Социализация как механизм формирования профессионализма государственных служащих

Тема диссертационного исследования требует не только изучения процесса профессионализации гражданской службы, но и самого профессионала в этой сфере, его особенностей и качественных характеристик. В связи с этим актуализируется проблема профессиональной социализации работников государственных организаций. Между тем анализ кадровой ситуации в системе гражданской службы свидетельствует о недостаточной эффективности профессиональной социализации.

Профессиональная социализация является составной частью целостного развития личности. Она представляет собой специфическое проявление общих закономерностей этого процесса в сфере формирования профессиональной культуры человека.

Термин «социализация» характеризуется многозначностью и междисциплинарностью. Так, в философии он рассматривается в широком смысле слова, как «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» 1. В психологии этот термин используется уже, как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта» 2. Специализированный подход в применении данного термина имеет место в социологии: «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе» 3.

Социализация играет большую роль в совместной жизни людей. Для общества она означает самовозобновляемость. Именно социализация позволяет новой генерации людей занять место старшего поколения, перенять их социальный опыт, нормы и ценности, т.е. воспроизводит общественную жизнь как таковую. Для личности – возможность полнее реализовать свои задатки и способности, обеспечив тем самым самоактуализацию.

Самоактуализация предполагает активность индивида. Это не пассивный объект социального воздействия, а мыслящий, действующий субъект социализации, который не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки и ценности. Исходя из такого понимания рассматриваемого процесса, мы можем сформулировать рабочее определение понятия профессиональной социализации: это способ подключения индивида к профессиональному сообществу посредством активного усвоения и воспроизводства опыта взаимодействия в деловой среде, образцов поведения, норм, ценностей и установок.

К числу важнейших факторов профессиональной социализации личности относят социальные, отражающие статусно-ролевой набор специалиста и индивидуальные, определяемые конкретным этапом жизненного пути человека. «Профессия, - пишет Р. Холл, - это социальная роль, выполняемая взрослыми членами общества, которая… составляет центр жизни взрослого человека» 1. К основным критериям профессиональной роли относятся формальная техническая подготовка, включающая интеллектуальный компонент в системе образования, которая сертифицирует компетентность; демонстрируемые умения полученной подготовки; институциональные механизмы, гарантирующие, что данная компетентность и умения будут использованы социально значимым образом.

Процесс профессиональной социализации гражданского служащего можно рассматривать сквозь призму следующих показателей: профессионального призвания; мотивации на конкретный вид профессиональной деятельности; наличия профессионально важных качеств; формирования готовности к профессиональной деятельности; профессиональной компетентности и профессионального мышления; профессионального самосознания и профессиональной идентичности; институционализации системы профессионального образования в сфере гражданской службы, возможностей и условий социальной среды.

На основании этих показателей уточним понятие профессиональной социализации гражданского служащего. Это процесс обретения специалистом профессионально важных личностных качеств и профессиональных компетенций для их успешной реализации в административной работе, предполагающей разработку эффективных управленческих решений, оказание государственных услуг гражданам. Включение индивида в профессиональное сообщество предполагает овладение определенным набором ролей и статусов, в рамках которых формируются его социальные качества. При этом, в зависимости от возраста личность проявляет избирательность в освоении образцов поведения.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, т.е. приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни. Вступая каждый раз в новый цикл, человеку приходится многому переучиваться. Он переживает сначала десоциализацию (отвыкание от старых ролей, норм, ценностей), а затем ресоциализацию (освоение новых правил поведения).

Для профессиональной социализации особое значение имеет усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Исходя из этого выделяются дотрудовая, трудовая и посттрудовая стадии социализации. Такой подход представляется отечественным специалистам эвристичным в связи с тем, что при переходе от стадии к стадии меняется модус человеческой жизни. «На дотрудовом этапе социализации личности, -указывает И.В. Солодникова, - это модус приобретения, усвоения социального опыта человечества, закрепленного в культуре того общества, в котором формируется личность. На трудовом доминирующим становится модус отдачи, производительности… На послетрудовом этапе социализации доминирует модус ограничения, самоограничения, понимаемый как компенсаторный механизм, направленный на сохранение, поддержание достигнутого уровня здоровья, социальных связей, психологической и социальной активности» 1.

Профессиональное самоопределение личности начинается на дотрудовой стадии социализации. На данном этапе происходит определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек, в качестве такого критерия, считает принадлежность к профессии или получение специального образования. Другой полагает, что критерием профессионализма является развитие личности посредством профессии и т.п. Большую роль в этом играют институты семьи и образования. Решающее значение для судьбы индивида имеет первичная социализация, которая происходит в семье. Этот процесс имеет выраженную эмоциональную окраску. Здесь не возникает проблем с идентификацией, т.к. нет выбора значимых других. «Ребенок, - подчеркивают П.Б. Бергер и Т. Лукман, - интернализирует (интериоризирует – Я.З.) мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый» 2.

Традиционно семья считалась основным агентом социализации, в т.ч. организации «семейной экономики» и «распределения труда» внутри нее. Однако в условиях трансформационного кризиса выполнение современной российской семьей задач социализации приобрело в целом дисфункциональный характер. Объективно углубляются межгенерационные противоречия, повышается недоверие детей к социальному опыту родителей, сомнения в адекватности исповедуемых ими социальных ценностей. Если в западных обществах фиксируется тенденция к возвышению постматериальных ценностей, связанных с духовным развитием личности, то в России они вытесняются примитивными ценностями – такими, как выживание, личная безопасность, материальная обеспеченность. Уровень образования и квалификации, профессионализм, качественный труд в распределении социальных статусов не имеют существенного значения.

В этих условиях происходит изменение представлений о престиже профессии. Меняется и образ профессии в сознании людей. Фактически он подменяется образом жизни (американской, европейской), который сопутствует той или иной профессии. Неопределенность ценностных представлений о профессии как о таковой, заставляет человека выбирать не профессию, а желаемый образ жизни.

Другой агент социализации – школа 1. Она способствует выбору профессии. Для этого используются два подхода: первый, диагностический, позволяющий определить профессиональную пригодность подростка; второй, воспитательный, обеспечивающий его подготовку к профессиональной деятельности. Проблема формирования профессиональных намерений решается к моменту окончания неполной средней школы. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер. Большинство выпускников средней школы выбирают вариант продолжения учебы, ориентированный на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию. Большое влияние на выбор профессии оказывает ее социальный статус, имидж. В настоящее время среди молодежи доминируют прагматические интересы. Возрастает спрос на специалистов, занятых в бизнесе, управлении, экономической и правовой сферах. Мода на профессию подменяет осознанность ее выбора при поступлении в профессиональное учебное заведение. Неслучайно, что многие учащиеся и студенты специальных учебных заведений переживают разочарование в получаемой профессии, им приходится менять свои планы после окончания техникума или вуза. Такого рода «издержки» дорого обходятся обществу. Поэтому в последние годы исследователи усилили внимание к проблемам активного управления рынком труда и процессом формирования профессионального потенциала страны. Создается информационная база о планах выпускников общеобразовательных школ, мотивах выбора ими профессии, реальных возможностях продолжить обучение по избранной специальности и шансах найти в последующем работу.

В отличие от семьи (первичная группа, характеризующаяся непосредственными связями) школа (вторичная, формально связанная группа) осуществляет вторичную социализацию посредством воздействия официальных норм и ценностей 1.

Указанные виды социализации различаются не только по нормативному, но и по возрастному признаку. Так, П. Бергер и Т. Лукман определяют первичную социализацию как ту, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества 2. Взрослый человек может самостоятельно выбирать объект для идентификации.

Кого считать взрослым человеком? Французский исследователь Р. Мюккиелли к этой категории людей относит тех, кому свыше 23 лет, кто определил профессиональную сферу своей жизнедеятельности, занял в ней самостоятельную позицию и взял на себя активные социальные роли 3.

Достаточно близкую к данной позицию занимает российский исследователь Ю.Н. Кулюткин: "Это прежде всего социально-сформированная личность, способная к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества. Это субъект общественно-трудовой деятельности ведущей самостоятельную жизнь: производственную, общественную, личную… Он самостоятельно принимает решения, активно регулирует свое поведение" 1.

С.И. Змеев, разрабатывающий андрагогический подход к профессиональной социализации выделяет пять специфических характеристик взрослого человека: осознает себя самостоятельной самоуправляемой личностью; обладает запасом жизненного, профессионального и социального опыта, который представляет собой важный источник обучения его самого и его коллег; потребность в обучении определяется стремлением с помощью учебы решить жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков, качеств; в учебной деятельности в значительной мере зависит от временных, бытовых, профессиональных факторов 2.

На наш взгляд, наиболее полное определение данного понятия, благодаря которому можно обозначить индикаторы социального качества взрослости, дано М.Е. Кудрявцевой. Она квалифицирует взрослость посредством следующих характеристик:

- осознание себя в качестве субъекта деятельности, способного к самопреобразованию и преобразованию окружающего мира, к рефлексии своей преобразующей деятельности;

- осознание своей жизни во всей ее целостности и ценности, в единстве прошлого, настоящего и будущего, способность строить свою деятельность с учетом этого понимания;

- восприятие человеком уникальности каждого индивида как следствие осмысления собственной единичности; а также осознание единства многообразия всех социальных субъектов;

- обладание индивидом полноценной психологической базой, характеризующейся мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами и позволяющей взрослому человеку находиться в состоянии осознанного непрерывного развития;

- смещение акцента с потребительской деятельности на созидательную;

- в мыслительной деятельности смещение акцента с поиска способа разрешения возникающих противоречий на использование этих противоречий в качестве движущей силы развития;

- способность использовать энтропийные колебания собственной личности как возможность выхода на новые уровни интеллектуального, эмоционального и экзистенциального развития 1.

Таким образом, взрослость – это не столько биологический, сколько социально-психологический фактор, который осознается как человеком, так и обществом. Естественно, что на протяжении социализации взрослой личности меняются и целевые установки и социальные механизмы их достижения, что вызывает к жизни потребность во внутренней дифференциации не только на основе учета психологических, но социальных характеристик индивида.

Основным признаком взрослости как интегративного социального качества личности, можно считать сформированную способность к жизненному самоопределению. По мнению специалистов, это зависит от мировоззрения человека, ядра его ценностных ориентаций 2, системы жизненных смыслов 3 и наличия соответствующих планов 4.

Диалектика процесса самоопределения такова, что в начальный его период ведущая роль принадлежит социокультурной среде, в которой происходит становление личности. Лишь по мере достижения зрелости, обретая собственную субъективность, человек осваивает функцию ответственного выбора.

Выбор в любой из сфер жизнедеятельности, в том числе профессиональной, включает:

- сопоставление вероятных положительных и отрицательных последствий выбора, предвидение его результатов в социальном и индивидуальном планах;

- выработку внутренней позиции, личностного отношения к создающим ситуацию выбора объективным условиям;

- определение жизненной перспективы личности и формирование жизненных планов;

- определение линии поведения, в том числе изменение поведенческих установок и стереотипов в соответствии с принятым решением 1.

Итак, проблема профессионального самоопределения решается посредством осознанного выбора на основе информированности, ценностных ориентаций, прогностического плана жизни, положительного эмоционального отношения личности к собственной персоне. Сам по себе акт адекватного самоопределения означает момент наступления зрелости человека.

Еще одной характеристикой зрелого возраста является самоактуализация личности. Это понятие возникло в рамках гуманистического направления изучения человека. Самоактуализация понимается как стремление к самосовершенствованию и самовыражению. А. Маслоу провел исследование биографий выдающихся представителей науки, общественных деятелей США и пришел к выводу: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу; оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание; труд ради того, чтобы сделать хорошо, то, что человек хочет сделать. Это отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе»2. Самоактуализация доступна каждому человеку. Однако степень ее выраженности зависит от многих социальных факторов: пол, возраст, уровень образования, квалификации и др.

В рамках трудовой стадии профессиональной социализации можно выделить ряд фаз, отличающихся своим содержанием. Вызывает интерес классификация ступеней профессионального становления личности в психологии. Например, Е.А. Климов выделяет семь фаз жизненного пути профессионала. На дотрудовой стадии протекают фаза оптанта (выбор профессии) и фаза адепта (профессиональное обучение). Следующие пять фаз проходят на трудовой стадии социализации. Это фаза адаптации, связанная с приспособлением человека к производственным условиям, к ролевым функциям, служебным правилам взаимодействия с коллегами. Фаза интернала относится к опытному работнику, способному самостоятельно выполнять возложенные на него обязанности. На фазе мастерства проявляются специальные качества личности, которая имеет неповторимый стиль деятельности, стабильно демонстрирует высокие результаты. За ней следует фаза авторитета, на которой специалист достигает высоких формальных показателей квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень и др.). Фаза наставничества наступает, когда у человека появляются последователи, наследующие его опыт. 1

Как видно, автор детально рассматривает фазы профессионального становления личности. Однако они не наполнены эмпирическими данными, скорее выступают в качестве заявленного подхода, теоретической схемы. Между тем материалы социологических исследований профессиональных общностей, например гражданских служащих, показывают противоречивые оценки отдельных фаз профессионального становления специалиста 2. Очевидно, что на какой бы фазе не находился работник, он подвержен изменениям. Меняются внешние условия и они побуждают его к перемене модели поведения. С приобретением опыта трансформируется внутренняя структура специалиста и т.п. Поэтому важно выделить моменты движения человека в профессии. Такой подход удалось реализовать в исследованиях О.К. Крокинской, Г.П. Зинченко, Л.В. Тарасенко 1. Они выделяют фазы адаптации, стабилизации и преобразования. Мы надеемся, что в эмпирическом исследовании этот подход позволит, по крайней мере, прояснить противоречивые оценки.

Адаптация – неизбежная фаза профессиональной социализации личности при переходе от одного вида деятельности (учебного) к другому (профессиональному). Здесь осуществляется практическое освоение индивидом профессиональных норм, ценностей, установок.

Для «адаптантов» типичны следующие характеристики: 1) неполнота структуры деятельности; 2) невысокая интенсивность; 3) пониженная самостоятельность. Это проявляется в наборе решаемых проблем, спектре и частоте выполняемых функций. Основная нагрузка приходится на отработку и освоение сугубо специальных функций, составляющих ядро профессии. Зачастую происходит это на фоне осуществления неквалифицированной, вспомогательной, рутинной работы. Адаптирующиеся специалисты больше заняты анализом и разработкой, чем принятием решений, что свидетельствует об их несостоятельности.

Другая проблема – интеграция специалиста в профессиональное сообщество. Новичок должен распознать, понять, почувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирующие не только поведение, но и образ жизни, манеры, внешний облик. Особую роль в этом играет механизм профессиональной идентичности, посредством которого формируется «мы-образ». Его можно рассматривать в трех аспектах: когнитивном (знание о принадлежности к профессиональному сообществу), эмоциональном (принятие), ценностном (позитивные или негативные коннотации принадлежности). Осознание личностью своей причастности к профессиональному сообществу – важный фактор дальнейшего профессионального пути.

На фазе стабилизации к специфическим функциям, составляющим ядро профессии, прибавляются функции, соединяющие деятельность специалиста с другими сторонами жизни организации. Это полноправный «функционер», работа которого благополучна и продуктивна. Происходит обретение автономности специалиста, профессиональное или должностное продвижение. В структуре его деятельности возрастает доля принятия решений.

Накапливающийся опыт усиливает степень профессиональной идентичности личности. Осознание себя в качестве члена профессионального сообщества, т.е. освоение норм, ценностей и идеалов профессии завершается только на фазе стабилизации. Практический опыт становится предпосылкой формирования компетентности специалиста, готовности к самообучению для ее совершенствования. Это способствует возникновению новых познавательных мотивов, новой системы ценностей, нового отношения к себе. По сравнению с «адаптантами» у «функционеров» полнее представление о профессиональных ценностях, оно приобретает более выраженную целевую направленность. Однако сама склонность к ценностному осмыслению своей деятельности у них слабее. «Функционеры» реже помышляют о предназначении профессии, изредка соотносят себя с общественными интересами, нежели с частными. Профессиональное сознание замкнуто и даже эгоистично, на его основе произрастают «ролевая психология», «честь мундира», «ведомственные» интересы, т.е. все то, что соответствует профессиональным стандартам и не более того.

Стремление к воспроизводству деятельности в стандартизированных формах присуще для фазы стабилизации. Поэтому среди «функционеров» встречаются лица, останавливающиеся в своем профессиональном развитии. Дальнейший путь к фазе преобразования зависит от особенностей индивида, его психологической и социальной активности, профессионального мышления и самосознания. Если до сих пор личность развивалась внутри профессии, то на очередной ступени социализации профессия развивается внутри личности.

На фазе преобразования специалист характеризуется достижением целостности, самодостаточности, автономности, способности к инновационной деятельности. Для «инноватора» типичны многопрофильность и многофункциональность, интенсификация и разнообразие труда.

Творческое преобразование предмета деятельности (управленческое решение, принципы организации, формы, методы работы и пр.) может служить основой для изменения самого специалиста, его коллектива, либо всей социально-профессиональной общности. Таким образом профессия превращается в средство жизненного самоопределения, саморазвития, самоактуализации личности.

На процесс самоактуализации в зрелом возрасте существенное воздействие оказывает состояние общества: стабильность-нестабильность. Американский ученый Ф. Хадсон выделил в социализации взрослого человека линейную и циклическую картины мира. Первая типична для стабильного общества, вторая – для нестабильного (см. табл. 1).

Таблица 1

Наши рекомендации