Цикл «Нарушения внимания и обучаемости»
Ежик – вжик
Неугомонный Барсучонок
История про Сашу-«торопыжку» и куклу Роксану
История про невнимательного Петю
Как зайка Никитка друзей нашел (лауреат конкурса в данной номинации)
Сказка про ребенка, который не мог усидеть на месте
История о том, как Люда научилась доделывать дела до конца
Сказка про Васю, который хотел, чтобы все на него обращали внимание
История про Куницу-озорницу
Стратегический совет или Мины в тетрадке
Сказка о том, как Петя с буквами подружился
Песочные часы и Маша (лауреат конкурса в данной номинации)
Часы
Цикл «Решение коммуникативных проблем»
Не улетай, пой, птица!
Сказка о том, как Ялок чуть не попал в беду
История о том, как Миша научился дружить
Сказка о том, как Тёпа научился играть по правилам
Как сбывается мечта
Сказка о том, как Трош подружился с миром (лауреат конкурса в данной номинации)
История о том, как маленький дракончик узнал первые «волшебные слова»
Сказка про девочку, которая не хотела делиться своими игрушками
«День Вовиной вседозволенности»
История про Диму и человека-паука
«Злючка – колючка»
«Волшебная игра»
Сказка о шалунишке, который научился смотреть в сердце
Смех, который не радует, а огорчает
Сколько стоит доверие
Тройка
Как маленький мальчик маме помог
Сказка о том, как один мальчик с птицами подружился
Кто всех глупее
Храброе сердце
Как девочка Маша научилась говорить правду
История про Ванечку, который ругался плохими словами
История про то, как хорошо просить прощения
Предисловие
В рамках проекта «Гиперактивный ребенок» Благотворительного Фонда «Кто, если не я?» с января по май 2010 года в Интернете проводился цикл тренингов по сочинению семейных историй по самопомощи (методика Л.Шапиро).
Семья (это относится и к родным, и к замещающим родителям – приемным и родным детям) начинает по очереди сочинять рассказ. У него есть правила, которым нужно следовать:
1. Начинается он с фразы "Жил-был...", затем представляется имя главного героя (его должны звать не так, как ребенка).
2. Потом вводится в рассказ проблема, с которой он столкнулся (нужно описать ее с точки зрения ребенка). Приводится пример, который позволяет представить проблему в еще большем масштабе.
3. Теперь в рассказе должен появиться "помощник" (но не сказочный персонаж), который переживает за решение этой проблемы ребенком.
4. Предлагается положительный и реалистический выход из положения.
5. Предлагается второй способ решения проблемы.
6. Предлагается ребенку по-новому взглянуть на саму проблему.
7. Придумывается реалистический конфликт, ситуация, с которой герой столкнулся в реальной жизни.
8. Пусть персонаж найдет какое-нибудь решение, справится с проблемой и проявит оптимизм.
9. Нужно сочинить развязку конфликта и вывести мораль истории.
На сочинение истории уходит минут 5. Проведя такой тренинг на сайтах Благотворительного фонда «Кто, если не я?», Академии родителей и «Педагогического интернет-клуба» в форме конкурса сказок, мы получили целый цикл педагогических и психотерапевтических сказок (около 200 сказок) для работы с детьми, имеющими нарушения внимания и синдром гиперактивности.
В тематический цикл вошли сборники:
· «Коррекция двигательной расторможенности»,
· «Самоорганизация поведения»,
· «Коррекция нарушений внимания и проблем обучения».
Представим сказки, которые получили наибольший рейтинг среди родителей и педагогов.
Цикл «Коррекция двигательной расторможенности»
Звездочка
Давным-давно на небе жила одна необычная Звездочка. Она была большой непоседой, и на месте ей не сиделось. То она пыталась подвинуться чуть-чуть вправо, то немножко влево, то начинала крутиться вокруг своей оси.
«Перестань», - говорили ей старшие звезды, – «звезды так себя не ведут!» Она успокаивалась ненадолго. Но звезды не могут двигаться по небу, как захотят, и однажды наша звездочка крутилась - крутилась, вертелась- вертелась, пока не сорвалась. «Ух, ты! Я летаю!» - подумала звезда, и вдруг: «Бултых!» - упала в воду.
И медленно-медленно пошла ко дну. Вокруг все было голубое и прозрачное. Плавали странные рыбы, медузы и морские коньки.
- Привет! – кричала им звезда. – Я с неба!
Морские жители смотрели на нее с удивлением. Они подплывали поближе рассмотреть звезду, а потом рассказывали об этом всем своим знакомым.
- К нам упала звезда ,– говорили они с гордостью, – с середины неба.
И все больше обитателей глубин приплывали на нее посмотреть. Звезде такая жизнь очень нравилась, ведь все вокруг было так необычно! У нее появилось столько новых знакомых! Никто не делал ей замечаний, не говорил вести себя спокойней, наоборот, звезда рассказывала о своем житье на небе, и ее слушали, затаив дыхание.
- Останусь здесь жить! – решила звезда. – Очень уж мне нравится.
Весть о том, то в море поселилась звезда, быстро распространилась. Скоро птицы и ветер донесли ее до звезд.
- Наша непоседа живет в море, – удивлялись звезды, – надо же!
- И очень довольна, - говорили другие, – там прекрасные условия!
Так появились морские звезды.
А теплой летней ночью можно наблюдать, как какая-нибудь звездочка на небе решает сменить место жительства и падает в море.
Скаткова Е.Н., воспитатель ГОУ детский сад 456
Непослушный козлёнок
Жила в глухом лесу добрая коза. У неё, как в знакомой сказке, были козлята. Только их было трое, и имена у козлят были необычные: Алюль, Булюль и Киштаки Саританул.
Алюль и Булюль были очень послушными, благовоспитанными и очаровательными – они нравились буквально всем соседям. А третий козлёнок … Ну просто беда с ним козе. С утра только и слышно: «Где ваш брат?! … Куда убежал?! … Где пострелёнок?! … Смотрите, что натворил!»
Да, Киштаки Саританул, этот негодник, причинял много тревог и огорчений. Но и сам он не обращал внимания на окрики своей мамы. Но самая главная тревога ее заключалась в том, что Киштаки Саританул любил убегать в отсутствие мамы – козы. А ведь в лесу бродит волк - и коза очень боялась, что козленок попадёт в его лапы.
И однажды, как только мама приказала детям никому не открывать дверь, ушла в лес за вкусной травой для козлят, Киштаки Саританул открыл дверь и убежал. Братья звали, пытались остановить его, но он так их не послушал.
Почувствовав свободу, он бегал по лесу, слушал пение птиц и, наконец, скатился с пригорка, попал в красивый, но колючий куст. Козлёнок громко закричал: «Бе – бе – бе!» Ему было очень больно от колючек, которыми был покрыт куст. Это был куст шиповника, цветы которого внешне напоминали садовые розы. Киштаки Саританул вылез из куста, вытащил из своей шёрстки шипы и поскакал дальше. Настроение у него испортилось, да еще он проголодался.
Ему встретилась целая поляна зелёной травы. Он забежал на неё, решил подкрепиться, стал жевать и вдруг почувствовал, что всё у него как будто зажглось – и во рту, и во всём теле. Он выскочил оттуда, ничего не понимая (он и не знал, что это были заросли крапивы, которая очень жжётся).
Забился Киштаки Саританул с ипуга под осину, а она затрепетала своими шумными листьями, как бы говоря: «Так тебе и надо, непослушный козлёнок. Надо слушаться свою маму. Нельзя убегать от нее».
Отдохнув немного, Киштаки Саританул побежал домой, решив: «Если мамы и братьев нет – кто удивится моим проделкам? А совершать проделки просто так неинтересно». С тех пор он один не убегал, только с другими козлятами и с разрешения мамы.
Помощник воспитателя ГОУ д/с № 456,
Скляр Е.М.
Сказка о маленьком Чирике
В одном сказочном лесу жила-была семья птиц. Семья эта была очень большая: папа - Чик, мама – Чики и много-много маленьких птенчиков. Их было шестеро: старший и старшая Чирики, средний и средняя Чирики, младшенькая и младшенький Чирики. И последний такой заводной был… А звали их так потому, что они только и делали, что чирикали, выпрашивая еду. Но как же их родители, которых всего двое, могли накормить всех шестерых и досыта?! Летать они не умели пока еще, и по лесу постоянно доносилось из их гнездышка в разные стороны: «Чирик-чирик!»; «Чирик-чирик».
Младшенький Чирик, когда так чирикал, постоянно из гнезда вываливался. В гнездышке места мало совсем, да он еще и толкает всех, чирикает громче всех.
Все звери в лесу знакомы были с этой проблемой: вот, например, бежит ежик, видит мама – Птица летит, он и кричит ей: «Птица, твой младшенький опять из гнезда выпал, медведь его поднял и обратно положил…». Так и продолжалась эта история изо дня в день. Никак не мог маленький Чирик усидеть на месте! Что только переживающие за него родители ни делали: и поспокойнее быть уговаривали, и ругались на него, и объясняли, что может крылышки себе все поранить… и не только крылья. Но ничего Чирик не мог с собой поделать, а летать, к сожалению, пока не умел.
И вот, как-то раз, младшенький Чирик, сидя в гнезде рядом с братьями и сестрами, пока родители улетели, поссорился со старшим Чириком, замахнулся на него да и вывалился от злости из гнезда. А внизу… лиса притаилась. Уже и пасть открыла.
Чирик падает, а сам думает: «Я же сильный! Я справлюсь!!!» и… ПОЛЕТЕЛ! Сам! Высоко-высоко! Покружил немного над гнездом, да и сел обратно. Лиса так и осталась внизу облизываться. К тому времени уже все звери леса собрались посмотреть, как же наш Чирик теперь летает.
Возвращаются родители домой, в гнездо, с червячками, а по дороге им звери все встречаются и говорят: «Чик и Чики! Ваш малыш летает! Научился!» С тех пор Чирик вместе с родителями стал за пищей братьям и сестрам летать. Вот такой малыш: самый непослушный был, а стал самым большим помощником!
Воспитатель детского сада, А.И. Петрова