Программа опытно-экспериментальной работы на 1999–2003 гг.

Таблица

Этапы ОЭР Анализ проблемы ОЭР Эксперимент Анализ, обработка и оформление результатов ОЭР Внедрение результатов ОЭР в практику НМЦ района
Констатирующий Преобразующий
Учебный год 1998-1999 1999-2000 2000-2001 2001-2002 2002-2003
Цель этапа Анализ документов и психолого-педагогических источников по теме ОЭР. Выявление потребностей субъектов образовательного процесса; теоретическая подготовка педагогов к ОЭР. Внедрение модели УМЦ в образовательную практику школы. Обработка, интерпретация и систематизация результатов ОЭР. Построение прогностических и рекомендательных моделей интеграции УМЦ в структуру НМЦ района.
Методы этапа Анализ литературы; сравнительно-сопоставительный анализ; моделирование. Педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, анализ профессиональной педагогической деятельности. Педагогический эксперимент. Экспертная оценка, педагогическая герменевтика. Моделирование, проектирование, прогноз.
Теоретический результат Построение теоретической модели УМЦ Разработка принципов конструирования некоторых компонентов индивидуальной ОП (дифференциация учащихся, конструирование учебного плана, отбора учебных программ). Определение и обоснование принципов проектирования индивидуальной ОП как индивидуального маршрута ученика. Выявление и обоснование путей повышения квалификации педагогов, обучающих детей в рамках классно-домашнего обучения. Определение и обоснование принципов функционирования учебно-методического центра классно-домашнего обучения как подструктуры научно-методического центра района.
Практический результат Определение субъектов образовательной деятельности – участников ОЭР. Разработка: индивидуальной учебной карты развития ученика и индивидуальной карты психологического развития ученика; технологической памятки для учителей, работающих с учащимися индивидуально «Планирование результатов обучения».     Пакет диагностических материалов для определения уровня развития ученика на любом этапе образовательного процесса (специалисты медико-психологической службы) и комплексы вариантов познавательных задач для каждого уровня развития (учителя-предметники). Пакет документов для проектировщиков индивидуальной ОП; пакет вариативных программ повышения квалификации педагогов, обучающих детей на дому. Разработка функциональных обязанностей сотрудников учебно-методического центра.


Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.

Стимулирование интереса к инновационным процессам осуществляется через использование активных методов и форм проведение занятий: дискуссий, деловых игр, конференций, представлений творческих работ, круглых столов. Информация о требованиях к учителю нового типа, предлагаемая педагогами, вовлечение их в обсуждение спорных, дискуссионных вопросов, стимулирование высказываний собственной точки зрения, выражение уважения к мнению педагогов, - все это способствует установке обратной связи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов, помогающих понять, какие именно условия следует создавать в конкретной школе, чтобы учителя, во-первых, получили «положительный» толчок к самообразованию, а, во-вторых, имели возможность удовлетворять свои самообразовательные запросы.

Самообразование, во многом, - личное дело человека. И, если, будучи именно личным делом, оно становится образом жизни, то, как было показано выше, человек, в итоге, действительно может получить очень многое. Как создать в школе комплекс условий, опирающихся на стремление учителя к самосовершенствованию; стремление добиться успеха; желание осознать своей профессиональный прогресс? Как внутри школы поддержать интерес к новой информации; уверенность в своих силах? Как сделать так, чтобы учитель мог получать одобрение своих коллег, администрации и т.д.?

Безусловно, существуют традиционные формы занятий, мероприятий, которые могут способствовать самообразованию учителя, такие как:

· открытые уроки, которые даются как опытными, так и молодыми учителями с целью обмена опытом;

· заседания школьных методических кафедр, на которых могут обсуждаться самые разнообразные профессионально-педагогические проблемы;

· тематические педагогические советы, на которых рассматриваются наиболее актуальные для учителей данной школы вопросы;

· лекции и семинары, которые проводятся собственно с целью предоставления вниманию учителей новой информации;

· конференции (например, по проблемам опытно-экспериментальной работы), на которых происходит обмен опытом и информации;

· и о многие другие.

Мы не будем останавливаться на этих традиционных формах подробно, а рассмотрим опыт конкретной школы, который способствует самообразовательной деятельности учителей.

Как было показано выше, стремление к самообразованию, к достижению оригинальных авторских результатов стимулируется в том случае, если существует возможность показать свои достижения, и есть вероятность, что авторские находки будут востребованы и поняты. С этой точки зрения, уникальным представляется опыт организации конкурса педагогических достижений в гимназии № 89.

Наши рекомендации