Государственно-общественного управления
В рамках модернизации системы среднего образования России все школы могут получить Попечительские Советы. Это делается с двумя целями - способствовать всевозможной финансовой помощи школам, а также создать систему общественного контроля". При этом каждая школа будет иметь бюджетный и внебюджетные расчетные счета, которые будут находиться на специально созданном Минобразования РФ едином сайте в Интернете. "Это даст возможность бывшим ученикам оказывать финансовую помощь своим родным школам". "В каждой российской школе, пусть даже из самых отдаленных и захудалых районов, но есть выпускники, кто достиг определенного финансового благополучия. Опыт говорит, что они готовы жертвовать определенные деньги на благие цели и потому надо дать им эту возможность. Особенно тем, кто живет в других городах"(В.Филиппов).
Попечительство как социальный феномен возникло и развивалось вместе с обществом. Каждой эпохе, каждому периоду развития общества соответствовал адекватный тип попечительства, предметом которого являлась социальная сфера, а критерием развития – мера реального участия граждан в управлении обществом.
Попечительство – это своеобразный образовательный проект, который каждая школа задумывает и реализует по-своему. Это образовательный проект потому, что он, во-первых, действует в рамках системы образования, во-вторых, ставит своей задачей развитие у взрослых граждан гражданской ответственности за будущее своих детей и общества в целом, в-третьих, инициирован специалистами в области образования. Можно сказать, что сегодня попечительство является педагогическим новообразованием и одним из элементов системы общественного управления, однако так было не всегда.
Система попечительства получила широкое распространение в России еще в конце XIX – начале ХХ века. Попечитель гимназии выделялся из числа дворян или других «именитых и благонадежных граждан и осуществлял наблюдение за состоянием учебного заведения. Не обладая правом давать распоряжения, он доводил до сведения руководителей гимназии, педагогического совета замеченные недостатки, а в особых случаях обращался к попечителю учебного округа. Первые попечительские советы были созданы в атмосфере общественного подъема и ожидания реформ в 1860 году. На заседаниях совета коллективно обсуждались годовые и полугодовые отчеты учебных заведений, материалы ревизий, принимались решения о совершенствовании учебно-воспитательного процесса, создавались условия для исправления недостатков.
Однако в начале XX века по мере роста общественно-педагогического движения такое положение уже не устраивало передовые образовательные учреждения. И явочным порядком в них стали создаваться свои попечительские советы.
Эта практика была узаконена правительством 1 июля 1914 года специальным актом «Об изменении некоторых узаконений о мужских и женских гимназиях, прогимназиях и реальных училищах». Причем документ носил скорее разрешительно-стимулирующий, чем регламентирующий характер. Те попечительские советы (или подобные им органы), которые уже были созданы, могли действовать по своим прежним положениям. В тех же образовательных учреждениях, где попечительских советов не было, они теперь в обязательном порядке учреждались.
В состав совета входили: почетный попечитель, директор гимназии, трое учителей, избираемых на год педагогическим советом, и не более четырех лиц, избираемых на три года учреждениями, сословиями, обществами и лицами, участвующими в разработке содержания образования в учебном заведении. Из своей среды избирались председатель совета и секретарь. Сразу подчеркнем, что попечительские советы в то время имели не игрушечные, а настоящие и широкие полномочия. Достаточно отметить, что председатель совета имел права, предоставленные директору гимназии.
Наиболее важными функциями, которые выполняли в те времена попечительские советы, были следующие:
· предоставление кандидатов к утверждению и избрание директора, инспектора, врача, всех преподавателей и воспитателей;
· сохранение и расширение материальной базы;
· контроль за расходованием средств как выделяемых из бюджета, так и привлеченных, чтобы они тратились «наиболее производительным образом с соблюдением возможной бережливости и согласно действительной потребности»;
· установление платы за обучение и ее размера, освобождение учеников от платы и введение единовременных пособий и стипендий «отличнейшим из них по успехам и поведению»;
· предоставление попечителю учебного округа соображений о введении новых предметов, разделов в уже существующих или изменении в распределении часов в учебном плане;
· предоставление предложений об открытии новых классов или же отделения дошкольной подготовки.
Следует отметить, что Попечительские Советы, создаваемые в современных школах очень отдаленно напоминают аналогичные организации царской России, главным образом потому, что действуют в другой социально-экономической и правовой среде.
Сегодня вряд ли в компетенции Попечительского совета будут находиться вопросы отбора содержания образования и расстановки педагогических кадров, хотя, видимо, спорные ситуации, конфликты – это скорее прерогатива именно Попечительских Советов. Нельзя утверждать и то, что задачи Попечительского Совета ограничиваются только решением разнообразных финансовых и экономических вопросов, возникающих в школе. Хотя сегодня круг именно этих проблем стоит особенно остро для большинства учреждений. Вероятнее всего, Попечительский Совет может также участвовать:
· в создании имиджа школы, например, путем введения символики и организации рекламной компании, способствующей выявлению достижений учреждения;
· в разработке сайта школы, в издании печатной продукции, освещающей работу школы, деятельность отдельных учителей, работы учащихся и т.д.;
· в процессе согласования с педагогическим коллективом перечня реализуемых программ дополнительного образования для учеников школы, а может быть и для учащихся района;
· в поиске и установлении разнообразных связей школы с учреждениями науки и культуры в России и за рубежом;
· в проведении гражданских акций на базе школы, например, общественной олимпиады «Знай и люби свой город», конкурса «Папа, мама и я – спортивная семья», привлекающих к школе широкие слои населения микрорайона и района;
· в процедуре общественной аттестации школы, призванной сделать школу более открытой и понятной для широких слоев населения и, в первую очередь, для родителей.
Безусловно, это далеко не весь перечень задач, которые может решать Попечительский Совет учреждения.
В России имеется опыт создания Попечительских Советов.
Директор петербургской школы № 590 А.М. Каминский утверждает, что создание Попечительского совета образовательного учреждения в виде благотворительной организации – достаточно дорогостоящий, требующий больших человеческих затрат и постоянного пристального внимания, а также имеющий подводные камни проект. Практика созданных при школах благотворительных организаций показывает: либо на содержание такой организации уходит от 10 до 20% собираемых пожертвований, либо эти организации создаются, но фактически не работают. Из-за того, что благотворительная деятельность достаточно специфична, трудно найти ключевых специалистов, знающих особенности ведения учета и организации работы. Создание для себя эффективно работающей благотворительной организации может позволить только элитное образовательное учреждение.
Сферами наиболее эффективного сотрудничества попечителей и педагогов школы являются: софинансирование образовательной деятельности; контроль за эффективностью образования; внеклассная и внешкольная воспитательная работа; обсуждение проблем содержания образования; формулирование социального заказа; решение проблем «трудных» детей или детей, нуждающихся в поддержке (материальной, психологической, социальной); представительство школы перед государственными органами; сотрудничество с фондами и иными финансовыми организациями.
Кто же реально может войти в Попечительский Совет школы? Первые кандидатуры, которые сразу всплывают в сознании – это родители учащихся школы, безусловно, не все, а лишь подготовленные к подобной деятельности. Родители, по мнению большинства деятелей образования, учителей и руководителей, не готовы наравне с профессионалами управлять школой. Они не готовы к тому, чтобы обоснованно отстаивать потребности школы, не готовы к тому, чтобы участвовать в утверждении бюджета школы, ее образовательной программы. Сравним: депутаты Государственной Думы имеют право законом утверждать образовательные стандарты, а родители не готовы к тому, чтобы хотя бы обсуждать, чему и как надо учить их детей. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что родители не готовы участвовать в управлении школой. Но они не будут готовы до тех пор, пока не начнут учиться управлению.
Думается, что создание Попечительского Совета – это, скорее всего, инициатива самого учреждения. Поэтому, подбирая кандидатуры, к которым можно было бы обратиться с такой инициативой, важно обратить внимание на качества, желательные для попечителя. Набор этих качеств может быть следующим: высокий социальный статус; большие материальные возможности; авторитет; наличие собственных детей в данной школе; интерес к проблемам образования; проживание в районе школы; известность; административные возможности. Авторитет попечителей для всех участников образовательного процесса должен быть бесспорным. Именно таких попечителей и надо искать. «Авторитет + власть + деньги» – формула попечительского совета. Попечительский Совет формируется из субъектов, в той или иной мере наделенных названными качествами. Эти качества могут быть распределены между членами команды попечителей: один – авторитетный ученый, другой – наделенный властью администратор (значимый в городе и области), третий – крупный бизнесмен. Важно, чтобы попечители были объединены в команду по принципу комплиментарности. Попечительский Совет должен быть признан в идеале всеми участниками образовательного процесса и в школе, и в городе, учителями и учениками, администрацией и персоналом, родителями и деловыми партнерами. Процедура такого признания может осуществляться через Совет школы. Важно единодушное признание. Большинство голосов здесь неуместно.
В некоторых школах Санкт-Петербурга уже существуют Попечительские Советы, в частности в Санкт-Петербургской классической гимназии (Петроградский район) Совет действует уже не первый год. В его состав вошли видные деятели науки, это не удивительно, ведь большая часть учителей и родителей учащихся гимназии – преподаватели Санкт-Петербургского университета и сотрудники институтов Российской академии наук (всего 17 человек). Количественный состав попечителей может быть разным. Так, в состав Попечительского Совета школы № 207 с углубленным изучением английского языка (Центральный район) входит всего 3 человека, но это личности, имеющие определенную сферу влияния.
В практике современной российской школы возможно существование разных организационно-правовых форм попечительства: некоммерческий фонд с образованием юридического лица; некоммерческое партнерство; автономная некоммерческая организация; орган общественной самодеятельности.
Некоммерческий фонд является объединением имущества граждан и юридических лиц для достижения общественно полезных целей. Учредителями некоммерческого фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения. Органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные учреждения не вправе быть учредителями такого вида фондов. Ибо они не являются собственниками имущества и не имеют законного права передавать его фонду и тем самым влиять на его деятельность. Фонды создаются на базе государственной или муниципальной собственности с обязательным привлечением имущественных и финансовых средств общественного объединения.
Некоммерческое партнерство. Оно учреждается как физическими, так и юридическими лицами. Права, обязанности и ответственность ПС фиксируются в его уставе и учредительных документах. При выходе из партнерства его члены вправе получить часть его имущества, за исключением членских взносов.
Автономная некоммерческая организация (АНКО) является новой формой. Она может создаваться как физическими, так и юридическими лицами. Закон не устанавливает ограничений по составу учредителей. Отличительная особенность АНКО – оказание профильных образовательных и смежных услуг как на безвозмездной, так и на платной основе.
Попечительский Совет в форме органа общественной самодеятельности может функционировать в образовательном учреждении на основе Положения, принимаемого в форме локального акта. Его права, обязанности, ответственность ограничены нормами Устава ОУ. У всех советов равный статус – это органы самоуправления. Они не могут принимать решений, обязательных для исполнения другими органами, другими словами – педсовет не может дать поручение Попечительскому Совету, а в свою очередь Попечительский Совет не может заслушать отчет методического совета. Попечительский Совет может иметь лицевой счет в бухгалтерии образовательного учреждения или его учредителя, так как его ведущая функция – привлечение внебюджетного финансирования. Только те финансовые средства, которые привлек Попечительский Совет, он и может контролировать, но не все средства, и тем более не бюджетные. Наиболее подходящей организационно-правовой формой попечительства для школы является попечительский совет в форме органа общественной самодеятельности. По мере расширения масштабов деятельности попечительского совета организационно-правовая форма попечительства может быть пересмотрена.
Опыт изучения работы Попечительских советов в разных школах показал, что Попечительские советы в ряде школ работают формально, что в Уставе школы нет положения о принципах их работы. Распространенной причиной этого является распоряжение органов управления образованием о создании самих советов. Их приказ – создать советы – часто неадекватен условиям работы школы.
Рассмотрим опыт создания попечительского совета в одной из школ Санкт-Петербурга. В Уставе школы № 207 с углубленным изучением английского языка сформулировано Положение о Попечительском Совете следующего содержания:
· Попечительский совет общеобразовательного учреждения (далее именуется – Попечительский совет) является в соответствии с п.2 статьи 35 Закона Российской Федерации «Об образовании» формой самоуправления общеобразовательного учреждения. Порядок выборов и компетенция Попечительского совета определяются уставом общеобразовательного учреждения.
· В состав Попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения.
· Осуществление членами Попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.
· Попечительский совет:
1) содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;
2) содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников общеобразовательного учреждения;
3) содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий общеобразовательного учреждения;
4) содействует совершенствованию материально-технической базы общеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории;
5) рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского совета уставом общеобразовательного учреждения.
· Во главе Попечительского совета стоит его председатель, являющийся наиболее авторитетным попечителем школы.
Попечительский совет – это наглядно действующая модель школьной жизни в гражданском обществе. В гражданском в том смысле, что управление этой жизнью осуществляется не нанятыми от имени граждан работниками, чиновниками от государства, а самими гражданами. Таким образом, Попечительский совет содействует укреплению и развитию в школе общественного самоуправления. Самоуправление – модель гражданского общества, где управляют граждане, а не чиновники. Дух и уклад гражданского общества из школы будет перенесен учениками во взрослую жизнь. И тогда сама жизнь изменится.
Попечительский совет стал предметом и президентского, и правительственного, и, конечно, министерского рассмотрения. Именно поэтому у него есть все шансы стать реально действующей связкой между государством и обществом. И достижение этой цели имеет большое педагогическое значение.
IV. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
… большинство людей хочет работать в окружении, ориентированном на развитие и позволяющем приобретать новые знания, разнообразить деятельность, отвечать за себя и пользоваться поддержкой коллег. Они стремятся применять на практике свои способности и не хотят рутины… Люди заинтересованы в том, чтобы развиваться и приносить пользу, чтобы их таланты получали признание и вознаграждение. Дж. Равен |
ВНУТРИФИРМЕННАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ
Основная идея освоения новых функций работающими учителями базируется на положениях концепции оценки отношения человека к труду (Д.МакГрегор). Исследователь описал две модели отношения к труду: модель «X» представляет человека безынициативным, избегающим ответственности, требующий тотального контроля и подробнейшей регламентации деятельности человека; в рамках другой модели («Y») человек инциативен, честолюбив, полон идей, охотно принимает на себя ответственность, стремится самореализоваться, более того материальное вознаграждение отходит на второй план. В рамках данной модели человеку необходимо предоставить максимальную самостоятельность, высвобождающую его созидательную энергию. В этом случае уровень контроля резко снижается; руководящие работники начинают выполнять функции советников, консультантов, организаторов взаимодействия смежных горизонтальных структур. В современные исследования (Б. Малиновский) дополняют данную концепцию еще одной моделью – «Z», основной характеристикой которой, дополняющей модель «Y» является корпоративная культура и корпоративное творчество.
Опираясь на данную концепцию предлагаем принципы организации деятельности школы, ориентиром жизнедеятельности которой является профессиональное развитие учителей:
· понимание школы как обучающейся организации, объединяющей людей общими ценностями;
· ориентация на создание условий для самореализации человека, постоянного обновления профессионально-педагогической деятельности, обусловленное внутренним стремлением учителя и школы к совершенству, к которым отнесены: создание системы корпоративного образования; делегирование полномочий; разработки системы поощрений педагогических инициатив.
Учителя присваивают новые ценности образования и учатся их реализовывать в своей профессионально-педагогической деятельности через новые функции в результате реализации двух стратегий:
· инновационная деятельность по актуальным направлениям развития отечественного образования;
· повышение квалификации «на рабочем месте», в частности в творческих педагогических мастерских.
Инновационная деятельность учителей определяется условиями работы школы 1) в новом режиме – школа профильного обучения, школа-комплекс; 2) в реализации программы развития образовательной системы района. Инновационная деятельность связана с осознанием учителем себя как субъекта образовательной политики, что позволило включиться определение стратегических направлений изменений образовательного процесса (компетентностный подход, введение профильного обучения, информатизация образования) и осуществлении системных изменений в профессионально-педагогической деятельности посредством реализации новых функций.
Вторая стратегия освоения учителями новых функций на рабочем месте может быть условно названа «корпоративное обучение» или «внутрифирменное обучение». Стратегия корпоративного или внутрифирменного обучения может строиться по общей модели рефлексивного круга. В результате профессионально-педагогической рефлексии определяются темы опытно-экспериментальной работы школ. Педагогическим коллективам школ могут быть предложены различные форматы обучения:
- образовательные семинары;
- проектировочные семинары;
- семинары по рефлексивной методике;
- сопровождение работы творческих групп;
- сопровождение работы методических объединений
- учебные модули программы повышения квалификации (профессионального развития) НМЦ по сопровождению опытно-экспериментальной работы районных экспериментальных площадок.
Результаты корпоративного или внутрифирменного обучения учителей могут представляться на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах по проблематике проектов, на заседаниях экспертного совета при районном управлении образованием.
- В целом изменения в профессионально-педагогической деятельности учителя проявляются в достижение нового качества образования.
Изменение функционала школьного учителя позволяет сформулировать перечень новых профессиональных ролей (должностей) учителя современной школы: координатор по специальным образовательным нуждам (дети с проблемами в развитии), координатор проектной деятельности, координатор по интерактивным обучающим технологиям, координатор выпускных классов – координирует деятельность учителей: дополнительные и тьюторские занятия, внеклассную работу (составляет расписание и графики посещений, распределяет школьников и информирует их о времени занятий), координатор по личностному и социальному образованию и образованию в области здоровья; координатор по социальной работе (координирует деятельность учителей по гражданскому воспитанию через социальную активность школьников), руководитель службы профильной и профессиональной ориентации и т.п.).
Учителя используют изменения в профессиональной деятельности как ориентиры для горизонтальной и вертикальной карьеры.
Изменяются ориентиры проведения аттестации учителей в русле следующих критериев: способность проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс учения и преподавания, включая использование обучающих и оценочных технологий, создавать перспективную образовательную среду, которая стимулирует учеников к раскрытию их потенциала; способность применить соответствующие знания для проектирования индивидуального образовательного маршрута школьника, т.е. для составления плана и подготовки программ учения и преподавания с учётом различных потребностей и стилей обучения школьников; а также соответствующего учебного плана, учебных программ и образовательных тенденций; способность эффективно взаимодействовать с учениками, включая применение соответствующих коммуникативных умений, а также планировать и применить соответствующие стратегии контроля поведения, которые способствуют установлению и сохранению поддерживающей образовательной среды; понимание необходимости совместной работы с другими учителями школы и представителями локального сообщества для установления продуктивного партнерства и достижения образовательных целей.
Возникновение новых тенденций в образовании, в социокультурной политике приводит к тому, что в информационном обществе требуется не передача учителю готовых рецептов в виде методических рекомендаций, не передача только знаний, а, прежде всего, «выращивание» у учителя способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности, необходимых для работы в новых условиях. Это в свою очередь обусловливает поиск новых способов повышения квалификации учителей.
Концепция учёбы в течение всей жизни способствует реализации идеи повышения квалификации одновременно с продолжением трудовой деятельности. Например, такие фирмы как «Даймлер-Крайслер», «Моторола», «Макдональдс», «Люфтганза», «Бертельсман», производитель программного обеспечения SAP имеют свои корпоративные университеты, чьи образовательные услуги ориентированы сугубо на специфические потребности фирм. Как правило, они располагают незначительной инфраструктурой, и потому большую роль играет обучение в сети. Они часто сотрудничают с именитыми международными университетами. Например, «Даймлер-Крайслер» и «Бертельсман» - с американской Harvard Business School и швейцарским International Institute of Management Development в Лозанне. Так как работа по повышению квалификации охватывает всё предприятие, в выигрыше оказываются все, кто приобщился к новым знаниям. Занятия по повышению квалификации включают в себя обучение планированию времени, а также приобретение знаний, составляющих специфику фирмы. Семинары, организуемые для служащих, служат платформой для дискуссий по ключевым темам, для международного обмена опытом, поиска оптимальных стратегий решения, и, естественно, для повышения уровня квалификации работников.
Такой подход к обучению сегодня берет на вооружение и школа, как высшая, так и общеобразовательная. Внутрифирменное обучение является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте: в школах, на уроках. Обучение непосредственно в образовательном учреждении ориентировано на задачи школы, интересы и затруднения конкретных педагогов, способствует созданию профессиональных контактов, особой рефлексивной среды, содействующей саморазвитию и самообразованию учителей.
Достоинством внутрифирменного обучения является наличие единого научно-методического пространства для учителей разных предметов, обеспечивающего решение приоритетных направлений модернизации системы образования на уровне отдельной школы. Внутрифирменное обучение позволяет организовать непрерывную работу с профессиональными методическими объединениями школы, проведение школьных конкурсов педагогического мастерства, мастер-классов, конференций, сотрудничество учителей с вузами города.
В основе внутрифирменного обучения лежат такие идеи, как: "выбор", "инициатива", "сотрудничество" и "успех". Учителю предоставляется возможность выбора программы повышения квалификации, формы предъявления результатов, способов работы над проблемой. Программа повышения квалификации строится исходя из проблем конкретного учителя, с опорой на его инициативу. Обязательным условием повышения квалификации учителя на рабочем месте является взаимодействие с коллегами, сотрудничество при выполнении совместных проектов. При этом изменяется не столько вид деятельности учителя, сколько способ ее организации.
Преимуществами внутрифирменного обучения перед традиционными формами повышения квалификации являются такие, как:
- возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании;
- постоянный характер обучения, т.е. повышение квалификации на рабочем месте осуществляется непрерывно в течение всей профессиональной карьеры учителя;
- возможность осуществления не только предметной переподготовки учителей, но также и межпредметной и внепредметной;
- возможность организации командной работы учителей школы;
· возможность распространения ценного опыта отдельных учителей школы по приоритетным направлениям развития системы образования;
- постоянное повышение квалификации всего коллектива школы, а не только отдельных педагогов;
· оказание непрерывной квалифицированной методической помощи конкретным учителям по решению конкретной проблемы;
- возможность в большей степени учитывать особенности, как самого учителя, так и школы, в которой он работает.
Установлено, что чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образовательные процессы в силу множества внутренних преград. Колесникова И.А. выделила наиболее распространенные среди них:
Психофизиологические. У некоторых взрослых людей возникает внутренний барьер в отношении своей способности к обучению. Он в какой-то мере основан на мифе о снижении способности к восприятию, запоминанию, воспроизведению учебной информации с возрастом. Однако учеными доказано, что успешно обучаться можно в любом возрасте. Просто в разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, иные типы внимания, меняется мотивация, но в целом взрослый человек всегда способен к выработке соответствующих индивидуальных способов оптимальной работы с информацией. Это становится возможным, если он владеет знаниями о своих особенностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мотивацией к обучению.
Социально-психологические. Многим взрослым людям бывает некомфортно, иногда просто страшно оказаться в позиции ученика. Особенно это касается лиц, занимающих определенное социальное положение на административной лестнице. Психологически они не готовы к оборачиванию ситуации и добровольному превращению в «объект» педагогического влияния.
Социальные. Отсутствие востребованности нового уровня образованности со стороны социума или его избыточность для профессионального статуса зачастую делает для взрослого человека бессмысленным продолжение (наращивание) своего образования.
Психолого-педагогические. Несформированность установки на необходимость для современного человека пожизненного образования. Непрерывности обучения может также препятствовать отсутствие необходимых для этого знаний о себе как существе познающем, о своих способностях, особенностях восприятия и усвоения учебного материала, информационных потребностях. Наконец, человек просто может не знать о существующих формах образования взрослых.
Поскольку для взрослого человека любого возраста обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, он всегда хочет знать, зачем ему учить именно этот материал. Тем самым, в отличие от ребенка, его смысловые установки и мотивация обучения гораздо более осознанны и отличаются четкостью и проявленностью.
Внутрифирменное обучение предоставляет возможность осуществлять обучение учителей исходя из их запросов, обеспечивать добровольное включение в процесс обучения, что позволяет преодолеть обозначенные выше препятствия.
Процесс внутрифирменного обучения учителей заключается главным образом в сопровождении или поддержке профессиональной деятельности учителя. В настоящее время известны различные способы осуществления научно-методического сопровождения взрослых людей. Дадим краткую характеристику перечисленных ниже позиций.
Консультант.Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
Консультирование может проходить в различных вариантах:
· Вариант «эксперта» (помощь)
· Вариант «врача» (диагноз и помощь)
· Вариант «менеджера» (помощь и непосредственное участие в решении проблемы)
Виды консультирования:
1) Индивидуальное консультирование в диалоговом режиме или по переписке (в том числе электронной)
2) Консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») проводится по заявленной проблеме в любой из форм либо дистанционного обучения: телеконференция, чаты для минигрупп, конференции в режиме реального времени либо в форме непосредственного общения.
3) Тренинговые формы групповой работы, как в режиме непосредственного общения, так и адаптированные к условиям взаимодействия в Интернет (помощь в самораскрытии, самопрезентации, выработка коммуникативных навыков)
Супервизор.Супервизия понимается как сопровождение профессиональной деятельности. Супервизия – это, во-первых, профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; во-вторых, способ создания психологически комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности; в-третьих, лечение «профессиональных болезней» и исправление профессиональных ошибок.
Модератор.Модераторы – посредники, люди, которые устанавливают отношения между профессионалами. Вести модераторскую деятельность – значит в первую очередь уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно направлять и руководить.
Модераторы должны использовать методы, которые:
· Побуждают к деятельности и активизируют участников.
· Выявляют проблемы и ожидания
· Вызывают и используют опыт и компетенцию
· Организуют процесс участия и самоорганизации
· Отрабатывают действия или образцы действий
· Устанавливают климат товарищеского сотрудничества
· Передают определенное содержание
Фасилитатор.«Фасилитация» (от анг. «facilitate» – облегчать, содействовать, способствовать) – стимуляция и освобождение одновременно. Способ образовательного взаимодействия, при котором все его участники, могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремиться к взаимопониманию и согласовывать свои позиции посредством диалога. Фасилитатор открыт, естественен, относится к учителям с принятием и доверием, пытается взглянуть на проблемы их глазами. Он руководствуется как основной целью интересами учителей и не ставит себе жесткие конкретные цели - например, непременно выполнить заранее разработанный и составленный план повышения квалификации.
В школах используются различные модели внутрифирменного обучения учителей:
1. Традиционная модель, которая включает теоретико-практические занятия; практическую деятельность по применению освоенных способов решения проблем; консультации, а также рефлексивную деятельность учителя.
2. Комплексная «командная» переподготовка учителей школы одновременно всех ступеней, для нахождения путей решения конкретной проблемы, общей для всех учителей школы. Учителя школы включаются в процесс разработки конкретного продукта, например, пакета разнообразных методических материалов, составления учебно-методического комплекса, разработки системы оценки образовательных результатов школьников параллели или ступени и т.д.. Разработанный продукт апробируется разными учителями в практической деятельности, затем полученные результаты обсуждаются и вносятся необходимые коррективы. Для подготовки учителей организуются обучающие семинары, практикумы, тренинги. Учителя различных специальностей объединяются в творческие лаборатории или творческие микрогруппы. Для экспертизы разработанных продуктов в школе создается, например, экспертный совет, «Бюро интеллектуальной собственности», проводятся психолого-педагогические консилиумы и др.
3. «“Проживаемое” образование педагога», которое включает в себя несколько этапов: 1 этап – рефлексия учителем актуального уровня готовности к решению той или иной проблемы, 2 – этап - включение учителя в разработку вариантов решения той или иной проблемы, в рамках временного профессионального сообщества. На этом этапе происходит “проживание” учителем предлагаемых вариантов, предвосхищаются изменения его профессиональной деятельности; 3 этап – профессиональная деятельность учителя по апробации предварительного проекта, составленного на втором <