного Кодекса РФ;
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;
приказ Минэкономики РФ от 30.09.1997 № 117 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) (конкурсной документации)»;
постановление главы муниципального образования город Краснодар от 26.05.2006 № 327 «О размещении муниципального заказа в муниципальном образовании город Краснодар».
Система муниципального заказа позволяет минимизировать расходы местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), а также обеспечивает возможность работы в системе отдельных муниципальных заказчиков путем самостоятельного размещения муниципального заказа способом запроса котировок цен.
Подготовкой, организацией и проведением муниципальных торгов (конкурсов), а также развитием системы муниципального заказа в городе Краснодаре занимается уполномоченный отраслевой орган администрации муниципального образования город Краснодар – департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей.