Воспитание как средство вертикальной циркуляции по П.Сорокину.
Британская соц школа:
-школьная этнография (межличностные взаимодействия в школе и вузах);
-занимались скрытыми программами в системе школ и университетов;
-феминистская социализация;
СО имеет связь с этикой, культурологией, политологией, психологией, педагогикой. Философия образования изучает гносеологию, ее интересуют дух процессы. Педагогику интересуют методы образования.
2. Становление социологии образования как социологической науки.
Социология Образования – это отрасль общей социологии, занимающаяся изучением организацией образовательной среды. Также проблемами современного образования.
Науки, повлиявшие на становление С.О.:
· Философия – мировоззренческие концепции образования, духовная составляющая образования.
· Психология – как человек ведет себя в системе обр., как он может адаптироваться к этой среде, эмоциональная открытость и закрытость ученика и препода.
· Педагогика – эффективность педагогических д-ий, разработка методик.
· Социология – изучение потребности в образовательной среде, роль образования в жизни личности, качество и уровень знаний в контексте социальной значимости, изучение соц. ценности обр. в обществе, фактор социального статуса, влияние обр. на динамику дух. потребностей и интересов.
Формирование С.О. как самостоятельной дисциплины начинается с трудов Э. Дюркгейма, который подчеркивал, что основная функция образования - передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Существенный вклад в становление С.О. внесли К. Маркс , Дж. Дьюи, Т. Парсонс , Р. Коллинз, П. Бурдье , А. Турен и другие выдающиеся социологи 19-20 вв.
3. Понятия и функции образования как социальноого института.
Образование как социальный институт – устойчивая форма организации общественной жизни, совокупность учреждений и лиц, наделенных властью, материальными средствами для реализации, контроля и управления воспитанием, обучением, социализацией личности; овладение профессией и специальностью.
Элементы:
Ø Форма организации жизни людей.
Ø Специальное учреждение и лицо, которое выполняет функции контроля и управления.
Ø Нормы и принципы, действие в этой системе – санкции.
Ø Материальные средства – также важный элемент системы.
Функции:
v Внешние (поддержание стабильности в обществе, социальная мобильность и стратификация): экономическая – подготовка к профессии, профессионализация и социализация; социальные – социальная мобильность и социальная дифференциация; культурные – ценностный базис, потребности и интересы.
v Внутренние (качество и эффективность образования, развитие личности).
П. Бергер и Э. Росс добавляли еще функцию социального контроля.
4. Социология образования П.Бурдье.
П. Бурдье считал, что школа изначально стала подменять церковь, потому что она также идеологизирует социальную структуру.
Школа формирует 1 видов капитала – культурный (2-ой – это экономический). Вузовские дипломы он называл «верительными грамотами».
Типы школ:
· Интеллектуальная школа – Высшая нормальная школа
· Политическая школа – Высшая школа технических исследований (экономический капитал)
· Национальная школа администрирования (экономический и культурный капитал)
Государство объявило монополию на систему образования, с этим надо смириться. Для людей государство формирует банки символического кредита ( приблизительно ВУЗы)
5. Допарадигмальный этап социологии образования (Аристотель, Платон).
Аристотель считал, что главная функция государства – создавать систему образования. Его основные работы о воспитании: «Политика», «Этика», «О душе». Аристотель считает, что для в основе образования должна лежать специфика души. Для каждого типа души нужно свое воспитание.
· Для растительной важно питание, размножение. Опора должна делаться на физическое воспитание.
· Животная или волевая – опора на нравственное воспитание.
· Разумная – «рацио» во главе. Необходимо умственное воспитание.
Для того чтобы государство было идеальным, необходимо дотянуть человека до животной и разумной души.
Платон – образование направлено на формирование лучшего гражданина. Должно вестись по 2 направлениям: гимнастическое (занятие воинским искусством) и мусическое (включает поэзию, риторику). По его мнению, преобладать должно гимнастическое образование.
Выделял 4 доблести:
· Мудрость (философы)
· Мужество (воины)
· Сдерживающая мера (должны обладать этой доблестью все)
· Справедливость, т.е. исполнение своего дела.
6. Социологический подход К.Манхейма к образованию.
К. Мангейм разрабатывал свои идеи в работе Диагноз Нашего времени. Он полагал, что образование – это борьба 2-х классов. Оно может быть фрагментарное (не связано с другими сферами) и интегральное (идея постоянного образования, передача не готовых знаний, а тех, которым учишься всю жизнь). Последнее осуществляется через взаимодействие школ с различными соц. институтами, и через формирование социальных институтов на основе опыта школы.
Либеральное образование – это воспитание свободной личности, развитие его качеств посредством всех социальных институтов. На данный момент кризис либеральной модели образования. Поэтому идет формирование новой концепции
Осн. социологические взгляды:
Ø Образование формирует не человека вообще, а человека данного общества и для данного общества.
Ø Образовываться можно не индивидуально, а в группе (групповой опыт обучения обусловливает его эффективность).
Ø Цели образований не могут быть адекватно поняты, пока они отделены от конкретной ситуации.
В новой модели развивается идея плюрализма мнений и подходов, но это не значит отстраненности личности, просто признается мнение другого.
7. "Инструментальная педагогика" Д.Дьюи.
Считал истинным образованием естественный рост и естественную образованность человека. Опыт и знание приобретаются путем практической деятельности.
Инструментальная концепция педагогики – цель приобретения знаний – это найти путь как добыть знание. Школа – это общественный центр. Поэтому разрабатывается идея непрерывного обучения.
Концептуальное положение Дьюи – ребенок в своем развитии должен повторить путь человечества. Образование это вспонтанный процесс, где ребенок активный субъект обучения. Материал усваивается им как результат возникшей потребности. Условиями активной успешности обучения являются: проблематизация учебного знания, связь обучения с жизнью ребенка. В 20 веке эти принципы вылились в метод проектов, дальтон план.
Принципы критического мышления:
v Уметь владеть многозначностью (передать концепцию своими словами)
v Обобщение информации (мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного)
v Находить главные ведущие принципы любого явления.
Образование как поле столкновения интересов различных групп.
Р. Коллинз: Борьба за престижность своих профессий обусловлена современным образование, врачи и юристы поддерживают только своих и не принимают чужаков. Идет также борьба за доступ к благам, происходит чрезмерное расширение системы обр., которое уже не соответствует современным потребностям экономики.
Р. Белл Образование – один из самых консервативных элементов системы, но оно способствует социальным изменениям, если формируется система социальных инвестиций в образование.
Паркин, Коллинз, Мерфи: «Концепция социального исключения» - 2 споосба самоподдержки буржуазии как класса: институт собственности и академическая, профильная квалификации и получение диплома. Они фильтруют лишних людей. Для достижения карьерного роста нужен социально-экномический статус родителей. Именно ОН, раса оказывают большее влияние на мобильность, чем количество лет, потраченных на учебу.
Коулман: Определил уровень успеваемости различных соц. групп. Уровень знания в тех группах ниже, где обучение более качественно. НА успешную социальную мобильность влияют не школа и не качество образования. Образование не влияет на социальное равенство и оно к нему никогда не приведет.
Гриффин, Александер: Качество образования увеличивает шансы на жизненный успех. Все зависит от специфики профессии.
Основные компоненты UCTS.
· Персонал отечественного и зарубежного вузов, ведущий переговоры по программе обучения выбранной студентом;
· Студент;
· Шкала кредитов UCTS;
· Шкала оценок UCTS;
· Бланк UCTS «Регистрация обучения по Программе UMAP»
Оценки от А до F ( это шкала конвентированности. Нужна для адаптации студентов)
Американская система кредитов (студент заканчивающий успешно изучение предметов получает количество кредитов-часов) Эти кредиты необходимы для получения степени.
Кредит-час указывает на потраченное время на сам предмет, а не на сложности его изучения). Это своеобразная система требований к обучению. Кредит-час – мера основанная на времени обучения.
1 кредит-час это количество еженедельных минутных уроков в течении 1 семестра.
1 час- лекция, 2 часа- практическое занятие, 3 часа – лабораторная работа,подготовка.
Образовательный консалтинг как организационно-управленческое консультирование.
Образовательный консалтинг - Организационно-управленческое консультирование. (Необходим для организации помощи ВУЗом при выработке управленческих решений).
Чаще всего это советы вузов, научно-методологические советы и тд.
Процесс консультирования включает диагностику, содержание различных программ.
Организация сама разрабатывает различные способы решения проблем, консультанты же создают процедуры, которые успешно реализуют решения проблем. К методам образовательного консультирования можно отнести реинжиринг (реорганизация учебного заведения)
34. Гибкие и бюрократические структуры в парадигме управления образованием.
Гибкие | Бюрократические |
v Персонифицирован v Харизматический v Командный v Персонифицированный v Не явная, усеченная v Коллегиальная v Лидерство, вклад в общее дело v Вклад и личная совместимость v Сильная корпоративная культура | v Набор кадров обезличен v Стиль общения – бюрократический v Выполнение заданий индивидуальное v Контроль обезличен v Иерархия – разветвленная v Директивный стиль руководства v Авторитет определяется положение и статусом v Продвижение на работе благодаря стажу v Корпоративная культура - слабая |
Британская соц школа:
-школьная этнография (межличностные взаимодействия в школе и вузах);
-занимались скрытыми программами в системе школ и университетов;
-феминистская социализация;
СО имеет связь с этикой, культурологией, политологией, психологией, педагогикой. Философия образования изучает гносеологию, ее интересуют дух процессы. Педагогику интересуют методы образования.
2. Становление социологии образования как социологической науки.
Социология Образования – это отрасль общей социологии, занимающаяся изучением организацией образовательной среды. Также проблемами современного образования.
Науки, повлиявшие на становление С.О.:
· Философия – мировоззренческие концепции образования, духовная составляющая образования.
· Психология – как человек ведет себя в системе обр., как он может адаптироваться к этой среде, эмоциональная открытость и закрытость ученика и препода.
· Педагогика – эффективность педагогических д-ий, разработка методик.
· Социология – изучение потребности в образовательной среде, роль образования в жизни личности, качество и уровень знаний в контексте социальной значимости, изучение соц. ценности обр. в обществе, фактор социального статуса, влияние обр. на динамику дух. потребностей и интересов.
Формирование С.О. как самостоятельной дисциплины начинается с трудов Э. Дюркгейма, который подчеркивал, что основная функция образования - передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Существенный вклад в становление С.О. внесли К. Маркс , Дж. Дьюи, Т. Парсонс , Р. Коллинз, П. Бурдье , А. Турен и другие выдающиеся социологи 19-20 вв.
3. Понятия и функции образования как социальноого института.
Образование как социальный институт – устойчивая форма организации общественной жизни, совокупность учреждений и лиц, наделенных властью, материальными средствами для реализации, контроля и управления воспитанием, обучением, социализацией личности; овладение профессией и специальностью.
Элементы:
Ø Форма организации жизни людей.
Ø Специальное учреждение и лицо, которое выполняет функции контроля и управления.
Ø Нормы и принципы, действие в этой системе – санкции.
Ø Материальные средства – также важный элемент системы.
Функции:
v Внешние (поддержание стабильности в обществе, социальная мобильность и стратификация): экономическая – подготовка к профессии, профессионализация и социализация; социальные – социальная мобильность и социальная дифференциация; культурные – ценностный базис, потребности и интересы.
v Внутренние (качество и эффективность образования, развитие личности).
П. Бергер и Э. Росс добавляли еще функцию социального контроля.
4. Социология образования П.Бурдье.
П. Бурдье считал, что школа изначально стала подменять церковь, потому что она также идеологизирует социальную структуру.
Школа формирует 1 видов капитала – культурный (2-ой – это экономический). Вузовские дипломы он называл «верительными грамотами».
Типы школ:
· Интеллектуальная школа – Высшая нормальная школа
· Политическая школа – Высшая школа технических исследований (экономический капитал)
· Национальная школа администрирования (экономический и культурный капитал)
Государство объявило монополию на систему образования, с этим надо смириться. Для людей государство формирует банки символического кредита ( приблизительно ВУЗы)
5. Допарадигмальный этап социологии образования (Аристотель, Платон).
Аристотель считал, что главная функция государства – создавать систему образования. Его основные работы о воспитании: «Политика», «Этика», «О душе». Аристотель считает, что для в основе образования должна лежать специфика души. Для каждого типа души нужно свое воспитание.
· Для растительной важно питание, размножение. Опора должна делаться на физическое воспитание.
· Животная или волевая – опора на нравственное воспитание.
· Разумная – «рацио» во главе. Необходимо умственное воспитание.
Для того чтобы государство было идеальным, необходимо дотянуть человека до животной и разумной души.
Платон – образование направлено на формирование лучшего гражданина. Должно вестись по 2 направлениям: гимнастическое (занятие воинским искусством) и мусическое (включает поэзию, риторику). По его мнению, преобладать должно гимнастическое образование.
Выделял 4 доблести:
· Мудрость (философы)
· Мужество (воины)
· Сдерживающая мера (должны обладать этой доблестью все)
· Справедливость, т.е. исполнение своего дела.
6. Социологический подход К.Манхейма к образованию.
К. Мангейм разрабатывал свои идеи в работе Диагноз Нашего времени. Он полагал, что образование – это борьба 2-х классов. Оно может быть фрагментарное (не связано с другими сферами) и интегральное (идея постоянного образования, передача не готовых знаний, а тех, которым учишься всю жизнь). Последнее осуществляется через взаимодействие школ с различными соц. институтами, и через формирование социальных институтов на основе опыта школы.
Либеральное образование – это воспитание свободной личности, развитие его качеств посредством всех социальных институтов. На данный момент кризис либеральной модели образования. Поэтому идет формирование новой концепции
Осн. социологические взгляды:
Ø Образование формирует не человека вообще, а человека данного общества и для данного общества.
Ø Образовываться можно не индивидуально, а в группе (групповой опыт обучения обусловливает его эффективность).
Ø Цели образований не могут быть адекватно поняты, пока они отделены от конкретной ситуации.
В новой модели развивается идея плюрализма мнений и подходов, но это не значит отстраненности личности, просто признается мнение другого.
7. "Инструментальная педагогика" Д.Дьюи.
Считал истинным образованием естественный рост и естественную образованность человека. Опыт и знание приобретаются путем практической деятельности.
Инструментальная концепция педагогики – цель приобретения знаний – это найти путь как добыть знание. Школа – это общественный центр. Поэтому разрабатывается идея непрерывного обучения.
Концептуальное положение Дьюи – ребенок в своем развитии должен повторить путь человечества. Образование это вспонтанный процесс, где ребенок активный субъект обучения. Материал усваивается им как результат возникшей потребности. Условиями активной успешности обучения являются: проблематизация учебного знания, связь обучения с жизнью ребенка. В 20 веке эти принципы вылились в метод проектов, дальтон план.
Принципы критического мышления:
v Уметь владеть многозначностью (передать концепцию своими словами)
v Обобщение информации (мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного)
v Находить главные ведущие принципы любого явления.
Воспитание как средство вертикальной циркуляции по П.Сорокину.
Теория Сорокина основана на принципе социальной циркуляции. Считал образование одним из каналов социальной мобильности. Мобильность проявляется по разному в разных странах.
v В Китае: В Китае все достижения открыты. Основной фильтр – это интеллект. Школа это тест на профессиональную пригодность. Демократичная система образования во времена Конфуция. Школа – система выборов.
v Зап. Европа: «общество каст» как в Индии, к образованию допускались лишь высшие сословия. Например в Англии дети крепостных не могли учиться в школе.
Важнейшая функция школ - тестирующая, призвана отбирать лучших из лучших – отфильтровывает. Тестирующая функция не всегда была популярна.
9. Инстурментальный и системный подход к социологии образования.
Инструментальный подход | Системный подход |
О – элемент системы, кот взаимодействует с другими системами | О – элемент, кот обладает собственной внутренней структурой. |
О выявляет связь с производством, наукой, культурой и другими институтами | строение, форма, функции Образования |
О – устойчивая и динамичная форма орг-ции общественной жизни в сфере воспитания, проф. подготовки, обучения. | обезличен, в нем нет индивида. |
В ИП учитываются социальные группы, слои, субъективная оценка и мнение этих слоев (ценностные ориентации) | |
Зборовский, Нечаев В.Я | Шаронова С.А. (один из первых авторов СП в социологии образования был Э. Дюргейм) |
ИП дает возможность анализа:
- динамики становления образовательных национальных систем,
- хода развития образовательных учреждений,
- стратегий распространения знаний как основы соц-культ капитала совр общества и индивида.
ИП позволяет выявить в становлении образовательной системы следующие тенденции:
1. нарастание дифференциации учреждений,
2. усиление централизованного финансирования и контроля,
3. сочетание бесплатных и платных форм,
4. постоянное совершенствование обучающих практик,
5. способов получения и ретрансляции научного знания.
СП: общество – совокупность автономных и самодостаточных социальных систем.
Целостность их структуры предопределена 4-мя основами социальных систем (Парсонс):
- целедостижение,
- интеграция,
- адаптивность к внешней среде и
- воспроизводство образца.
О. как соц система подчинено этим 4 принципам.
10. Кризис образования как социального института и пути выхода из него.
Ф. Кумбс «Кризис образования» (70-е годы)
Отмечает, что это - разрыв образования и условий жизни общества.
4 мировые причины кризиса обр-я:
1)невозможность удовлетворения растущих потребностей населения в школьном и вузовском образовании.
2) отсутствие готовности самой системы обр-я соответствовать новым требованиям и заданиям;
3) медленные перемены в укладе образования на поступающие из вне вопросы;
4)серьезное препятствие для рационального использования образования.
В России 2 точки зрения:
1-в России наступил кризис,
2- нет кризиса глубокого, все проблемы связаны с закономерными субъективными причинами.
Образование можно изменить только в течении 10-летий.
Кризис образованного ч-ка – невысокий престиж интеллектуального ч-ка- многие идут в бизнес, а не в науку. Для преодоления кризиса необходимо: изменить саму идеологию об-я, изменить понимание роли обр-я в современной среде, улучшить материально-финансовое обеспечение института образования.
Огромный разрыв между институтами | Многообразность образования |
Самоадаптация – критерий успеха | Человек выброшен на волю судьбы. |
Бизнес – наиболее лучшая система образования. | Потеря интереса к образовании вследствие выбора не образования, а денег. |
Европейская значимость общей системы образования. | Система как в XII в. – образование не реагирует на современные тенденции, более того, оно уходит в прошлое. |
Задача образования – не подготовка к жизни с ее особенностями, привлекательными и отталкив. сторонами. Образование – это сфера жизни, в которой человек чувствует себя комфортно. | Образование однобоко, оно не готовит к жизни. |
Пути выхода из кризиса:
v Изменение идеологии образования и ее парадигмы.
v Материально-финансовое обеспечение процесса образования.
11. Теории социального и классового различия в социологии образования.
Основания для дифференции: классы, расы, национальная принадлежность, пол и т.д.
До XXв. считалось, что принадлежность к высшему классу определялось умом, мудростью и умениями представителей (одухотворенность, таланты) + привелигированноятью, умением управлять.
В античности существовало 2 позиции: образование укрепляет систему социального неравенства (Платон); образование – фактор сглаживания социальных различий (Аристотель).
В эпоху просвещения:
Локк: образование формирует и определяет культурный контекст, кот закрепляет соц-экономич расслоение об-ва.
Гельвеций, Руссо: обр-ние – мор воспитание людей разного соц происхождения.
Сен-Симон, Фурье: для будущего социалистич строя об-ва важен идеал всеобщего образования.
Спенсер, Дюркгейм: обр-е один из факторов мобильности и соц интеграции об-ва.
XIX в. – концепции интеллекта.
Психология, антропология, идеи расизма. Появление тестов IQ, теория о зависимости интеллекта от генофонда расы.
v Гальтон – выделяет интеллектуальные породы людей: англосаксы, негры, австралийские аборигены.
XX в. – идея о естественном основании интеллекта.
- Пиаже – проводя исследование на основе детских тестов, выяснил, что дети распознают при ответе внешние ожидания, они ориентируются на опыт тех, кто с ними работает. Тем самым был выявлен социальный фактор тестирования, а совсем не расовая принадлежность.
- Маркс – разработал идею отчуждения, которое возникает вследствие отсутствия функций контроля, т.к.: собственники не заинтересованы в развитии качественного образования для своих рабочих; они формируют элитную, не доступную для масс, систему платного образования; система гос.обр. целенаправленно формирует такой тип культуры, знаний и психологии, которые заранее обрекают людей на культурную и политическую отсталость. Образование должно создать политическую грамотность и активную личность.
- М. Вебер – образование облегчает продвижение и восхождение элит, которые формируются в системе «школа» благодаря конкуренции. Все образовательные программы должны быть поставлены на службу обществу. Любой способный человек может продвигаться к богатству и власти, независимо от его положения.
- П. Бурдье – культурный капитал создает особые социальны группы, благодаря своему языку и моделям коммуникации. Культурный расизм – по культурному капиталу, которым обладает группа, можно определить ее престиж.
- Колман – говорит о разнице не только внутри школ, но даже на уровне отдельных классов. Все социальные группы обладающие более низким капиталом, выпадают из всей системы образования.
12. Механизмы социального расслоения в образовании.
Разведение учащихся по разным образовательным потокам. Tracking – самое надежное средство расслоения обучающихся: образовательные достижения учащихся приравниваются к его оценке, его одаренности и уровню способности; появление повышенного интереса к определенным областям, т.е. предметная область.
В этом заинтересованы: элита (контроль над системой образования); профессионально квалифицированные группы внутри самой системы.
Метод подходит для стимулирования активности на уроках, демонстрации наглядных барьеров. Формируются различные группы внутри школы по критерию успеваемости, происходит постоянная конкуренция.
Основания tracking - базисный учебный план и дополнительны факультативные возможности.
Коммерциализация образования и социально-экономическая селекция. Строится закрытая система образования с узким элементом специализации, происходит дифференциация образовательных планов. Образование становится возможным только для отд. соц. группы, а оценка возможности поступления для других очень низкая. Рассматривается также технико – экономическая сторона.
Ролевые модели между педагогом и учащимися. Специфическое отношение педагогов к учащимся из разных соц.гр. (субъективные комплексы). Существуют также и объективные комплексы – анкетные данные, говорящие о статусе и классе (по районам и школам).
Региональные и территориальные различия в системе образования. Работа профессиональных ВУЗов в центрах.
Структура семьи. Модель слияния: эффект размера семьи; порядок рождения; уровень умственных способностей – в традиционной культуре действуют иначе.
Ценностное отношение родителей к учебе. Чем больше ожидания родителей, тем больше успеваемость учеников. Династические профессии – 7-13% студентов.
Развитие языковых способностей. Б. Бернштейн (устойчивое отличие в языке между различными социальными группами, статусами), П. Бурдье, Ж. Пассерон.
Гендерные стереотипы, барьеры. Мужские и женские профессии.