Место практики в структуреОП
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
профессиональная переподготовка
Донецк 2017г.
Целипрактики
Во время педагогической практики слушателям необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Основной целью педагогической практики слушателей дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки«Педагогическое образование: Педагогика общего, среднего и высшего профессионального образования»является применение профессиональных знаний в практической деятельности.
Общими целями педагогической практики являются:
- формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности;
- развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности и формирование педагогического мышления;
- формирование умений самостоятельной организации учебно-воспитательного процесса;
- формирование умений осуществления педагогического наблюдения и анализа педагогической действительности;
- формирование профессионально значимых качеств личности;
- формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие потребности в постоянном самосовершенствовании.
Задачипрактики
Задачи педагогической практики определяются в соответствии с поставленными выше целями. Общими задачами педагогической практики являются:
- введение слушателя в реальную ситуацию образовательной организации;
- создание условий для практического применения знаний дисциплинпсихолого-педагогического цикла, профильных дисциплин и методик преподавания профильных предметов;
- формирование и совершенствованиепрофессионально-педагогических умений и навыков;
- созданиеусловий для успешнойсамореализации слушателей в дальнейшей педагогической деятельности;
- формирование у слушателей целостного представления об особенностях психолого-педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии;
- формирование мотивации к осуществлению профессиональной деятельности и ееповышение, формирование профессиональной позиции;
- развитие навыков владения основами речевой профессиональной культуры;
- формирование готовности к взаимодействию с обучающимися, с детьми, коллегами, родителями, к работе в коллективе;
- развитие способности организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;
- овладение умениями и навыками оформления и ведения специальной профессиональной документации;
- освоение современных педагогических и психологических технологий;
- формирование умений и навыков проведения занятий по различным методикам.
Формыпроведенияпрактики
Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях
и организациях предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования детей, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципальных образований в соответствии с государственными образовательными стандартами и государственными требованиями.
Содержание педагогической практики
Производственная педагогическая практика проводится в течение трех недель.
Первый день практики – установочная конференция, знакомство с планом практики, перечнем выполняемой работы, предоставляемой отчетной документацией.
Каждый день слушателяорганизуется по плану: изучается, анализируется материал в процессе осуществления педагогической деятельности, выполняет задания программы практики.
Заключительный день практики – подведение итогов деятельности слушателей, проводится в форме итоговой конференции.
Формыотчетностипопрактике
По итогам производственной педагогической практикислушателям выставляется дифференцированный зачет. Итоговая оценка за практику выставляется на основе анализа решения слушателями задач практики, отраженных в отчетной документации. Отчетная документация сдается в течение3 дней после окончания практики. Аттестация проходит в форме итоговой конференции по практике, на которой слушатель выступает с отчетом по практике, отвечает на вопросы преподавателей, курирующих практику.
Отчетная документация
По окончании сроков прохождения практики слушателю необходимо представит на кафедру:
Дневник педагогическихнаблюдений во время практики.
Отчет о результатах практики.
Приложение к отчету о результатах практики:
1. Сборник диагностических методик обученностии воспитанности обучающихся.
2. Планы-конспекты проведенных занятий по профильному предмету (не менее 6).
3. План воспитательной работы на период практики.
4. Характеристика обучающегося.
5. Характеристика коллектива обучающихся.
6. План-конспект разработки воспитательного мероприятия.
Формы аттестации по итогам практики: составление и защита отчета(дифференцированный зачет), который проводится через 10 дней после завершения практики.
Критерии оценкипрактики
Оценка отлично ставится при условии:
- полного выполнения объема программы педагогической практики;
- оформления отчетной документации в соответствии с требованиями, прописанными в дневнике практики;
- своевременного представления отчетной документации по практике;
- установления в ходе практики положительных отношений со всеми субъектами-участниками целостного педагогического процесса;
- активного участия в итоговой конференции по практике.
Оценка хорошо ставится при условии:
- полного выполнения объема программы педагогической практики;
- несущественныенеточности в оформлении отчетной документации в соответствии с требованиями, прописанными в дневнике практики;
- своевременного представления отчетной документации по практике;
- участия в итоговой конференции по практике полного выполнения объема программы практики;
- установления в ходе практики положительных отношений со всеми участниками педагогического процесса.
Оценка удовлетворительно ставится при условии:
- не полного выполнения объема программы практики;
- не точность в оформления отчетной документации в соответствии с требованиями, прописанными в дневнике практики;
- своевременного представления отчетной документации по практике;
- не умение устанавливать в ходе практики положительные отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а также несамостоятельности, недисциплинированности;
- неучастия в итоговой конференции по практике.
Учебно-методическое и информационное обеспечениепрактики
Нормативные документы
1. Закон ДНР «Об образовании».
2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 уч. гг.
3. Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 уч. гг.
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ МОН ДНР №23 от 29.01.2015).
5. Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2016/2017 учебный год (приказ МОН ДНР №275 от 01.04.2016).
6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении ДНР (приказ МОН ДНР №86 от 25.03.2015).
а) основная литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
3. Психологические основы педагогической практики студентов / под ред. А. С. Чернышева. – М., 2007. – 183 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 208 с.
5. Дука, Н.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб.пособие / Н.А. Дука. – Омск: Полиграфический центр, 2004. – 137 с.
6. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: теория и практика: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – 3-е изд., стер. – М.: AcademiA, 2007. – 223 с.
7. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. – М.: AcademiA, 2007. – 219 с.
б) дополнительная литература:
1. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.
2. Зебзеева, В. А. Практика в подготовке специалиста дошкольного образования: учебное пособие / В. А. Зебзеева. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
3. Сластёнин, В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб.завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред.В. А. Сластёнина. – М. : Академия, 2008. – 576 с.
4. Агалакова, Е. А. Технология управления качеством образования младшего школьника [Текст]: учебное пособие / Е. А. Агалакова. –Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 111 с.
5. Административное управление воспитательным процессом [Текст]: учебное пособие / сост. Н. П. Кузнецова, Е. В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.
6. Безрукова, В.С. Современный урок в школе [Текст]: в 3-х кн. / В. С. Безрукова. – М. : Сентябрь, 2009. – эл. опт.диск (CD-ROM). – (Электронная б-ка журн. «Директор школы»).
7. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] / сост. С. А. Цабыбин. – Волгоград : Учитель, 2009. – 172 с.
8. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст]: учебно-метод. пособие / И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2009. – 141 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. http://www.web2edu.ruДошкольноеобразование – сайт по дошкольному образованию.
2. http://www.school2100.ru– Инновации в образовании.
3. http://www.inter-pedagogika.ru/lnter-педагогика. Сайт создан для преподавателей, родителей и студентов педагогических вузов и содержит разнообразную информацию по различным аспектам педагогики. На сайте можно найти книги, статьи, словари по педагогике; материалы по педагогической практике, методологии науки, теории образования; статьи и материалы автора сайта, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), Ирины Хоменко; а также много другой полезной информации.
4. https://tanja-k.chat.ru/– Методические материалы в помощь работникам дет-ских дошкольных учреждений.
5. https://www.danilova.ru/– Раннее развитие детей.
6. https://edu.rin.ru/preschool/index.html– Дошкольное образование.
7. https://www.kindereducation.com– Дошколенок.
8. https://azps.ru/baby/index.html– До и после трех.
9. https://ivalex.vistcom.ru/– Все для детского сада.
10. https://detsad-journal.narod.ru/index.htm– Детский сад от А до Я.
11. https://www.detskiysad.ru/– Детский сад.ру
12. https://larisa.h1.ru/– Центр раннего развития Мир детей – Эра Человека Развитого.
13. https://pedsovet.org/Всероссийский интернет-педсовет.
14. https://www.eurekanet.ruИнновационная образовательная сеть «Эврика».
15. https://www.it-n.ru/Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей.
16. http://www.openclass.ruОткрытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества.
17. http://www.profile-edu.ru/Профильное обучение в старшей школе.
18. www.school.eduРоссийский общеобразовательный портал.
19. https://www.setilab.ruСетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех».
20. https://edugalaxy.intel.ru/index.phpСообщество учителей «Образовательная Галактика Intel».
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
профессиональная переподготовка
Донецк 2017г.
Целипрактики
Во время педагогической практики слушателям необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Основной целью педагогической практики слушателей дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки«Педагогическое образование: Педагогика общего, среднего и высшего профессионального образования»является применение профессиональных знаний в практической деятельности.
Общими целями педагогической практики являются:
- формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности;
- развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности и формирование педагогического мышления;
- формирование умений самостоятельной организации учебно-воспитательного процесса;
- формирование умений осуществления педагогического наблюдения и анализа педагогической действительности;
- формирование профессионально значимых качеств личности;
- формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие потребности в постоянном самосовершенствовании.
Задачипрактики
Задачи педагогической практики определяются в соответствии с поставленными выше целями. Общими задачами педагогической практики являются:
- введение слушателя в реальную ситуацию образовательной организации;
- создание условий для практического применения знаний дисциплинпсихолого-педагогического цикла, профильных дисциплин и методик преподавания профильных предметов;
- формирование и совершенствованиепрофессионально-педагогических умений и навыков;
- созданиеусловий для успешнойсамореализации слушателей в дальнейшей педагогической деятельности;
- формирование у слушателей целостного представления об особенностях психолого-педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии;
- формирование мотивации к осуществлению профессиональной деятельности и ееповышение, формирование профессиональной позиции;
- развитие навыков владения основами речевой профессиональной культуры;
- формирование готовности к взаимодействию с обучающимися, с детьми, коллегами, родителями, к работе в коллективе;
- развитие способности организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;
- овладение умениями и навыками оформления и ведения специальной профессиональной документации;
- освоение современных педагогических и психологических технологий;
- формирование умений и навыков проведения занятий по различным методикам.
Место практики в структуреОП
Педагогическая практика базируется на освоении дисциплин: Философия образования, Русский язык и культура речи, Экономика образования, Психология, Введение в педагогическую деятельность, Правовое обеспечение образовательной деятельности, История педагогики, Возрастная и педагогическая психология, Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Это предполагает, что слушатель владеет следующими компетенциями:
- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
- способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способен логически верно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
- способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером каксредством управления информацией;
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
- готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования;
- владением основами профессиональной этики и речевой культуры;
- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;
- способностью использовать возможности образовательной среды, втом числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Слушатель должен соответствовать требованиям к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ДПП и необходимым при освоении практики, т.е. он должен
знать:
- основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
- основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;
- сущность культуры как формы человеческого существования и современные принципы толерантности, диалога и сотрудничества;
- основы естественнонаучных и математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;
- основныезаконы и принципы коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
уметь:
- логически верно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
- работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
- использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;
- взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе;
- использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером каксредством управления информацией;
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
владеть:
- умениями психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
- умениями осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования;
- основами профессиональной этики и речевой культуры;
- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;
- способностью использовать возможности образовательной среды, втом числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая практика является необходимой составляющей подготовки итоговой (аттестационной) работы комплексного характера.
Формыпроведенияпрактики
Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях
и организациях предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования детей, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципальных образований в соответствии с государственными образовательными стандартами и государственными требованиями.