Каналы вертикальной циркуляции.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны суще­ствовать некие «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой,то правомерно было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социаль­ной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Из их числа, которые существуют как в различных, так и в одном и том же обществе, но в разные периоды его развития, всегда есть несколько каналов, наиболее характерных для этого общества. Важнейшими из этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации…

4.5.Общие принципы вертикальной мобильности

Первое утверждение.Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипо­стасях — экономической, политической и профессиональной.

Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

Третье утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

Четвертое утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

Пятое утверждение. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

Маргинальность - в широком смысле - пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние индивида или группы.

Маргинальность - по Р.Э.Парку - состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование.

лат.Margo – край

Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу. Так же - таким термином именуют субъекты общества утратившие свои функции, но еще числящимися как их исполняемые.

Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует еще раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.

В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной» . В 40 — 60-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая все, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.[1]

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности

Социальная мобильность

Социальная мобильность (от лат. – движение, перемещение) – это совокупность социальных перемещений людей в обществе – изменение их социальных статусов. Мобильность отражает динамику социальной структуры и тесно связана с социальным неравенством и социальной стратификацией. В широкий научный оборот это понятие ввел П. А. Сорокин.

Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная (восходящая и нисходящая) и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность отражает изменение социальных статусов представителей последующих поколений по сравнению с предыдущими. Например, в XX в. расширение образовательных возможностей широких слоев населения развитых стран сделало вполне обычной ситуацию, когда выходцы из рабочей среды получали высшее образование и более высокий социальный статус. Здесь мы имеем восходящую межпоколенную мобильность. Однако не являются исключением случаи, когда представители высших слоев в результате личных причин или в ситуации изменений общественного строя, войн и революций снижают свой социальный статус. Это называется нисходящей межпоколенной мобильностью.

Внутрипоколенная мобильность, которую можно назвать также социальной карьерой, отражает изменение социальных позиций человека на протяжении его жизни. Она также может быть восходящей и нисходящей.

Вертикальная мобильность заключает в себе восходящие и нисходящие процессы мобильности – в зависимости от направления перемещения. Если получаемый социальный статус выше прежнего – мобильность восходящая, если ниже – нисходящая.

Горизонтальная мобильность – это перемещение из одной социальной группы (слоя) в другую, имеющую равный по уровню статус. Например, это может быть перемещение из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный социальный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую. Она подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса – туризм, переезд на другое место жительства и т. п. Если при переезде меняется социальный статус, то такую мобильность называют миграцией.

На характер мобильности оказывают влияние пол, возраст, уровень смертности и рождаемости, плотность населения, однако самым главным фактором является степень открытости системы стратификации. Так, кастовые и сословные общества, относящиеся к закрытым, практически исключают восходящую вертикальную мобильность вне того слоя, к которому принадлежит человек. С развитием человеческого общества границы между слоями становятся более проницаемыми, как в Индии, где кастовое деление до сих пор весьма ощутимо, так и в тех странах, где изменилась система стратификации.

Если вспомнить российскую историю, то от крепостничества, когда крепостному крестьянину получить «вольную» было совершенно невозможно, произошел вначале небольшой сдвиг – за особые заслуги можно было стать свободным человеком, а затем – отмена крепостничества. Аналогично, наследственных бояр при Петре Первом сменили дворяне, и личное, а впоследствии и потомственное дворянство получили за свои заслуги многие простолюдины.

Мировая тенденция состоит в снижении барьеров между стратами, что обеспечивает путь наверх большему числу способных и талантливых людей, от чего выигрывает все общество. Высшие социальные слои общества количественно меньше, чем средние и низшие классы, поэтому недостаток мобильности в обществе может создавать социальную напряженность. Так, например, широко известная студенческая революция 1968 г. во Франции была вызвана, в том числе, недостаточным количеством социальных позиций для занятия молодыми образованными людьми. Во многих странах законодательно запрещено работать людям, достигшим определенного статуса, после выхода на пенсию.

По социально-демографическим показателям в целом более мобильны мужчины и молодые люди, чем женщины и пожилые. Там, где высок уровень рождаемости, больше молодежи, которая более подвижна.

Уровень рождаемости на разных ступенях социальной лестницы существенно различается. Здесь также прослеживается общемировая тенденция: чем выше социальная позиция человека, тем меньше у него детей, и наоборот. Например, фермеры и сельскохозяйственные рабочие в США имеют в полтора раза больше детей, чем это необходимо для самозамещения, в то время как у профессионалов собственных детей для заполнения в будущем их позиций не хватает.

Помимо индивидуальной мобильности, выделяют групповую, когда целые классы и группы людей изменяют свой статус, теряя свое привилегированное положение или приобретая его. Чаще всего это происходит в периоды войн и революций. Так, после Октябрьской революции 1917 г. в России были отменены все прежние сословия, причем высшие были лишены многих гражданских прав. Новая элита формировалась, как правило, из бывших разночинцев или рабочих и крестьян. Индивидуальная мобильность в большей степени связана с достигаемыми статусами, а групповая – с аскриптивны-ми, приписываемыми.

Для обеспечения возможности сравнения характера мобильности в различных обществах П. Сорокин ввел два параметра:

• интенсивность мобильности – вертикальная социальная дистанция, или количество слоев – экономических, профессиональных или политических, проходимых индивидом за определенный период времени;

• всеобщность мобильности – число индивидов, которые изменили свое положение в вертикальном направлении за определенный временной промежуток. Абсолютная величина дает абсолютную всеобщность, относительная ко всему населению – относительную.

13. Отличия в понятии "группы" в социологии, социальной психологии, психологии и демографии.

14. Группы и их свойства.

Основания классификации групп.

Наши рекомендации