Анализ воспитательной работы классного руководителя
Цель:познакомиться с планом работы классного руководителя, дать его краткий анализ, ответить на следующие вопросы:
1. Какую структуру имеет план воспитательной работы?
2. Предваряет ли план характеристика классного коллектива и анализ состояния воспитательной работы?
3. Какие цели и задачи классный руководитель считает основными в своей деятельности?
4. Какие направления в содержании воспитательной работы выделены в связи с этими задачами как основополагающие?
5. Какие формы и методы воспитательной работы выбраны педагогом для реализации данного содержания? Перечислите те из них, которые, на ваш взгляд, относятся к просвещенческим и те, которые имеют деятельностный характер.
6. Как учитываются в плане возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовленности и условий жизни?
7. Как связан план с деятельностью школы, с деятельностью детских общественных организаций и внешкольной жизнью детей?
8. Реален ли анализируемый план?
Приложение 6
План психолого-педагогической характеристики учащегося
Общие данные. Фамилия, имя. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Условия жизни в семье. Родители.
Учебная деятельность. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по всем предметам).
Общее умственное развитие: кругозор, начитанность. Степень сформированное интереса к чтению, предпочтительные читательские интересы (что читает).
Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности). Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал).
Дисциплинированность. Общая характеристика поведения (спокоен, сдержан, подвижен, непоседлив и т.д.). Выполнение школьного режима (соблюдает или нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время). Выполнение требования взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие).
Отношение к труду. Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, любит ли трудиться, что именно привлекает в процессе труда: процесс или результат работы, приобретенные трудовые навыки). Предпочтительные виды труда.
Направленность личности ученика и специальные способности. Интересы учащегося, их глубина и направленность. Особые способности к какой-либо деятельности и способы их проявления. Профессиональная направленность и степень ее сформированности.
Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе. Положение в коллективе (пользуется ли любовью и авторитетом среди одноклассников). Отношение к одноклассникам (с кем дружит, на чем основывается дружба, дорожит ли мнением одноклассников, бывают ли конфликты, в чем их причина). Доволен ли своим положением в классе и какое положение хотел бы занять. Дорожит ли своим пребыванием в школе, что особенно ценит? Отношение к учителям.
Особенности характера и темперамента. Черты направленности личности: чуткость, доброта, скромность, зазнайство, добросовестность, эгоизм и т.д.
Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость.
Выражение особенностей темперамента в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности и т.д.
Перспективы дальнейшего развития учащегося. Ваши рекомендации, над чем ребенку следует работать. Кто и как ему может в этом помочь.
Приложение 7
План психолого-педагогической характеристики ученического коллектива
A. Состав класса.
Возрастной состав класса. Познавательный уровень развития учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений. Гражданская направленность, сознательность учащихся.
Б. Сплоченность класса.
1. Есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся друг к другу. Как они относятся к делам класса.
2. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне ее. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться.
3. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек.
4. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается.
5. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив.
6. При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщено.
B. Организованность класса.
1. Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять.
2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).