График проведения уроков педагогической помощи

(полугодовая форма)

Класс… учитель……………

Предмет Кол-во уроков СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ
б    
Математика                                                                        
                                                                       
Русск. язык                                                                        
                                                                       
Чтение                                                                        
                                                                       

Опыт осуществления бесклассного обученияимеется в школах N47 и N 89 г. Санкт-Петербурга.

При обучении по бесклассному принципу учащиеся вправе самостоятельно или по согласованию с родителями и педагогом куратором избрать тот или иной уровень изучения предмета: базовый или повышенный, общеобразовательный или гимназический.

Учебная нагрузка определяется на каждую группу учащихся по всем уровням обучения, с учетом индивидуальных образовательных маршрутов. Учебный план составляется на то количество групп учащихся, которые выделились в результате утверждения образовательных маршрутов. Таким образом, не изменяя обязательной минимальной нагрузки учащихся, происходит варьирование факультативных, групповых и индивидуальных занятий.

Бесклассно - курсовая подготовка это здоровье сберегающая организация процесса обучения в старшей школе Использование такой организации позволяет сохранить здоровье учащихся, не допустить перегрузок и в то же время создать условия для активного и сознательного выбора образовательного маршрута, для обеспечения индивидуализации образования.

Бесклассно-курсовая подготовка состоит из двух частей, которые могут работать как самостоятельно, так и в комплексе.

Курсовая подготовка предполагает изменение организации процесса обучения:

- путем переструктурирования учебного времени;

- более интенсивного изучения программного материала (блочного).

Учебный год в школе делится на 5 временных периодов равной длительности. В каждом периоде постоянное количество учебного времени -7 недель, в течение одного периода изучается не 14, а 8-9 предметов в виде курсов. Курс - это логически законченный материал, изучаемый в течение одного периода. В каждом периоде свое расписание. Учебным планом определено, сколько курсов составляет тот или иной предмет. Внутри курса своя система оценок. Каждый период заканчивается зачетными уроками.

На каждый период для каждой группы учащихся составляется свой образовательный маршрут с точным указанием количества часов в неделю и объема конкретного курса.

Преимущества курсового обучения заключаются в следующем:

- уменьшается количество предметов, изучаемое в течение недели, а соответственно и в течение учебного дня, следовательно, уменьшается количество подготовок домашних заданий;

-происходит интенсификация изучения предмета, «погружение» в предмет, высвобождается время для достижения повышенного уровня без перегрузки учащихся;

- результаты обучения «становятся ближе», т.к. аттестация идет по периодам, а не по полугодиям;

Бесклассное обучение направлено на удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Особенность организации бесклассного обучения состоит в том, что расписание составляется так, чтобы каждый ученик независимо от конкретного класса, в который он зачислен, мог изучать то, что он выбирает. Занятия ведутся в общем для всех потоке. Бесклассное обучение выполняет задачу индивидуализации образовательного маршрута, обеспечивает право ребенка на выбор образования, осуществляет педагогическую поддержку ученика.

В школах Санкт-Петербурга складывается опыт создания виртуально-распределенных школаналогичный опытуКрасноярского открытого распределенного лицея информационных технологий.

Создание школ нового типа, новых учебно-методических средств и технологий обучения возможно по виртуально распределенному (территориально) принципу. В школе создаются "мегаклассы", которые представляют объединение обычных классов городских и сельских школ из разных уголков региона.

Учебный план лицея содержит три компоненты. Базовая федеральная компонента связана с обязательным образовательным минимумом. Региональная компонента нацелена на углубление и расширение базового уровня образования за счет существующего в данной школе кадрового и материального обеспечения, профиля школы. И, наконец, отличительная от других школ, лицейская компонента определяет дополнительные образовательные услуги по профессиональной подготовке и углублению обучения по профилям лицея с помощью дистанционных форм.

Особенностью учебного процесса в лицее является модель обучения, включающая классно-урочный блок, проектно-групповой блок (телекоммуникационные проекты, телеконференции), выездной блок (обучение в выездных школах, очная форма обучения "погружениями" с педагогическими десантами), отборочный блок (обучение в стационарном интернате одаренных детей по профилям лицея).

Разрабатывается специальное (нового типа) учебно-методическое обеспечение лицея, включающее дистанционные курсы, телекоммуникационные, открытые эволюционные электронные учебники, педагогические диагностирующие компьютерные системы тестов.

Функционирование лицея по модели открытого образования позволяет:

· осуществить массовое внедрение в учебный процесс дистанционных форм обучения на основе сетевых технологий;

· осуществить гибкое и широкое использование нелинейных технологий обучения (исследовательская деятельность на основе компьютерного моделирования, проектная деятельность, рейтинговая система оценки);

· реализовать принципы открытого и свободного образования в личностно-ориентированной системе обучения;

· предоставлять дополнительные образовательные услуги школьникам;

Теоретические основы образовательной системы "Школа-парк" были разработаны известным российским педагогом Милославом Александровичем Балабаном. Корень "парк" в ее названии используется в значении "набор, совокупность, сеть": школа-парк - это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией же понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны - образовательными потребностями учеников.

Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом "команды"), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Кроме того, у каждого учителя (руководителя студии) существуют "выращенные им" подмастерья - ученики, активно помогающие учителю в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии - из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

Организационно образовательный процесс в школе-парке выглядит следующим образом. Составляется график работы студий, причем каждая студия в течение недели часть времени работает в закрытом режиме только для своих постоянных членов, а часть - в открытом, для клиентов и гостей. Все учащиеся "разбиваются" по студиям, то есть самоопределяются, какую студию они выбирают для работы в ней в качестве постоянного члена. Занятия студий в закрытом режиме являются для ее постоянных членов обязательными; все остальные занятия студий посещаются учениками (в качестве клиентов) на основе своего свободного выбора, без регламентации каким-либо учебным планом или расписанием. Таким образом, приходя в школу, ученик самостоятельно решает, в каких студиях и в каком объеме он будет работать.

Содержание деятельности студий

В студиях не "изучаются" какие бы то ни было образовательные программы; содержанием ее работы является повышение способности восприятия окружающего мира (в предметной области, соответствующей профилю студии) каждым учащимся (фрактальное обучение). Оно организуется в различных видах совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя; главное, что отличает его от традиционного обучения - принципиально иная цель. Если целью подавляющего большинства образовательных систем является усвоение учащимися "системы знаний" (пусть даже не в готовом виде, не репродуктивно), формирование у них заданных заранее умений и навыков, то цель фрактального обучения – овладение учащимися живым знанием на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы. Парк-школа, таким образом, представляет собой специально организованное пространство для такого обмена.

Наши рекомендации