Краткая характеристика модулей.
Модуль «Моя семья» - направлен на овладение школьниками опытом сохранения и распространения культурных ценностей семьи; на освоение норм и правил поведения в семье.
Осваивая данный модуль, школьники приобретут умения решать учебно- познавательные проблемы; обосновывать свои действия, опираясь на правовые нормы и правила, овладеют опытом общения в различных сферах деятельности.
Данный модуль может быть использован на преднадх история, краеведение, литература, правоведение, иностранный язык, изо, труд.
Модуль «Здоровье и безопасность» - направлен на развитие у учащихся санитарно- гигиенических навыков; формирование основы здорового образа жизни; навыков обеспечения личной безопасности в различных ситуациях.
Осваивая данный модуль, школьники приобретут опыт использования правил и алгоритмов безопасного поведения; умения осуществлять профилактику заболеваний; навыки оказания первой медицинской помощи.
Данный модуль может быть использован на преднадх: ОБЖ, физкультура, биология, физика, математика.
Модуль «Тысяча мелочей» -направлен на овладение учащимися умениями решать типовые бытовые проблемы, выбирать услуги и определять потребительские приоритеты.
Осваивая данный модуль, учащиеся приобретут навыки поиска и обработки необходимой информации.
Данный модуль может быть использован на преднадх: математика, иностранный язык, физика, русский язык, химия, экономика.
Модуль «Растения и животные» - направлен на овладение учащимися навыками экологического поведения, навыками ухода за комнатными растениями и домашними животными.
Осваивая данный модуль, учащиеся научатся нести ответственность за свой выбор.
Данный модуль можно использовать на преднадх биология, география, экология.
Модуль «Техника» - направлен на овладение навыками использования технических средств с соблюдением существующих норм и правил поведения при работе с ними; навыками проектирования изделий, моделей и приборов.
Осваивая данный модуль, учащиеся научатся пользоваться инструкциями при решении практических задач, понимать технические тексты, инструкции, руководства по эксплуатации бытовых приборов;
Данный модуль может быть использован на преднадх: физика, информатика, химия математика.
Перечисленные модули могут быть дополнены факультативным курсом «Декоративно- прикладное творчество».
4. Формы организации обучения:
- Традиционные уроки
- Интегрированные уроки
- Нетрадиционные уроки:
- урок творческих задач
- урок с элементами игры
- «мозговой штурм» и др.
Учебно- методическое обеспечение:
- Учебники
- Тематические поурочные разработки, дидактические материалы по преднадм
- Рекомендации учителю «Как работать над надпредметной программой»
- Сборник ситуационных заданий для учителя
- Рабочая тетрадь «Мой дом». (Сборник универсальных алгоритмов и правил, которые наиболее часто применяются в быту).
Ожидаемый результат
В ходе освоения программы учащиеся:
- освоят алгоритм безопасного поведения в доме;
- овладеют умениями и навыками необходимыми для ведения домашнего хозяйства;
- создадут личный справочник «Мой дом»;
- освоят алгоритм решения стандартных бытовых проблем;
- сформируют ценности своей семьи.
7. Оценка результативности.
Освоение учащимися программы обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:
психологическую диагностику мотивации деятельности учащихся
педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение и анкетирование школьников).
Формы аттестации достижений учащихся:
Используются следующие формы аттестации достижений учащихся:
- Текущая аттестация
- Промежуточная аттестация в форме защиты проектов и моделей (в конце учебного года по выбору учащихся)
- Прикладная олимпиада;
- Личная книжка достижений учащихся (либо портфорлио)
- Выставка творческих работ и изделий учащихся.
- Составления справочника « Мой дом»
- Смотр личных достижений
Учащиеся в ходе освоения программы получают Сертификат или Свидетельство на личное изобретение или проектную работу.
Для реализации надпредметной программы «Дом и человек в нем», для учащихся разрабатывается рабочая тетрадь «Мой дом». Рабочая тетрадь адресована учащимся 5-8 классов образовательного учреждения любого типа и предназначена для работы в течение нескольких лет.
Ведущая идея, положенная в основу создания тетради, заключается в том, чтобы привлечь внимание учащихся и учителей к решению прикладных ситуационных задач. Решения задач накапливаются в тетради, которую в последствии можно использовать в качестве универсального справочника.
Задачи в тетради направлены на овладение разными способами деятельности. В ходе выполнения заданий учащиеся записывают решение или способ решения в тетрадь, что позволяет использовать полученные решения для решения других типовых задач.
При решении ситуационных задач главный упор делается на том, чтобы учащиеся нашли способ решения в заданной ситуации (сделать выбор, определить план действий, оценить что-либо и т.д.) основываясь на усвоенных знаниях и умениях, полученных при изучении разных учебных предметов. Для учителя важно, чтобы учащиеся освоили способ деятельности и осознали его сущность.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА НА ОСНОВЕ ИДЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные идеи проектирования учебного плана в рамках модернизации
Модернизация системы образования предусматривает переход образовательных учреждений на новые варианты учебных планов.
Основными идеями проектирования учебных планов, предусмотренными документами по модернизации общего образования являются следующие:
1. Сохранение и развитие вариативной системы общего образования на разных уровнях: национально-региональном, школьном и индивидуальном. Реализация этой идеи предполагает введение профильного обучения на старшей ступени школы, дифференциацию образования на всех ступенях обучения путем сокращения инвариантного ядра содержания образования и использования модульного подхода к построению различных курсов.
2. Дифференциация норм предельной нагрузки школьников в зависимости от конкретных ведущих типов деятельности на разных занятиях. На практике осуществление этой идеи должно привести к разработке новых норм предельной нагрузки школьников. Предельная нагрузка школьников будет рассчитываться исходя из реальной трудности предмета, а не только исходя из количества уроков в день. Иными словами урок математики и урок физкультуры или рисования будут иметь разный удельный вес при расчете предельной нагрузки учащихся.
3. Реальная разгрузка школьников. Учебный план предусматривает сокращение инвариантной составляющей аудиторной и обязательной домашней учебной нагрузок школьников.
4. Усиление интегративного подхода в организации учебного процесса. Интеграцию содержания образования предполагается осуществить путем введения модульной организации учебного материала и учебного процесса, а также путем введения интегрированных учебных курсов.
5. Усиление практической направленности образовательного процесса. Для этого в учебный план должны быть включены различного рода практикумы, предусмотрены интерактивные и коллективные формы работы
6. Увеличение доли самостоятельной работы школьников. Реализация этой идеи ведет к уменьшению доли обязательных часов в учебном плане по мере продвижения школьников к старшим ступеням образования, увеличению времени на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельности).
7. Усиление языковой подготовки школьников. Предполагается обеспечить введением в учебный план иностранного языка со второго класса. При этом в течение всего курса, со второго по одиннадцатый класс, язык должен изучаться не менее чем три часа в неделю.
8. Повышение информационной компетенции учащихся. С этой целью не менее 15 % учебных занятий должны проводиться с активным использованием информационных технологий.
В режиме широкомасштабного и углубленного экспериментов отрабатывалась модель экспериментального учебного плана. Рассмотрим подробнее особенности этого плана. Ниже на схеме представлена структура данного учебного плана. Базовый компонент учебного плана направлен на достижение требований образовательного стандарта. Вариативный компонент предназначен для усиления адаптационных возможностей школы и отражения специфики учебного заведения, коррекции образовательного процесса, социализации учащихся, отражения особенностей спроса и предложения на местном рынке труда. Вариативный компонент представлен двумя блоками, в которые входят школьный и ученический компоненты учебного плана.
Впервые в учебном плане находит отражение специфика каждой ступени образования, которая представлена в таблице . До сих пор выделялась лишь ступень начального образования. Документами по модернизации предусмотрено четкое разделение основной и старшей ступени образования.
Структура учебного плана
Схема
Аудиторная нагрузка | + | Внеаудиторная нагрузка | ||
Обязательная инвариантная аудиторная нагрузка (федеральный компонент). | Вариативная свободно избираемая нагрузка (ученический компонент). | |||
Обязательная вариативная аудиторная нагрузка (школьный компонент). | ||||
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера, проектная и исследовательская деятельность, музейная педагогика, творческие мастерские и лаборатории, экскурсии, полевой практикум, школьное научное общество, подвижные и спортивные игры. | ||||
На ступени начального и основного обучения это время идет для усиления базовых курсов, для введения новых учебных курсов или модулей, а также в целях индивидуализации образования | На ступени профильного обучения это время идет на профилизацию и специализацию образования |
Отражение в учебном плане специфики ступени обучения
Таблица
Начальная школа | Основная школа | Старшая школа |
Основная задача: выравнивание и развитие стартовых возможностей детей | Основная задача: создание условий для самоопределения подростков | Основная задача: обеспечение возможностей профилизации и специализации учащихся |
Отказ от деления учебного дня на многочисленные учебные предметы. Занятия по выбору должны предусматривать возможность организации развивающих игр, занятий по развитию речи, дополнительных занятий по внеклассному чтению. Для ослабленных детей за счет школьного компонента организация дополнительных уроков здоровья с элементами закаливания, занятия активно-двигательного характера в группах общей физической подготовки, коррегирующей гимнастики и др. | Предоставление широкого выбора свободно изучаемых дисциплин, смены видов деятельности, использования интегративных подходов в изучении обязательных предметов. Организация групповых или индивидуальных консультаций с целью оказания школьникам в нужный момент кратковременной помощи, для чего предусматривается возможность деления класса на группы один-два раза в неделю при изучении ключевых предметов (русского языка, математики) | Свободный выбор старшеклассниками необходимого набора профилирующих предметов. Выделение в каждой образовательной области трех основных типов учебных курсов: курсов базового уровня, профильных курсов, спецкурсов или курсов углубленного изучения |
Как видно из схемы основной особенностью нового базисного учебного плана является проектирование как аудиторной, так и внеаудиторной нагрузки, как это обычно делается при проектировании учебных планов в системе профессионального образования. Кроме этого, учебная нагрузка планируется на ступень обучения.
Важным отличием нового базисного учебного плана является содержательное наполнение образовательных областей. Традиционно образовательные области наполнялись образовательными компонентами: учебными предметами, учебными курсами, интегрированными курсами и т.п. Новый вариант базисного учебного плана предлагает совершенно иной подход. На основе документов по модернизации образования компонентный состав учебного плана можно представить следующим образом:
Компонентное наполнение образовательных областей
Схема
Образовательная область | ||||||||
Базовые компоненты | ||||||||
Учебные курсы | Модули (плавная поэтапная модернизация традиционного образования) | Практические занятия | ||||||
Профильные | Базовые (могут быть целостными, могут быть модульными) | Полевая практика | Естественнонаучный практикум | |||||
Входят в инвариантную часть учебного плана | Входят в вариативную часть учебного плана |
Еще одна особенность учебного плана –профильное обучение. В среднесрочной перспективе (2005-2010 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Сегодня мы еще конкурируем с развитыми странами по этому показателю, но уже через 10 лет, когда основную роль в экономике станут играть представители поколений, получившие образование в 90-х и 2000-х годах, России угрожает перспектива потерять конкурентоспособность. Доказательством этого утверждения является следующее обстоятельство: сегодня абсолютное большинство развитых и развивающихся стран дает своим гражданам 12-13-летнее полное среднее образование, по сравнению с 10-11 годами такого образования в России. Человеческий капитал является главным фактором экономического развития в долгосрочном плане.
Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способным переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные "меню профессиональных карьер".
Отработка структуры старшей ступени школы с профильным обучением для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности может осуществляться посредством:
· уменьшения доли обязательных часов в учебном плане по мере продвижения к старшим ступеням образования, увеличения часов на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность);
· интеграции образовательных ресурсов старшей ступени различных общеобразовательных школ и организации их взаимодействия с учреждениями начального и среднего профессионального образования: создание межшкольных комплексов на уровне старшей школы;
· создания комплексов "школа - ПТУ", "школа - ССУЗ" и нескольких технологически ориентированных вариантов полного среднего образования на базе НПО и СПО;
· организации профессиональной подготовки в средней школе на базе ПТУ и общеобразовательной подготовки в ПТУ на базе средней школы.
Решение этих проблем возможно путем создания объединений образовательных учреждений, включающих учреждения дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования. Тем самым будет реализована возможность создания многоуровневого вариативного образования на старшей ступени общего среднего образования.
Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах выделяется три компонента в содержании образования старшеклассников:
· базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам: соответственно, этим курсам отвечают требования единых общих экзаменов (в том числе обязательных ЕГЭ, например сегодня это математика и русский язык как государственный; вполне можно ожидать расширения круга подобных экзаменов, - например, они могут быть дополнены общенациональными едиными экзаменами по истории или информатике и т.п.) и/или базовой части («лист А») единых экзаменов по выбору;
· профильный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения); по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают профильным образовательным стандартам: соответственно, этим курсам отвечают требования единых профильных экзаменов (или единых экзаменов по выбору на повышенном уровне);
· элективный компонент (компонент по выбору): ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля (что может определяться исключительно самой школой, в зависимости от ее возможностей и запросов учащихся и их родителей): например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Промышленные технологии, Сельскохозяйственные технологии, Психология, Гид-переводчик, Военное дело, Дизайн и проч. (фактически комбинации профилей и специализаций могут задавать индивидуальные образовательные траектории).
Например, в области филологического образования такими спецкурсами может быть, спецкурс по практической стилистике или спецкурс по зарубежной литературе. В области иностранных языков к спецкурсам можно отнести изучение второго иностранного языка (на основе первого), спецкурс по страноведению или курсы, ориентированные на поддержку избранного профиля или направления специализации (гид-переводчик, технический перевод и др.). В области обществознания специальными, дополнительно избираемыми учащимися курсами являются, прежде всего, курсы экономики, географии, курсы по отдельным разделам отечественной и всемирной истории и т.п. В области искусства это прежде всего специальные курсы по изобразительному и музыкальному искусству (рисунок, живопись, графика и т.д.). Одним из спецкурсов в области естествознания, помимо предметов, традиционных для учебного плана (физическая лаборатория, экология, астрономия и т.п.), может быть, например, курс "Основы медицинских знаний". Наиболее широкий спектр спецкурсов возможен в области технологии.
Отбор профилей обучения для конкретного учащегося может осуществляться по различным основаниям:
1. Развитие интеллектуальных способностей учащихся;
2. Психические способности (мышление, память, восприятие);
3. Свойства, отражающие индивидуальный приобретенный опыт (ЗУНы) необходимый для данного выбора профиля;
4. Личный выбор учеников.
Предварительный этап выбора профиля обучения учащимися предполагает:
· разработку и уточнение перечня востребованных курсов по каждой образовательной области и практически по каждому учебному предмету;
· согласование их содержания с имеющимися программами, учебниками, программами вступительных экзаменов в вузы, с программой школьных выпускных экзаменов;
· разработку рекомендации по составлению индивидуального плана, адресованного учащимся, подготовка памятки для выпускника основной школы, чистых бланков с сеткой учебного плана, которые будут заполняться учащимися, и других необходимых материалы;
· разъяснение учащимся и их родителям особенностей организации учебного процесса, особое выделение ограничительных факторов (в индивидуальном учебном плане должны быть представлены все образовательные области, учебная нагрузка должна быть в пределах от 30 до 36 часов в неделю, часть предметов должна быть выбрана для углубленного изучения и т.п.); проведение индивидуальной работы с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;
· разработку новых принципов организации учащихся в группы, поскольку обычная классно-урочная система не соответствует используемой технологии. (За основу при этом можно взять хорошо зарекомендовавшие себя в практике экспериментального обучения группы переменного, "плавающего" состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету.);
· разработку технологии составления расписания занятий и ведение школьной документации, в частности проработка вопроса о замене "классного" журнала на "журнал учителя".
Большим и трудоемким этапом организации профильного обучения является согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана многопрофильной школы на текущий учебный год.
Как уже было отмечено выше, основная идея профильной старшей школы – значительная дифференциация обучения, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Приведем вариант проектирования учебного плана профильной школы, который позволяет обеспечить индивидуальный образовательный маршрут всем школьникам профильной школы. Предлагаемый учебный план разработан общеобразовательной государственной школой №91 (Петроградский район г. Санкт-Петербурга), которая участвует в экспериментальной работе уже более 10 лет, и накопила определенный опыт реализации профильного обучения.
При всей успешности работы школы №91 по реализации профильных образовательных программ, было очевидно, что существующая профилизация осуществляется за счет перегрузки учащихся (школа вынуждена была учить “всех всему” за счет свободного времени учащихся и учителей). Кроме того, школа пришла к выводу, что малоперспективно заниматься профилизацией, основываясь только на “внутришкольных” или “личностных” мотивах повышения степени выбора, вариативности и индивидуализации образования, безотносительно к концепции единых экзаменов и государственных образовательных стандартов. Поэтому новый вариант учебного плана школы был построен на основе идей модернизации образования, с учетом рекомендаций, содержащихся в пояснительной записке.
Учебный план профильной старшей школы, как уже было отмечено в 1 главе, в соответствии с документами по модернизации, предполагает разделение содержания образования на три компонента – базовый (инвариантный), профильный и элективный - при сохранении границ учебной нагрузки учащихся в пределах 36 часов в неделю. В 10 и в особенности в 11 классе такое распределение учебной работы может способствовать успешной подготовке к продолжению образования без перегрузок и вреда для здоровья учащихся.
Новый учебный план позволяет школе при выборе профилей обучения определять только набор предметов, которые могут изучаться на профильном, углубленном и базовом уровнях. Естественно, если в школе имеются кадровые возможности и соответствующая квалификация преподавателей. Формирование профилей может быть предоставлено самим учащимся. Такой вариант возможен, если учащиеся школы имеют опыт выбора образовательного маршрута в основной школе.
Отметим основные отличия учебного плана для ступени профильного обучения. Базисный учебный план дает наибольшую свободу выбора образовательных маршрутов для учащихся.. Этот вариант не ограничивает школу в выборе профилей обучения, в наборе профильных предметов, не дает жесткого распределения часов по неделям и даже годам обучения, а дает сумму часов аудиторной нагрузки по предмету и уровню обучения (базовому, профильному, углубленному), на определенный период обучения. Для старшей профильной школы этот период составляет 2 года (70 учебных недель) при максимальной общей учебной нагрузке 2520 часов.
Так как разработка учебного плана в логике идей модернизации общего образования чрезвычайно ответственная и сложная задача, опишем основные этапы подготовки школы к модернизации структуры и содержания образования более подробно.
Переход к профильной старшей школе целесообразно начать с организации рабочей группы, включающей Отдел развития школы, руководителей образовательных программ, координаторов экспериментальной работы. На первом этапе работы необходимо тщательно изучить основные документы, идеи и концепции эксперимента. Ознакомить с этими материалами и перспективами работы всех учителей школы. Предложить учителям продумать варианты своего участия в экспериментальной работе, составить аннотации основных и специальных курсов. Эти творческие разработки затем будут положены в основу рекомендаций по разработке индивидуального учебного плана учащихся. Ниже приведен, разработанный школой №91, вариант рекомендаций учащимся 10 классов по составлению индивидуального учебного плана (Документ 1).
Документ 1 Рекомендации учащимся 10 классов по составлению индивидуального учебного плана Вы являетесь участником эксперимента “Профильное обучение в старшей школе”, который будет продолжаться два года. Первой задачей для Вас является выбор учебного профиля и составление индивидуального учебного плана на два года. Чтобы успешно выполнить эту задачу, Вам необходимо знать следующее: Ø Каждый учебный год – это 35 учебных недель. Два года – 70 недель. Ø Минимальная средняя обязательная учебная нагрузка учащегося – 30 часов в неделю, максимальная – 36 часов в неделю. Ø За два года минимальная обязательная учебная нагрузка составит 2100 часов, максимальная – 2520 часов. Ø Рекомендуется выбрать 1-2 профильных учебных предмета, по которым Вы должны будете пройти итоговую аттестацию на профильном уровне. Ø Средняя учебная нагрузка по профильным предметам (профильные учебные курсы и спецкурсы) должна составлять не менее 14 часов в неделю, то есть не менее 980 часов за два года. Рекомендуем Вам следующий алгоритм действий: 1. Ознакомиться со списком обязательных учебных предметов и предлагаемых школой курсов. 2. Ознакомиться с их уровнями (углубленный, профильный, базовый). 3. Ознакомиться со списком предлагаемых спецкурсов. 4. Ознакомиться с примерными учебными планами по предлагаемым школой учебным профилям. 5. Приступить к выбору профильного предмета или профиля в целом. При необходимости можно проконсультироваться с учителями и координатором. 6. Составить предварительный индивидуальный учебный план (карандашом на бланке) по предлагаемому образцу в двух экземплярах. Один экземпляр сдать координатору, второй обсудить с родителями. 7. Окончательный вариант Вашего учебного плана должен быть составлен не позднее 7 сентября 2001 г. и сдан координатору. Изменения Индивидуального учебного плана допускаются по согласованию с координатором и администрацией школы в следующие сроки: · До 5 октября 2001 г. (День Учителя); · После окончания первого полугодия 10 класса; · После окончания 10 класса. 8. Выполнение выбранной Вами обязательной учебной нагрузки и результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируется в зачетной книжке учащегося. |
В набор документов для учащихся, помимо основных указаний по составлению индивидуального плана, входят предлагаемые школой 49 вариантов спецкурсов (для 81 школьника десятых классов) на разных уровнях изучения предметов (базовый, профильный или углубленный), а также примерные учебные планы пяти возможных профилей и два пустых бланка, на которых учащийся создает свой собственный вариант индивидуального учебного плана.
Документ 2.
Спецкурсы для разных профилей:
№ | Название | Число часов |
1. | Зарубежная литература | |
2. | Санкт-Петербург в русской литературе | |
3. | Духовная литература | |
4. | Курс индивидуальной практической грамотности | |
5. | Словесность | |
6. | Туризм и путешествия (англ. яз) | |
7. | Разговорный английский язык (американский вариант) | 70-140 |
8. | Второй иностранный язык (немецкий яз.) | |
9. | “Добро пожаловать в Петербург!” (англ. яз.) | |
10. | История мировых цивилизаций | |
11. | Религиоведение | |
12. | История и культура Санкт-Петербурга | |
13. | История и культура Санкт-Петербурга (проекты) | |
14. | Начала философии | |
15. | Экономика | 70-140 |
16. | Введение в историю искусств | 35-70 |
17. | Живопись, рисунок, прикладное искусство | |
18. | Эстетическая программа живописи и театра (проекты) | 35-70 |
19. | Школа гармоничного воспитания для девушек | |
20. | Решение конкурсных задач по математике | |
21. | Математика для абитуриентов (Технологич. ин-т) | |
22. | Организация интеллектуальных игр в школе | |
23. | Решение задач с параметрами | |
24. | Физика для абитуриентов (Технолог. институт) | |
25. | Решение задач по физике и дем. Эксперимент | |
26. | Элементарная физика | |
27. | Астрономия | |
28. | Космические исследования | |
29. | Ботаника | |
30. | Анатомия человека | |
31. | Экология | |
32. | Биология для поступающих в вузы | |
33. | Космическая биология | |
34. | Дендрология (ЦПКиО) | |
35. | Водные экосистемы (ЦПКиО) | |
36. | Цветоводство | |
37. | Генетика | |
38. | Агротехника (проекты на уч.-опытном участке) | 35-70 |
39. | География мира (10 кл.) | |
40. | Глобальные проблемы современности (11кл.) | |
41. | Решение задач по химии | |
42. | Химия для биологов и медиков | |
43. | Химия для абитуриентов | |
44. | Химия в жизни (проекты) | |
45. | Химия: история и искусство | |
46. | Информатика для абитуриентов(Технолог. ин-т) | |
47. | Информационные технологии в образовании | |
48. | Поисково-спасательные работы | |
49. | Спортивно-оздоровительный туризм |
Разработка индивидуального учебного плана школьниками сопровождается консультациями, рекламой учителями своих специальных и основных учебных курсов. Проводится собрание родителей, на котором они получают необходимую информацию, задают вопросы, обсуждают спорные моменты. В течение нескольких дней продолжается согласование и коррекция учебных планов. Результатом работы является 81 индивидуальный учебный план, составленный учащимся и одобренный родителями.
Документ 3.
Бланк для составления индивидуального учебного плана
Фамилия, Имя, Отчество
Профиль:
Профильные предметы:
Учебный предмет | Вид | учебного число часов | курса, | Номер спецкурса Число часов | |
Углубленный | профильный | базовый | |||
Русский язык | |||||
Литература | |||||
Ин. язык | |||||
Математика | |||||
Биология | |||||
Физика | |||||
Химия | |||||
История Обществоведение | |||||
Информационная технология | |||||
ОБЖ Физкультура | |||||
ИТОГО |
Приведем список учебных предметов, которые предлагаются школьникам для изучения на разных уровнях (см. документ 4).
Документ 4.