Пение помогает избавляться от стрессов
Роль пения в жизни человека
С древнейших времён людям известна целительная сила звуков воспроизводимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно на профессиональной основе, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Под профессиональной основой имеется в виду большой комплекс навыков, методов, стилей звукообразования и интонирования голосом в целях создания музыкального образа.
Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению гортань, производящая звук – вторая душа человека. Голос, укрепляясь в процессе певческой тренировки, оздоравливает весь организм. Очень важно беременным женщинам, как будущим мамам, знать и петь спокойные колыбельные песни. Полезно слушать музыку, но еще полезнее создавать её, так как во время пения звуковые волны активизируя организм матери, улучшают развитие ребенка, влияя на его организм.
Пение помогает избавляться от стрессов
Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства. Пение в ансамбле соединяет людей в одном эмоциональном порыве или образе, снимает при этом подавленное настроение. Человеку, поющему всегда легче всего выходить из состояния стресса, приводя нервную систему в нормальное состояние.
Заметим, что даже речевая интонация, в той или иной фразе, вызывает определённое настроение, как у говорящего, так и у слушателей.
При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение, цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание. На это имеются определённые методики.
Особенно важно пение для детей
Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует на укрепление физического и духовного здоровья своего ученика. Коллективное пение детей это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений.
Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, вдумчивостью, самодостаточностью, общительностью. Стимулируется отсутствие желания поиска каких-либо других средств и опасных удовольствий, в том числе и наркотиков.
Вибрация и обертоны
Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным инструментом. Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов, звуковых волн. Колебания, распространяющиеся и на мозг. Тут свою роль играет близкое соседство гортани, в которой происходят колебания
Обертоны и звуковые волны вступают в резонанс со всеми пустотами и костями черепа, а также с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет.
Тренированный голос охватывает диапазон частот примерно от 70 до 3000 колебаний в секунду. Эти вибрации пронизывают весь организм поющего ученика, улучшают кровообращение, способствуют очищению клеток. Широкий диапазон частот колебаний человеческого голоса улучшает кровообращение сосудов любого диаметра. Высокие частоты способствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – кровотоку в венах и артериях.
Пение и депрессия
Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для излечения с самыми разнообразными заболеваниями. Известно давно, что пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением.
В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В древности люди интуитивно угадывали наличия в пении большой оздоровительной силы, но не могли научно обосновать этот факт. Все ритуалы, обряды в древности сопровождались пением и определённым движением
Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет ни голоса, ни слуха. Такое бытующее мнение опровергается массой экспериментов с самыми "неспособными" к пению. Научившись выражать свои эмоции голосом, человек получает эффективное средство для снятия внутреннего напряжения.
Занятия пением способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы.
Пение – отличный способ эмоциональной стабильности. Поющий человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе, то во время пения испытывает значительное облегчение. Именно поэтому рождались в народной традиции песни – плачи, голошения, молитвы, духовные стихи.
На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние в передаче чувств, мыслей. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете, испытываете усталость и напряженность – совет один – пойте!
Пойте всё, что вы можете знать и петь, и помните, даже если никогда этому не учились. Гораздо полезнее петь не в одиночестве, а в ансамбле. Здесь помимо физического оздоровления, человек получает душевное наслаждение от созидания красочных созвучий, аккордов. От общения с учителем пения и участниками ансамбля.
Однако для этого необходимо развитие помимо мелодического слуха, но и гармонического слуха, который ощущает логику развития музыки.
Связь времён и поколений
Надо заметить, что всю свою историю все народы мира пели. И недаром пение использовалось во всех армиях мира. В песнях разных жанров закладывались нравственные ценности, накопленные каждым народом за всю историю.
Заметим, что нет такого жанра песен, которые бы не отражали все стороны жизни, быта народа и не учили бы сохранению жизни. Песни семейно-бытовые, исторические, былины, военные, строевые, лирические, календарные, хороводные, плясовые, колыбельные, ямщицкие, песни-страшилки, песни-плачи, духовные стихи, молитвы и т.д. и т.п.
В песенном тексте в музыкально-интонационном языке раскрываются и в тоже время закладываются и механизмы достижения ценностей. Человек пропитывается духом, опытом прошлых поколений через текст песни, через родной музыкальный язык, который посредством звучания голоса, созданием образа и интонациями усиливает воздействие заложенной в песне мысли.
Формирование гражданского сознания усиливается посредством песен героической, исторической тематики, формируется в целом поведение нравственного человека, как и само нравственное Государство.
Свадебные, обрядовые, семейные песни формировали знания у младшего поколения определённых общественных форм жизни, её устои, взаимоотношения людей. А в таком жанре как песни-страшилки говорится о последствиях неверных поступков.
Таким образом, можно заметить, что народная певческая традиция, это проверенная веками школа жизни. Недаром многие писатели-классики говорили, что песня, – это душа народа. Особую роль, как воспитателя народа песня играла в период, когда народ был не грамотен. Вся воспитательная информация для народа передавалась посредством песни и пения.
Может ли такая школа воспитания народа ныне устареть? Зная силу её воздействия, песню всегда брали на вооружение разные политические группы, партии и Государства. И особенно активно ныне занимается формированием сознания через песню шоу-бизнес и западные рок-группы. Не удивительно, что кумирами молодёжи, но теперь уже за многие десятилетия и взрослого поколения стали западные шоумены типа Леннана, Маккртни и т.д.
Но не родная национальная песня, связывающая все поколения в одно генеалогическое древо жизни.
Поэтому удаление из программы общеобразовательной школы урока пения нанесло непоправимый удар по физическому и нравственному здоровью народа. Разорвало духовно-генетическую связь поколений.
Работа с «гудошниками»
Нередко, проходя мимо поющей группы в детском саду, в школе или пытающихся петь взрослых, можно слышать, как лишь один только голос воспроизводит мелодию, остальные же просто выкрикивают слова. Ныне уже в общественном сознании сформировалась точка зрения, что люди выкрикивая слова, якобы поют песню.
За многие десятилетия отсутствия пения в школе наш народ утерял не только навык пения двух или трёхголосных песен, но и вообще представление о пении. Мы уже не услышим в застолье или на свадьбе не только стройного многоголосного пения, но и вообще пения гостей. Говорят, что нет способностей, что якобы «медведь на ухо наступил», что мы не артисты и т.д.
Часто преподаватели музыки, имеющие специальное образование, сетуют на то, что в классе или группе детского сада более половины от природы – «гудошники». Но заметим, ещё до середины 50-х годов прошлого века, не имеющие образования люди в сёлах, пели и умели передавать свои навыки пения детям. Каждая семья была певческим ансамблем. Люди не знали выражения «медведь на ухо наступил».
Обратим внимание на то, как народная песня способствует эффективному решению проблемы так называемых «гудошников».
Песни, звуковой объём которых составляет большая терция или кварта, воспринимаются и воспроизводятся как естественная речь. Если при этом в звукообразовании исходить из естественной речи, то, как показывает практика, интонация у детей быстро выправляется. В народной практике первичные интонационные формы возникали на основе речевой интонации и затем закреплялись певческой практикой.
Причиной неточного интонирования нередко является слабая атака звука, не опертость звука на дыхание, слабость голосовых мышц, вялость всех органов, участвующих в звукообразовании.
Душевная скованность, стеснительность, робость также не способствуют чистому интонированию мелодии. Немаловажную роль играет выбор тональности, в которой будет исполняться песня. Она должна быть удобна всей группе и в первую очередь «гудошникам».
Бывают случаи, когда учащийся не попадает ни на один из звуков мелодии. В этом случае целесообразно исходить из того звука, который он воспроизводит голосом. Необходимо подстроиться к нему своим голосом и инструментом, и, соединившись с ним, попеть его звук или его неверную интонацию.
При этом важно подчёркивать то, что у учащегося получается. Затем попросить его спеть другой звук или одну из фраз песни. Снова подстроиться к нему. При этом интонация должна иметь неширокую тесситуру.
Работая с одним « гудошником» или с группой, при этом нужно постоянно их подбадривать, так как в присутствии других детей у некоторых чувство стеснительности, замкнутости не позволяет внутренне раскрыться, опереть звук на дыхание.
Кстати, на вдох перед атакой звука необходимо постоянно обращать внимание, особенно при пении высоких звуков. Атака звука должна быть твёрдой, уверенной. Многие дети и взрослые нередко поют на выдохе с зажатыми горловыми мышцами.
Необходимо постоянно обращать внимание поющего на то, где начинается и кончается фраза.
Нередко для формирования чистого интонирования, используются частушки. Они повышают эмоциональный тонус.
Учитель пения обязан быть не только тонким музыкантом, певцом, физиологом, врачом, разбирающимся в природе звукообразования, но и психологом.
Должен видеть подлинные причины детонации, которые нередко связаны с болезнью голоса, горла, носа, других органов, с плохим настроением и т. д.
Переход к песням с более широкой тесситурой должен осуществляться после уверенного усвоения песен неширокого диапазона. Если, например, в детском садике, каждый год прибавлять по одному тону, то к выпуску из детского сада рабочий диапазон голосов детей может быть равен октаве.
Следует особо отметить, что игнорирование последовательности в певческом развитии отстающих учащихся с каждым годом ведёт к увеличению их числа, и это, в свою очередь, делает невозможным развитие остальных детей.
Именно поэтому приходится слышать на уроках музыки вместо пения сплошной гул или мелодекламацию всего класса на фоне единственного голоса учителя, поющего верную мелодию.
Необходимо выравнивать певческие навыки. Если этого не сделать, то все участники ансамбля, не слыша ладовых опор песни, тоже станут «гудошниками».
Большую роль играет подбор репертуара в соответствии с возможностями исполнителей. Подлинные народные песни, которых записано и опубликовано многие тысячи, являются самым благодатным материалом. И здесь встаёт вопрос умелой аранжировки народной песни руководителем коллектива в соответствии с тем уровнем, на котором находится его коллектив.
Очень важно учителю пения не ошибиться в определении типа голоса. Нередко детонация связана с тем, что у поющего очень низкий голос, а песни подаются в высокой тональности. Верный выбор тональности и неширокая тесситура песен – одно из главных условий достижения чистого интонирования особенно для начинающих.
Роль пения в жизни человека
С древнейших времён людям известна целительная сила звуков воспроизводимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно на профессиональной основе, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Под профессиональной основой имеется в виду большой комплекс навыков, методов, стилей звукообразования и интонирования голосом в целях создания музыкального образа.
Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению гортань, производящая звук – вторая душа человека. Голос, укрепляясь в процессе певческой тренировки, оздоравливает весь организм. Очень важно беременным женщинам, как будущим мамам, знать и петь спокойные колыбельные песни. Полезно слушать музыку, но еще полезнее создавать её, так как во время пения звуковые волны активизируя организм матери, улучшают развитие ребенка, влияя на его организм.
Пение помогает избавляться от стрессов
Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства. Пение в ансамбле соединяет людей в одном эмоциональном порыве или образе, снимает при этом подавленное настроение. Человеку, поющему всегда легче всего выходить из состояния стресса, приводя нервную систему в нормальное состояние.
Заметим, что даже речевая интонация, в той или иной фразе, вызывает определённое настроение, как у говорящего, так и у слушателей.
При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение, цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание. На это имеются определённые методики.