Американская система кредитов.
Кредит-час указывает на структуру процесса обучения, но не на знания студента. Он равен времени, которое тратится на данный предмет, но не на трудности самого предмета. Кредит-час = числу ежедневных уроков в течении семестра, время тут важнее качества.
123 кредит-часа – бакалавр.
30-35 криди-часов – мастер.
Студент дневного отделения – 12 кредитов, летом – 6.
0-31 кредит (новички)
До 62 (2 курс)
До 95 (средний курс)
С 96 (старший курс)
Уровни:
Ø Basic – введение в предмет.
Ø Intermedia – курсы промежуточного знания, например углубленное изучение базового курса.
Ø Specialized – специализированный уровень, определяющий знание в конкретной области.
По типам курсов:
· Core – основной курс.
· Relate – смешанный курс.
· Minore – не профилирующий курс.
Кредиты сами по себе мало информативны, используются для привязки к уровню обучения.
11. Обеспечение качества высшего образования в рамках Болонского процесса.
Болонский процесс способствует открытости системы образования, что делает прозрачной деятельность высших учебных заведений, которым придется соответствовать европейским критериям качества образования, что само по себе является большой проблемой, в том числе и для многих российских вузов.
Определение качества:
v Соответствие ответственности всех обязанностей и ответственностей всех заинтересованных ВУЗов.
v Оценка программы или учебного заведения: внешняя, внутренняя, участие студентов в процедурах оценки и публикация всех результатов.
v Наличие сопоставимых систем аккредитации.
v Международное партнерство и сотрудничество, участие в международных сетях.
Агентства – контролируют качество высшего образования. Ориентируются по единой структуре требований к Единому Европейскому пространству Высшего образования (ЕНЕА).
Качество в сфере образования – это многомерная концепция, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учет и анализ программ, научные исследования и стипендии, укомплектование кадрами, учащимися и зданием. Главная парадигма качества – не использование общих стандартов, а разработка механизмов взаимного признания результатов оценки качества.
Элементы оценки качества обр.:
ü Доверие и сотрудничество между ВУЗами и оценивающими организациями.
ü Учитываются цели и задачи и учебного заведения и образовательных программ.
ü Баланс между традициями и новаторством.
ü Проверка преподавания, исследовательских работ, управление и администрирование.
ü Ответственное отношение к потребностям студентов и качеством не образовательных услуг.
Популярный тип оценивания – аккредитация – официальное признание уполномоченными на то, инстанциями, чтобы подготовка в данном ВУЗе отвечала заданным стандартам качества (рассматриваются как образовательные программы, так и ВУЗ в целом). В России существует как государственная, так и общественная аккредитация.
Также проверка может идти и просто по технологической цепочке: постоянный мониторинг промежуточных результатов, и конечный результат сбрасывания который должен с помощью подобного фильтра научить определенным знаниям и умениям.
27. Проблемы и перспективы внедрения системы зачетных единиц в российском образовании.
Видятся следующие проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса:
1. Ломка традиций, одним из аспектов которого является фундаментальность образования.
2. Еще одна проблема это не востребованность на рынке труда бакалавров.
3. Использование системы кредитов учета объема учебной нагрузки студентов и преподавателей, предусмотренной задачами Болонского процесса.
4. Одной из видимых перспектив является смена «линейной» (последовательной) системы обучения, которая практикуется в российских вузах, «асинхронной», что приведет к трансформации организации учебного процесса и структуры учебных подразделений вузов.
5. Также важной проблемой является обеспечение и контроль качества, как на уровне страны, так и каждого вуза. Решение вопроса в рамках страны отложено на осень 2004 г., но уже сейчас в Минобразования создан Департамент контроля качества, хотя возможно, что это должен быть независимый орган оценивания. Что касается обеспечения и контроля качества в каждом учебном заведении, то в этом процессе должны участвовать все субъекты образовательного процесса, в том числе и работодатели.
28. Зачетная единица. Функции системы зачетных единиц
Зачетная единица –мера трудоемкости образовательных программ, определяющая содержание учебной работы студентов и курсовой модуль.
Функции системы зачетных единиц:
Индивидуально - ориентированная организация учебного процесса.
Стимулирующая бально - рейтинговая система оценки.
Постоянное развитие учебных планов и программ.
Предоставление преподавателям академической свободы (выбора методик преподавания).
Определение размеров платы за обучение и з/п препода.
Формирование бюджет доходов/расходов ВУЗа.