Комплекс анкет для мониторинга профессиональной аддаптации и социализации молодых специалистов (учителей школ)
КОМПЛЕКС АНКЕТ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ)
Уважаемые учителя! Просим вас принять участие в анкетном опросе, проводимом с целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются молодые учителя в период профессиональной адаптации.
Обведите (выделите цветом) или подчеркните варианты ответа, наиболее соответствующие вашему мнению. При необходимости допишите свой вариант ответа
1. Ваш пол ________ 2. Ваш возраст _________ 3. В каком году окончили вуз _________
4. Ваш стаж работы в школе:
1. до 1 года 4. от 9 до 13 лет
2. от 1 года до 3 лет 5. от 14 до 18 лет
3. от 4 до 8 лет 6. от 19 лет и более
5. Ваше место работы в настоящее время ___________________________________________
6. Ваша должность (профессия) в настоящее время __________________________________
АНКЕТА № 1
1. Укажите мотивы выбора педагогической профессии(не более трех вариантов):
1. пример любимого учителя
2. по совету родителей
3. трудно устроиться на работу в другой сфере
4. нежелание искать другую работу
5. случайный выбор (случайные обстоятельства)
6. не поступил(-а) в другой вуз
7. желание работать в школе, стать именно учителем
8. желание работать с детьми, любовь к детям
9. интерес к конкретному предмету (физика, литература, история, иностранный язык и др.)
10. желание внести вклад в образование подрастающего поколения
11. любовь к профессии с детства
12. гарантированная оплата труда
13. возможность гарантированного трудоустройства
14. свой вариант (напишите) ___________________________________________________________
Какие мотивы побудили вас прийти работать в школу?
2.1. школа близка к месту жительства родителей (город, село и т.п.)
2.2. перспектива профессионального роста
2.3. повышенная заработная плата
2.4. другое (напишите) _____________________________________________
Что Вам нравится в педагогической работе?
3.1. учить и воспитывать детей
3.2. преподавать любимый предмет
3.3. творческий характер труда
3.4. большой отпуск
3.5. возможность работать близко от дома
3.6. престиж профессии
3.7. другое (напишите) ____________________________________________
4. Отметьте и напишите, какие проблемы труда учителя в современной школе Вас волнуют больше всего:
4.1. сокращение учебной нагрузки
4.2. старение педагогических кадров
4.3. большая учебная нагрузка педагогов
4.4. уход из школы учителей пенсионного возраста
4.5. уход из школы учителей молодого возраста
4.6. наличие в школе вакансий
4.7. недостаточное количество вакансий в школах
4.8. безразличное отношение коллег
4.9. другое (напишите) ________________________________________________
5. Какие негативные чувства Вы испытываете в период адаптации на новом рабочем месте:
5.1. тревожность, неуверенность в своих силах
5.2. раздражительность, вспыльчивость, несдержанность
5.3. пессимизм, чувство собственной неполноценности
5.4. снижение интереса к работе
5.5. боязнь класса и страх перед учениками
5.6. неудовлетворенность отношениями с коллегами
5.7. другое (напишите) _____________________________________________
Обращаетесь ли вы за помощью к коллегам?
6.1. да, такие случат бывают довольно часто
6.2. обращаюсь, но не очень часто
6.3. обращаюсь, но крайне редко
6.4. нет, не обращаюсь
Удовлетворены ли Вы своей работой?
7.1. да, удовлетворен (-а) в полной мере
7.2. да, удовлетворен (-а), но не полностью
7.3. скорее нет, чем да
7.4. нет, совершенно не удовлетворен (-а)
7.5. затрудняюсь ответить
* Если Вы выбрали варианты ответов 7.3, 7.4, 7.5, то переходите к 8 вопросу.
8. Укажите, пожалуйста, причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворительное отношение к вашей работе (возможны несколько вариантов ответов)
8.1. низкая заработная плата
8.2. чрезмерная загруженность на работе
8.3. ведение 2-х предметов
8.4. неудовлетворительные условия труда
8.5. низкий престиж профессии учителя
8.6. отсутствие социальных гарантий
8.7. недостаточная учебно-методическая оснащенность учебной предмета
8.8. неуважительное отношение учащихся к учителям
8.9. взаимоотношения в коллективе
8.10. отсутствие у детей желания учиться (низкая учебная мотивация)
8.11. стиль работы администрации школы
8.12. отсутствие времени для самообразования и повышения общей культуры
8.13. неудовлетворенность жилищными и бытовыми условиями
8.14. другое (напишите) _____________________________________________
АНКЕТА № 2
для молодого специалиста по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательном учреждении
1.Укажите, удовлетворяют ли вас следующие аспекты вашей работы(поставьте галочку в соответствующим столбце).
Наименование критерия | Да | Нет |
1. Перешли бы вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность? | ||
2. Удовлетворены ли вы своей работой? | ||
3. Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год? | ||
4. Понимаете ли вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать развитию образовательного учреждения? | ||
5. Хорошо ли планируется и координируется работа в образовательном учреждении? | ||
6. Четко ли вы понимаете, что от вас ожидают в работе? | ||
7. Понимаете ли вы, чем определяется ваша зарплата? | ||
8. Можете ли вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения? | ||
9. По вашему мнению, в этом образовательном учреждении вы сможете осуществить свои жизненные планы? | ||
10. Устраивает ли вас признание вас как учителя в образовательном учреждении? | ||
11.Устраивают ли вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.)? | ||
12. Устраивает ли вас обеспечение рабочего места всем необходимым? | ||
13. Устраивает ли вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)? | ||
14. Устраивает ли вас размер заработной платы? | ||
15. Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом образовательном учреждении? |
2. Что из нижеперечисленного вызывает у вас озабоченность? (поставьте галочку в соответствующей строке или выделите другим цветом)
1. Уровень оплаты труда | |
2. Информирование коллектива | |
3. Возможность доведения своего мнения до администрации | |
4. Состояние трудовой дисциплины в образовательном учреждении | |
5. Условия труда | |
6. Взаимоотношения в педагогическом коллективе | |
7. Организация питания | |
8. Материально-техническое обеспечение | |
9. Отношение к инициативным педагогам | |
10. Система поощрения лучших учителей | |
11. Качество подготовки учащихся | |
12.Взаимоотношение с администрацией | |
13. Возможность защиты от несправедливости | |
14. График работы | |
15. Другое (напишите) |
3. Как вы оцениваете систему морального стимулирования в образовательном учреждении?(отметьте галочкой или выделите другим цветом)
1. Морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд | |
2. Моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное | |
3. Меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования | |
4. Моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги |
4. Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас?(отметьте галочкой или выделите другим цветом)
1. Почетная грамота | |
2. Похвала руководителя | |
3. Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку | |
4. Вынесение на доску почета | |
5. Возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния | |
6. Более хорошие условия работы | |
7. Ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации образовательного учреждения | |
8. Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах развития образовательного учреждения | |
9. Интересная, усложняющаяся работа, требующая роста мастерства, возрастающая ответственность | |
10. Другое (напишите) |
5. Какие из аспектов работы являются для вас самыми важными?
(отметьте в порядке убывания значимости:
на 1 место – самый значимый, на последнее (10 место) – наименее значимый)
Интересная работа | |
Высокий уровень зарплаты | |
Благоприятные условия труда | |
Хороший, дружный коллектив | |
Возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий | |
Возможность проявить инициативу и предприимчивость | |
Недопущение чрезмерных различий между сотрудниками | |
Учет мнения педагогического коллектива при принятии решений | |
Возможность честным трудом заслужить доверие и уважение | |
Доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу | |
Другое (напишите) |
Анкета № 3
для молодого специалиста по определению степени эмоциональной комфортности
Уважаемый коллега! Просим Вас оценить уровень Вашей эмоциональной комфортности.
1. Трудно ли Вам было привыкнуть к работе учителя? | |||
1) да, процесс адаптации был трудным и долгим | |||
2) нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим | |||
3) никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом | |||
4) затрудняюсь ответить | |||
2. Какова Ваша общая удовлетворенность профессией? | |||
1) полностью удовлетворен | |||
2) скорее удовлетворен, чем нет | |||
3) затрудняюсь ответить | |||
4) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен | |||
5) полностью не удовлетворен | |||
3. Какова Ваша удовлетворенность различными сторонами педагогического труда? | |||
1) Набором и содержание учебного процесса | да | не очень | нет |
2) Организацией воспитательного процесса | да | не очень | нет |
3) Своими результатами работы | да | не очень | нет |
4) Качеством преподавания предмета | да | не очень | нет |
5) Обеспеченностью учебно-методической литературой и информацией | да | не очень | нет |
6) Технической оснащенностью аудиторий | да | не очень | нет |
7) Отношением с коллегами | да | не очень | нет |
8) Отношениями с наставником | да | не очень | нет |
9) Сопровождением Вашей деятельности, оказанием своевременной помощи | да | не очень | нет |
10) Материально-техническими условиями работы | да | не очень | нет |
11) Условиями питания в образовательном учреждении | да | не очень | нет |
12) Взаимоотношениями с классом | да | не очень | нет |
13) Взаимодействием с родителями учеников | да | не очень | нет |
14) Взаимодействием с руководством образовательного учреждения | да | не очень | нет |
15) Возможностями творческой самореализации | да | не очень | нет |
4. Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли? | |||
1) наставник | |||
2) коллеги | |||
3) руководитель образовательного учреждения | |||
4) заместители руководителя образовательного учреждения | |||
5) руководитель методического объединения | |||
6) мероприятия, проводимые в образовательном учреждении | |||
7) друзья, подруги, знакомые | |||
8) никто и ничто | |||
9) консультации на портале «Молодому учителю» | |||
10) другое (напишите) | |||
5. Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период? | |||
1) недостаток свободного времени | |||
2) перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание | |||
3) недостаточный уровень профессиональной подготовки | |||
4) неумение организовать себя | |||
5) особых проблем не было | |||
6) нехватка средств, неумение их расходовать | |||
7) отсутствие привычного круга общения | |||
8) невозможность найти занятие по душе, интересное дело | |||
9) мало внимания со стороны руководства, наставника | |||
10) низкая техническая оснащенность аудиторий | |||
11) плохие санитарно-гигиенические условия | |||
12) сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми | |||
13) невнимание родителей | |||
14) другое (напишите) | |||
6. Как вы оцениваете отношения к Вам в коллективе? | |||
1) коллектив доброжелателен ко мне | |||
2) всем все равно | |||
3) настороженное отношение | |||
4) отношение враждебное | |||
5) другое (напишите) |
Анкета № 4
по определению готовности молодого специалиста к дальнейшей деятельности в образовательном учреждении
1. В каком настроении вы обычно приходите на работу? | а) хорошем |
б) безразличном | |
в) плохом | |
2. Вы рассматриваете возможность смены места работы? | А) нет |
б) только когда сталкиваюсь с трудностями | |
в) да | |
3. Вы знаете о возможностях своего карьерного роста в данном образовательном учреждении? | А) да |
б) только догадываюсь | |
в) нет | |
4. Какие у вас отношения с учащимися класса? | А) отличные |
б) они мне безразличны | |
в) мы не понимаем друг друга | |
5. Насколько вы успели интегрироваться в педагогический коллектив? | А) сдружился с большей его частью |
б) затрудняюсь ответить | |
в) практически ни с кем не общаюсь | |
6. Как часто вы попадаете в конфликтные ситуации? | А) ни разу не попадал |
б) попадаю крайне редко | |
в) постоянно | |
7. Получаете ли вы помощь в своей профессиональной деятельности? | а) да, постоянно |
б) иногда | |
в) нет, моими делами никто не интересуется | |
8. Удовлетворены ли вы результатами своего труда? | А) да |
б) не всегда | |
в) нет | |
9. Вас устраивает режим трудовой деятельности и нагрузка? | А) да |
б) не всегда | |
в) нет | |
10. Вы считаете достаточным уровень своей профессиональной компетентности? | А) да |
б) затрудняюсь ответить | |
в) нет | |
11. Если бы вам представилась возможность перейти в другое образовательное учреждение, вы бы | а) остался здесь |
б) оценил условия труда на новом месте и если они оказались бы лучше, то перешел | |
в) ушел бы, не задумываясь |
АНКЕТА № 5
Для учителей, которые приняли решение уйти из школы
Уважаемые коллеги! На основе опыта своей профессиональной деятельности в школе выберите варианты ответов, в наибольшей степени соответствующие вашему мнению.
Какой предмет(-ы) вы преподавали _____________________________
В образовательной организации какого типа вы работали:
1. Гимназия, лицей 2. Обычная городская школа 3. Сельская школа
1. Назовите факторы удовлетворенности педагогической деятельностью, которые для вас были значимыми:
1. Общение с детьми
2. Процесс обучения
3. Результат работы
4. Творчество
5. Возможность использовать свои знания и способности
6. Мой предмет
7. Непрерывное повышение образования
8. Ощущение нужности детям
9. Психологический комфорт
10. Наличие определенной свободы
11. Увлеченность
12. Общение с педагогами
13. свой вариант (напишите) _____________________
2. Назовите наиболее значимые факторы неудовлетворенностипедагогической деятельностью, которые повлияли на ваше решение уйти из школы:
1. «Бумажная» работа (значительная доля времени уходит не на преподавание, а на написание справок и отчетов);
2. Избыточный административный контроль;
3. Многочисленные совещания, педсоветы
4. Условия работы (слабость материальной базы школы, низкий уровень оснащенности рабочего места);
5. Неудобный график работы
6. Жесткие рамки деятельности
7. Нет свободного времени, большая нагрузка (перегрузка);
8. Низкий уровень заработной платы;
9. Отношения с учителями (конфликты в педколлективе);
10. Отношения с родителями (вызывают негативные переживания и эмоции)
11. Отношение к учителю со стороны руководства образования и государства в целом;
12. Отношение детей к учебе и учителям;
13. Изменение приоритетов в образовании (напишите, в чем именно это проявляется, по вашему мнению). ______________________________________________________________________________
14. свой вариант (напишите) _____________________
3. Охарактеризуйте свою мотивацию принятия решения об уходе из сферы образования:
1. Решение об уходе принято мной самостоятельно (ушел по своему желанию);
2. Уход из школы был вынужденный (по семейным обстоятельствам, переезд на новое место жительство, невозможность вернуться на прежнее место работы после декретного отпуска; перевод на другую работу;
4. Назовите конкретные мотивы принятия решения о переходе в другую сферу из сферы образования:
1. Стремление повысить уровень материального обеспечения до приемлемого
2. Желание улучшить свое материальное благосостояние
3. Удовлетворить потребность в самореализации и общении
4. Желание принести пользу обществу своей деятельностью
5. Желание уделять больше внимания воспитанию своих детей, общению с членами семьи, создать семью
6. Желание иметь «перспективы» на работе
7. Свой вариант (напишите)
КОМПЛЕКС АНКЕТ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ)
Уважаемые учителя! Просим вас принять участие в анкетном опросе, проводимом с целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются молодые учителя в период профессиональной адаптации.
Обведите (выделите цветом) или подчеркните варианты ответа, наиболее соответствующие вашему мнению. При необходимости допишите свой вариант ответа
1. Ваш пол ________ 2. Ваш возраст _________ 3. В каком году окончили вуз _________
4. Ваш стаж работы в школе:
1. до 1 года 4. от 9 до 13 лет
2. от 1 года до 3 лет 5. от 14 до 18 лет
3. от 4 до 8 лет 6. от 19 лет и более
5. Ваше место работы в настоящее время ___________________________________________
6. Ваша должность (профессия) в настоящее время __________________________________
АНКЕТА № 1
1. Укажите мотивы выбора педагогической профессии(не более трех вариантов):
1. пример любимого учителя
2. по совету родителей
3. трудно устроиться на работу в другой сфере
4. нежелание искать другую работу
5. случайный выбор (случайные обстоятельства)
6. не поступил(-а) в другой вуз
7. желание работать в школе, стать именно учителем
8. желание работать с детьми, любовь к детям
9. интерес к конкретному предмету (физика, литература, история, иностранный язык и др.)
10. желание внести вклад в образование подрастающего поколения
11. любовь к профессии с детства
12. гарантированная оплата труда
13. возможность гарантированного трудоустройства
14. свой вариант (напишите) ___________________________________________________________