Формы учебной деятельности обучающихся на занятии

Формы учебной деятельности воспитанников – это способы организации деятельности обучающихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности обучающегося:

• Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным.

• Групповую, когда педагог одновременно обучает целую группу обучающихся. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют фронтальной работой. Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: фронтальные занятия, занятия в малых группах.

• Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности обучающихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа обучающихся в парах сменного состава.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

• Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.

• Разделение труда, функций и обязанностей.

• Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

• Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.

• Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.

• Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося.

Типы учебных занятий

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

• изучение нового материала;

• применение знаний на практике, формирование практических умений;

• контроль знаний.

Поэтому можно выделить следующие типы учебных занятий:

• изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.)

• закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнение, решение задач, контрольная работа)

• самостоятельное применение знаний, умений, навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы и т.д.)

2.5. Типология учебных занятий по образовательным целям и логика их построения

Вводное учебное занятие

На вводных учебных занятиях дается обобщенная картина того учебного материала, который будет изучаться на протяжении всей темы. Основная задача педагога – так преподнести материал учебного занятия, так мотивировать важность предстоящего изучения темы, чтобы у воспитанников возник интерес, чтобы появился осознанный подход к данному материалу.

На таких учебных занятиях даются исторические справки, демонстрируются опыты по всей теме, объяснение которым будет дано при изучении конкретных вопросов учебной темы.

Целесообразно на вводных занятиях и использование музыки, живописи, других видов искусства.

Логика вводного учебного занятия: мотивация – образное представление об изучаемой теме – осмысление практической и социальной значимости – рефлексия.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала: мотивация – актуализация опыта обучающихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия

Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль – коррекция – рефлексия.

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация – актуализация комплекса и способов деятельности – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль и контроль – коррекция - рефлексия.

Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – рефлексия

Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль – контроль – анализ – оценка – коррекция – рефлексия.

Наши рекомендации