Программа опытно-экспериментальной работы на 1999–2003 гг.
Таблица
Этапы ОЭР | Анализ проблемы ОЭР | Эксперимент | Анализ, обработка и оформление результатов ОЭР | Внедрение результатов ОЭР в практику НМЦ района | |
Констатирующий | Преобразующий | ||||
Учебный год | 1998-1999 | 1999-2000 | 2000-2001 | 2001-2002 | 2002-2003 |
Цель этапа | Анализ документов и психолого-педагогических источников по теме ОЭР. | Выявление потребностей субъектов образовательного процесса; теоретическая подготовка педагогов к ОЭР. | Внедрение модели УМЦ в образовательную практику школы. | Обработка, интерпретация и систематизация результатов ОЭР. | Построение прогностических и рекомендательных моделей интеграции УМЦ в структуру НМЦ района. |
Методы этапа | Анализ литературы; сравнительно-сопоставительный анализ; моделирование. | Педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, анализ профессиональной педагогической деятельности. | Педагогический эксперимент. | Экспертная оценка, педагогическая герменевтика. | Моделирование, проектирование, прогноз. |
Теоретический результат | Построение теоретической модели УМЦ | Разработка принципов конструирования некоторых компонентов индивидуальной ОП (дифференциация учащихся, конструирование учебного плана, отбора учебных программ). | Определение и обоснование принципов проектирования индивидуальной ОП как индивидуального маршрута ученика. | Выявление и обоснование путей повышения квалификации педагогов, обучающих детей в рамках классно-домашнего обучения. | Определение и обоснование принципов функционирования учебно-методического центра классно-домашнего обучения как подструктуры научно-методического центра района. |
Практический результат | Определение субъектов образовательной деятельности – участников ОЭР. | Разработка: индивидуальной учебной карты развития ученика и индивидуальной карты психологического развития ученика; технологической памятки для учителей, работающих с учащимися индивидуально «Планирование результатов обучения». | Пакет диагностических материалов для определения уровня развития ученика на любом этапе образовательного процесса (специалисты медико-психологической службы) и комплексы вариантов познавательных задач для каждого уровня развития (учителя-предметники). | Пакет документов для проектировщиков индивидуальной ОП; пакет вариативных программ повышения квалификации педагогов, обучающих детей на дому. | Разработка функциональных обязанностей сотрудников учебно-методического центра. |
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.
Стимулирование интереса к инновационным процессам осуществляется через использование активных методов и форм проведение занятий: дискуссий, деловых игр, конференций, представлений творческих работ, круглых столов. Информация о требованиях к учителю нового типа, предлагаемая педагогами, вовлечение их в обсуждение спорных, дискуссионных вопросов, стимулирование высказываний собственной точки зрения, выражение уважения к мнению педагогов, - все это способствует установке обратной связи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов, помогающих понять, какие именно условия следует создавать в конкретной школе, чтобы учителя, во-первых, получили «положительный» толчок к самообразованию, а, во-вторых, имели возможность удовлетворять свои самообразовательные запросы.
Самообразование, во многом, - личное дело человека. И, если, будучи именно личным делом, оно становится образом жизни, то, как было показано выше, человек, в итоге, действительно может получить очень многое. Как создать в школе комплекс условий, опирающихся на стремление учителя к самосовершенствованию; стремление добиться успеха; желание осознать своей профессиональный прогресс? Как внутри школы поддержать интерес к новой информации; уверенность в своих силах? Как сделать так, чтобы учитель мог получать одобрение своих коллег, администрации и т.д.?
Безусловно, существуют традиционные формы занятий, мероприятий, которые могут способствовать самообразованию учителя, такие как:
· открытые уроки, которые даются как опытными, так и молодыми учителями с целью обмена опытом;
· заседания школьных методических кафедр, на которых могут обсуждаться самые разнообразные профессионально-педагогические проблемы;
· тематические педагогические советы, на которых рассматриваются наиболее актуальные для учителей данной школы вопросы;
· лекции и семинары, которые проводятся собственно с целью предоставления вниманию учителей новой информации;
· конференции (например, по проблемам опытно-экспериментальной работы), на которых происходит обмен опытом и информации;
· и о многие другие.
Мы не будем останавливаться на этих традиционных формах подробно, а рассмотрим опыт конкретной школы, который способствует самообразовательной деятельности учителей.
Как было показано выше, стремление к самообразованию, к достижению оригинальных авторских результатов стимулируется в том случае, если существует возможность показать свои достижения, и есть вероятность, что авторские находки будут востребованы и поняты. С этой точки зрения, уникальным представляется опыт организации конкурса педагогических достижений в гимназии № 89.