Основные течения и школы социологической мысли
основные течения
- географическое(Мечников,Ключевский)
- органическое(Стронин)-
- субъективистское(Лавров, Михайловский)- внимание уделяется соотношению социольного и исторического, предмета и метода социологии, теории прогресса и роли личности в истории
- психологическое(Петражицкий, Кареев)- социология- наука призванная изучать человеческое участие в процессах человеческой жизни, опираясь на субективную психологию человеческих мотивов.
- многофакторное(Ковалевский)
-марксистское(Плеханов, Ленин)- соотношение роли личности и масс народов в истории,
ШКОЛЫ:первоначально возникло 2 школы( французская, социологическая) Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане ее представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление ее реализовать в либеральных позициях социал-реформаторского Естественнонаучная школа в социологии
установка на применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим для природной и для социально-исторической реальности.
Географ школа в соц-и – напр-е соц-и, анализирующее развитие и функционирование об-ва преимущественно через ф-ры геогр-ой среды. Органическая школа в социологи -рассматривающее общество по аналогии с биологическим организмом;
- объясняющее социальную жизнь биологическими закономерностями.
Математическая школа в социологии - достигают уровня научности, если они выражены языком математики.
Формальная школа в социологии- стремившееся свести социальные отношения: к более или мене ограниченному набору их структурных элементов;
к описательности историко-эволюционистских концепций социологии.
Чикагская школа в социологии- Чикагская школа в социологии - направление в американской социологии, сложившееся в 1920-е гг. и представленное группой исследователей Чикагского университета.
5. Возникновение социологии.
Отд элементы си возникли в античной фи. Возникла "соц философия" - предшественница совр соци, понятие «соця» предт собой сочетание2-х слов лат и гречпроисхождения и переводится как наука об общ-ве. Оно было введено в научный оборот французским философом Контом В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это произошло в Зап Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.Причинами становления социологии были также переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы: Конт.
считается родонач-альником соц-и., по его мнению, должна быть позитивным изучением сов-ти фунд-х законов, охватывающих соц явления, кот рас-ся во. взаимосвязи:для рассмотрения об-ва ввел термины "порядок" (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и "прогресс" (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);
-выделил два основополагающих раздела: "статику" (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и "динамику" (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);
-принимал общество как живой организм, обладающий собственНОЙ структурой
Спенсер
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:
-эволюционной теории,
-органицизме, (рассмотрение общества как -определенного рода организма),
-учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер
рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид.
Сен.Симон
Опираясь на идеи физики Ньютона и Декарта, на идеи механистического материализма, Сен-Симон стремился систематизировать принципы естественных наук, отыскать универсальные законы, управляющие всеми явлениями природы и общества, перенести приемы естественно-научного метода на область обществоведения и создать философскую систему, призванную служить орудием построения рационального общества. Сен-Симон приравнивал органический мир к явлениям текучей материи и представлял человека как организованное жидкостное тело.