Проблема осмысления Холокоста в общественном сознании

И политической практике

(Программа курсов повышения квалификации педагогических работников)

Раздел. Проблема осмысления Холокоста в русской литературе

Кошурникова Т.В.,

к.ф.н,ст. преподаватель кафедры

социально-гуманитарного образования

ИРО Кировской области,

«Об этом сурово и каждодневно должны помнить все,

кому дороги честь, свобода, жизнь всех народов,

всего человечества» (В. Гроссман).

Структура курса

Образовательная программа включает в себя аудиторную и внеаудиторную нагрузку – самостоятельную работу. Теоретическая и практическая часть взаимно дополняют друг друга так, что слушатели могут участвовать в практических занятиях, имея достаточные теоретические основания. Курс предусматривает самостоятельную работу слушателей с целью создания моделей уроков по творчеству писателей и поэтов, освещающих тему Холокоста, и разработку дидактических материалов.

Наименование блоков Всего часов Лекции Практ. занятия
1. Тема массового уничтожения евреев на оккупированной территории  
2. Судьба человека – судьба нации.
3. Утверждение идеи гражданского мужества. Вечных моральных ценностей в произведениях литературы.Тема памяти
4. Самостоятельная работа  
Всего:

Способы оценки слушателей.

Входная диагностика:

- анкетирование с целью выявления представлений о преподавании курса «Проблема осмысления Холокоста в общественном сознании и политической практике»

Текущая диагностика:

- рефлексивная оценка;

- анкетирование обучающихся на предмет психологического состояния в ходе обучения.

Итоговая диагностика:

Заключается в использовании тестирования, анкетирования в практической деятельности по реализации полученных теоретических знаний (разработка моделей учебных занятий по курсу «Проблема осмысления Холокоста в русской литературе», проведение экспертиз программ элективных курсов).

Содержание курса

I. Тема массового уничтожения евреев на оккупированной территории (4 часа)

1. Литераторы, готовящие к публикации документальные материалы «Черной книги» (1944-1946): В. Гроссман, И. Эренбург, В. Иванов, Л. Сейфуллина, В. Каверин. Поэты Л.Озеров, М. Алигер, В. Инбер, П. Антакольский, А. Суцкевер.

2. Дневник Анны Франк

3. Трагедия Бабьего Яра. Роман-документ А. Кузнецова «Бабьий Яр».

II. . Судьба человека – судьба нации (4 часа)

1. Тема еврейскрй катастрофы в документальной повести С.С. Смирнова «Брестская крепость».

2. В. Гроссман. Роман-эпопея «Жизнь и судьба». Тема Холокоста. Споры о судьбах национальной культуры. Проблема национального в эпопее как часть проблемы духовного сопротивления человека насилию, любым формам несвободы. Тема судьбы народов как вопрос самого их существования и как драма потери национального облика, стирания национального самосознания.

3. А. Рыбаков «Тяжелый песок». Тема Холокоста и сопротивления нацизму. Смысл обращения писателя к современности. «Все прощается, пролившим невинную кровь не прощается никогда». Символическое значение заключительных слов романа.

III. Утверждение идеи гражданского мужества, вечных моральных ценностей в произведениях литературы. Тема памяти (8 часов)

«Об этом сурово и каждоднено должны помнить все, кому дороги честь, свобода, жизнь всех народов, всего человечества» (В. Гроссман).

1. Л. Коваль «Книга спасения».

2. Эль Визель «Ночь»

3. Т. Кенэлли «Список Шиндлера2

4.Ицхок Мерас «Вечный шах», «Полнолуние».

5. Д. Рубина. Рассказы.

6. З. Вольшонка «Рижское гетто»

7. А. Вознесенский «Ров»

V. Самостоятельная работа (2 часа).

1. Подготовка и защита моделей учебных занятий по курсу «Проблема осмысления Холокоста в русской литературе»

2.Подготовка методических рекомендаций для учителей литературы всех типов образовательных учреждений.

Список литературы

1. Абрамски И. Личность и общество – дилеммы выживания в гетто. Учебное пособие. – Иерусалим, 2011.

2. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. – М., 2001.

3. Преподавание темы Холокоста в ХХI веке.– М., 2000.

4. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока. Учебно-практическое пособие. - М., 2001.

5. Холокост в русской литературе. Сборник уроков и методических рекомендаций.-/ Составители: Альтман И.А., Гербер А.Е.,Прокудин Д.В.– Москва, 2006.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОРГАНАМИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Кривцева С.Н.,

воспитатель общежития

КОГОБУ СПО «Слободского государственного колледжа педагогики

и социальных отношений»,

г. Слободской

Молодое поколение в России находится в сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

Молодежь и, особенно, студенты, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Этот фактор является одним из побуждающих искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации высок риск приобщения студенческой молодежи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ. Остро стоят проблемы профилактики ВИЧ-инфекций и правонарушений.

Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение качества жизни являются сегодня актуальными проблемами всего общества в целом. В последние годы проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека выдвинулось на одно из первых мест среди других глобальных проблем.

Для КОГОБУ «Слободского государственного колледжа педагогики и социальных отношений» одним из главных является формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Общежитие является одним из структурных подразделений колледжа, в своей работе руководствуется следующими нормативными документами: Устав колледжа, Положение об общежитии КОГОБУ СПО «Слободского государственного колледжа педагогики и социальных отношений», Положение о студенческом совете общежития колледжа. Система профилактической работы среди студентов, проживающих в общежитии колледжа, рассматривается как комплекс мероприятий, направленных не только на информационное обеспечение студентов, консультирование и проведение тематических мероприятий, но и на формирование здорового образа жизни, развитие творческого потенциала студентов, создание условий для их творческой реализации. Этому способствует развитие системы внеучебной работы со студентами колледжа, а также организация системы профилактики здорового образа жизни органами студенческого самоуправления в общежитии колледжа (ССУ).

Студенческое самоуправление – инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта и досуга. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно – воспитательным процессом в колледже и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов. Педагогический коллектив общежития колледжа рассматривает студенческое самоуправление как одно из средств социализации личности студентов. Оно занимает особое место в формировании социально зрелой личности, развитии управленческих, организаторских, коммуникативных способностей будущих специалистов, оказывает существенное влияние на развитие ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, выработке творческого подхода в решении поставленных задач. При этом студенческое самоуправление является не просто самостоятельным явлением, а выступает существенным компонентом всего воспитательного процесса в колледже. Студенческое самоуправление – форма участия студентов в жизни колледжа, города и области.

Студенческое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива студентов, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, среди которых усиление роли различных форм студенческого самоуправления в общежитии колледжа; повышение успешности в учебе; воспитание ответственности студенческих коллективов за дисциплину, труд, за утверждение идейно – нравственных позиций личности и коллектива; развитие инициативы студенческих коллективов; раскрытие творческого потенциала будущего специалиста; утверждение здорового образа жизни и здорового социально – психологического климата.

В общежитии колледжа студенческое самоуправление имеет богатые традиции, которые берут свое начало в 80 – х годах прошлого столетия. Работу органы самоуправления в общежитии строят на основе утвержденного директором Положения о студенческом совете общежития. Студенческое самоуправление в общежитии колледжа представлено Студенческим советом, который создан для реализации общих целей, направленных на решение важных вопросов жизнедеятельности студентов, развитие социальной активности, поддержку и реализацию социальных инициатив. Студсовет, который собирается один раз в неделю, разделен на секторы: учебный сектор, бытовой сектор, пресс – центр, культмассовый и спортивный сектор, организационный сектор.

Педагогический коллектив общежития колледжа и Студенческий совет работают в одном направлении на основе выработанных единых принципов и требований, при этом Студенческий совет выполняет следующие функции:

· информирует студентов об общественной деятельности в общежитии колледжа;

· представляет интересы студентов; привлекает студентов к участию в культурно – массовых мероприятиях;

· вносит предложения по поощрению студентов;

· содействует утверждению здорового образа жизни в общежитии колледжа и профилактике правонарушений и вредных привычек у студенческой молодежи.

Именно сейчас, когда молодежь охвачена наркоманией и алкоголизмом, подвергается воздействию криминальных структур, оказывается в группе риска по заболеванию СПИДом, самое главное, считает Студенческий совет общежития колледжа – предложить ей альтернативный образ жизни, наполненный творчеством. Важно научить студентов уверенно, осознанно ответить «Нет!» на предложение употреблять психоактивные вещества (ПАВ). В течение учебного года в общежитии колледжа проводятся культурно – массовые, спортивные мероприятия, направленные на профилактику здорового образа жизни.

Студенческий совет общежития проявил себя при подготовке и проведении мероприятий различного уровня: вечер – встреча «Мы рады приветствовать вас!»;конкурс презентаций – «Молодежь ОДС против наркотиков!»;дискуссия «Наркотики – свобода или зависимость?»; флэш – моб «Жизнь без наркотиков – это наш выбор!»;«смотр – конкурс плакатов о ЗОЖ;спортивные соревнования по настольному теннису;день здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»;деловая игра «Лидер – 2013»; привлечение квалифицированных специалистов по профилактической работе (встреча с инспектором ПДН, с врачом – наркологом; с врачом – гинекологом; с врачом психотерапевтом);привлечение активной студенческой молодежи к волонтерской деятельности.Студенческий совет общежития активно вовлекает студентов, проживающих в общежитии, во внеклассные объединения. Студенческая молодежь общежития посещает спортивные секции. В спортивных секциях и объединениях занимаются 97% жильцов общежития.

Интересно в этом году прошли Акции за здоровый образ жизни. Акция «Молодежь против наркотиков и СПИДа» стала настоящим коллективным творческим делом. Систематически оформляется газета «Новости нашего дома», тематика которой актуальна и интересует жильцов:

«ПРОТИВ СПИДа»;

«Наши лидеры»

«Я выбираю спорт!»;

«Нет наркотикам!»;

«Смотр – конкурс на лучшую секцию и комнату: «Чистота – залог здоровья!».

В период с 1 октября по 30 ноября 2012 года общежитие стало участником областного конкурса общежитий «Общежитие – территория без наркотиков». За активную работу по проведению тематических мероприятий, направленных на профилактику наркомании в студенческой среде, пропаганде здорового образа жизни, общежитие КОГОБУ СПО «Слободского государственного колледжа педагогики и социальных отношений» стало призером конкурса.

Список литературы:

1. Колмогорова О. А. Из опыта работы отдела «ЗОЖ, спорт и туризм» в системе студенческого самоуправления: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. // Оздоровление средствами образования и экологии. Челябинск – Москва: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. С. 124-127.

2. Колмогорова О. А. Студенческое самоуправление в вузе : метод. реком. для организаторов воспитательной работы со студентами. Магнитогорск: МаГУ, 2007. 24 с.

3. Методические рекомендации по организации работы с родителями учащихся и студентов по профилактике наркомании в целях ее предупреждения распространения в образовательных учреждениях. Екатеринбург, 2006.

4. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001.

5. Формы работы с молодежью в работе по первичной профилактике злоупотребления ПАВ: методическое руководство. М., 2002.

Наши рекомендации