Реформы местного самоуправления в 1990-х годах
В наиболее традиционной классификации выделяют следующие периоды реформирования МСУ в 1990-е годы:
1 этап. Правовую основу реформирования МСУ положил закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года. Закон определил основные направления развития местных органов власти, иначе решил вопросы формирования финансово-экономической основы МСУ, создал предпосылки для развития коммунального хозяйства. Это был первый акт, которым в систему гос. управления вводилось понятие МСУ.
В законе запрещалось органам гос. управления вмешиваться в деятельность органов МСУ. Закреплялись гарантии МСУ, включая право на судебную защиту, ответственность органов МСУ за законность принимаемых решений
2 этап. 6 июля 1991 года был принят новый закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». С этого момента новый этап в развитии МСУ. Изменилось само понятие МСУ. МСУ рассматривалось как система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР.
Иначе стала трактоваться система МСУ. В соответствии с законом МСУ осуществляется населением через представительные органы власти – местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления – местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
В соотв. с законом МСУ осуществляется в границах районов, городов, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов. Ранее, в советское время, к местным органам власти относился и уровень краев, областей.
Иными словами, произошло изменение территориальных основ МСУ, которое было направлено на большее приближение этого уровня власти непосредственно к населению.
Закон подробно урегулировал полномочия органов МСУ каждого территориального уровня, разграничил функции местных советов и местных администраций. Была создана база для выработки Советами положений (уставов) о самоуправлении городов, районов.
Экономическую основу МСУ составляла муниципальная собственность, которая являлась достоянием населения. В приложении 3к к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, гос. собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и СПб и муниципальную собственность» содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности. В постановлении закреплялся и порядок передачи объектов в муниципальную собственность.
Финансовые основы МСУ частично были закреплены в законе РСФСР от 15 апреля 1993 года «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов гос. власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и СПб, органов МСУ»
3 этап. Осенью 1993 года был принят целый ряд указов, которые достаточно существенно меняли концепцию МСУ в РФ.
Это указ Президента РФ от 9 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов МСУ в РФ», 26 октября 1993 года положение «Об основах организации МСУ в РФ на период поэтапной конституционной реформы». В соотв. с этим положением было закреплено, что органы МСУ самостоятельно определяют свою структуру МСУ. Был введен институт главы МСУ (главы местной администрации).
Указом президента от 22 декабря 1993 года № 2265 «О гарантиях МСУ в РФ» было установлено, что органы МСУ самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в гос. собственность субъектов РФ или федеральную собственность осуществляется с согласия органов МСУ либо по решению суда.
Завершением этого этапа стала разработка и принятие в декабре 1993 года новой Конституции РФ, которая определила роль и место МСУ в системе органов публичной власти.
4 этап. С 1994 года началась интенсивная работа над проектом ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», который был принят 28 августа 1995 года и вступил в силу с 1 сентября 1995 года. Современная система МСУ создавалась именно на основе этого закона.
5 этап. Начинается с принятием нового федерального закона «Об общих принципах организации МСУ в РФ» 6 октября 2003 года и вступившего в силу с 1 января 2006 года.
социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных
Конституцией Российской федерации, федеральными законами.
9. Муниципально – правовые отношения: понятие и структура.
Юридические нормы, составляющие муниципальное право как отрасль права, регулируют различные по характеру общественные отношения. Это организационные, статусные, процессуальные, материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики, финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и других природных ресурсов, социальной сфере и т.д. Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений являются, во-первых, их локально-территориальный уровень, а, во-вторых, специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения). Муниципальное право, как отрасль российского права, призвана регулировать: - отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ; - договорные отношения по взаимным обязательствам’ муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня; - отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления; - отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления; - отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня; - отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.; - отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц. Предметом муниципального права является также практика деятельности муниципальных органов’. Из сказанного выше следует, что муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.
Муниципально-правовые отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон. Эти отношения носят организационный характер, т.е. способствуют организации процессов.
Основными элементами муниципально-правовых отношений выступают следующие субъекты:
- Муниципальное образование;
- Граждане РФ;
- Население;
- Группы граждан;
- Органы МСУ;
- Ассоциации, союзы, иные объединения МО, органов МСУ;
- Органы территориального общественного самоуправления;
- Органы гос. власти;
- Общественные объединения, некоммерческие организации;
- Гос. и негос. предприятия, учреждения, организации;
- Муниципальные унитарные предприятия.