Этика организованных отношений
Поскольку в нашем обществе работа и отдых, производство и потребление основываются главным образом на
[558]
крупной организации, очевидно, что она оказывает заметное влияние на наше поведение и его оценку. Что касается чисто личных отношений, мы можем предположить, что они сами о себе позаботятся, а совет и руководство понадобятся, только если дела пойдут плохо. В сфере же организованных отношений эти отношения создает организатор, и вряд ли можно будет ожидать здесь удовлетворительных результатов, если не строить их на базе знания, морального чувства как социально осознанные. Психологический и моральный кризис нашего времени в большей степени объясняется тем, что промышленная революция создала свою новую организацию очень быстро и у нее не было времени осознать психологическое и моральное значение происходящих изменений. Социологи уже давно знают, что если существует разрыв между принципами организации и психологическими потребностями индивида и если институтам не удается заручиться поддержкой людей, в них работающих, то чувства людей ожесточаются и возникает общее чувство неудовлетворенности, мешающее конструктивному развитию.
В области крупной организации труднее найти один пример, иллюстрирующий проблему. Эта трудность вытекает из того факта, что в мире организованных отношений, более чем в других областях, новая этика не ограничивается какой-либо одной фазой всего социального процесса, а пронизывает всю модель, координирующую вклад участвующих в ней индивидов. Здесь никто не ищет добродетели в изоляции, все вытекает из нового духа, которому подчиняется организация фабрик, школ и сферы обслуживания. Поэтому вместо того чтобы приводить в качестве примера какой-то единичный опыт или поднимать отдельную проблему моральной казуистики, я лучше попытаюсь показать зависимость различных моральных вопросов на современном предприятии друг от друга, от характера и духа организации в целом.
Будущее развитие этих областей частично зависит от объективного характера организованных отношений на предприятии,т. е. от тех потребностей, которые они должны удовлетворять, и частично от многообещающих тенденций нового времени, которые по-новому пытаются удовлетворить эти потребности. В отношении последних тенденций христианам придется решать, насколько они соответствуют глубинному опыту, называемому нами христианским. Что касается первых, то мы лишь можем оценить переоценки в сфере организованных отношений, например на фабрике, если нам удастся понять основные потребности, которые пытается удовлетворить новая этика. Эти основные потребности имеют двоякий характер: 1)они должны гарантировать объективный и эффективный рабочий порядок; 2) они должны удовлетворять психологическим потребностям индивида81.
[559]
В качестве эксперимента я попытаюсь перечислить некоторые потребности, которые должна учесть любая этика организованных отношений, к примеру на фабрике. Любое организованное отношение имеет: 1) свои санкции - начиная от телесных наказаний и кончая штрафами, моральным осуждением и т. д.; 2) свою дисциплину - расписание, устоявшиеся привычки, связанные с работой, и т. д.; 3) кодекс поведения - по отношению к коллегам, руководству и т. д.; 4) распределение ответственности - индивидуальной и коллективной; 5) стимулирование труда и вознаграждения - премии, наслаждение техническим мастерством, желание получить признание и т. д.; 6) интеллектуальную оценку цели труда, более или менее соответствующую нашей социальной системе; 7) социальный престиж труда;
8) социальную иерархию внутри предприятия и т. д.
Все это определенные этапы в системе оценок, и любая попытка переоценки должна подробно рассмотреть каждый из этих этапов. Они должны удовлетворять потребность коллективной эффективности, а также принести моральное и психологическое удовлетворение тем, кто занят этой работой.
Важно отметить, что как коллективная эффективность, так и психологическое удовлетворение может быть обеспечено с помощью различных систем, и переход от одной этики к другой состоит в переходе от одной технологии социального удовлетворения и этических оценок к другой (трансформации социальной технологии и ее ценностных аспектов)82.
Именно здесь появляется проблема Нового Духа. Мы не можем создать его. Только если этот новый дух уже имеется, мы можем усилить в нем нужные нам тенденции. Я могу лишь экспериментально поставить мой личный диагноз новым тенденциям, которые уместны с нашей точки зрения. Это, с одной стороны, тенденция к авторитарности, пронизывающая все наши организованные отношения. Существует также тенденция внесения в сферу труда военной модели приказа и слепого повиновения. С другой стороны, часто действуют сильные скрытые тенденции, антифашистские, антикоммунистические и антикапиталистические, представляющие собой совершенно новые устремления мужчин и женщин. Они пока еще не образуют новой последовательной системы, однако возникают то там, то здесь под революционизирующим влиянием войны и независимо от политической организации общества.
1. Происходит общая переоценка, возникшая в экономической организации и направленная от чисто финансовых расчетов к мышлению в рамках «органического благосостояния»83. Раскин выразил эту тенденцию в следующих словах:
«Нет богатства, есть жизнь». Сама война вынудила нас отбросить денежные расчеты и рассматривать в качестве
[560]
истинного богатства природные и людские ресурсы. Расчеты отдельных расходов (например, сколько фирма тратит на выплату заработной платы) постепенно заменяются расчетами «социальных расходов» (например, во сколько обществу обходится безработица в целом).
2. Параллельно этому в сфере трудового стимулирования наблюдается тенденция перехода от чисто финансового вознаграждения к стимулу Служения. Этому соответствует растущее желание в признании и самореализации в труде, а также потребность в более целеустремленном труде.
3. Что касается основных психологических потребностей, то наблюдается тенденция перехода от мира, в котором господствовали либо преувеличенное стремление рантье к безопасности, либо авантюризм предпринимателя и спекулянта, к интегральному подходу, в котором общая безопасность в отношении обеспечения основных потребностей соединяется с коллективным предпринимательством в социальной и культурной сферах.
4. Наблюдается также переход от понятия свободы, воплощающего финансовые капиталовложения и спекуляции, к формам этого понятия, требующим творчества и в других жизненных сферах. Так, кампания по расчистке трущоб, создание поселений и обеспечение прогресса в образовании требуют не меньше инициативы и изобретательности, чем создание независимых экономических предприятий.
5. И наконец, существует тенденция к истинной демократии, возникающая из неудовлетворенности бесконечно малым вкладом, гарантируемым всеобщим избирательным правом, в демократию, которая посредством осторожной децентрализации функций наделяет всех членов общества творческой социальной миссией. Такая истинная демократизация требует, чтобы каждый получал настоящее образование, которое не стремилось бы прежде всего удовлетворять потребности в социальном отличии, а позволяло бы нам адекватно понять модель той жизни, в которой мы живем и действуем.
Эти тенденции частично перекрывают друг друга, частично противоречат другим существующим в данной системе тенденциям. Они слишком демократичны, чтобы развиваться соответствующим образом в тоталитарных системах; они слишком далеко выходят за рамки кругозора экономического человека прошлой эры, для того чтобы полностью раскрыться в рамках неплановой демократии.
При существующих обстоятельствах эти тенденции не обязательно пробьют себе дорогу, однако это здоровые тенденции, возникающие и действующие не на поверхности, а в недрах общества: и те, кто стремится к планированию ради
[561]
свободы, должны сделать все, что в их силах, для усиления этих тенденций. Существует реальная возможность того, что после войны борьба между антагонистическими догматическими системами закончится и появится желание развивать возможности, которые в настоящее время можно назвать скрытыми тенденциями третьего пути.
Я сознаю тот факт, что увлечение гуманистическим аспектом организованных отношений на фабриках, на государственной гражданской службе и в других местах без реорганизации основ экономической структуры может быть неправильно использовано теми, кто хочет изменить лишь поверхностные человеческие отношения и игнорирует структурную реорганизацию общества. Единственное средство против такой ошибки - социальное осознание. Точно так же как в длительной перспективе невозможно гуманизировать досуг и фабричные отношения в рамках диктатуры, где модель команды и послушания распространяется на все отношения, так и невозможно гуманизировать фабричные отношения, пока основой расчетов остается эффективность, выраженная денежной прибылью вместо социального благосостояния.
Примечания
1 Позволять действовать, позволять идти своим ходом (стихийное приспособление), (франц.) - Прим. ред.
В этой книге термины «laissez-faire» и «либерализм» используются в качестве идеальных типов, т. е. термин не обозначает точно реальность такой, как она есть или была, а сознательно подчеркивает определенные черты, соответствующие целям изложения и господствующим в нем оценкам. Без выделения таких идеальных типов, необходимых для понимания противоречий, было бы невозможно доказать свою точку зрения в политической дискуссии.
С другой стороны, справедливость по отношению к источнику, из которого мы черпаем средства нашего существования, будет восстановлена, если мы напомним читателю, что либерализм ни в своей философии, ни на практике никогда полностью не соответствовал тому, что может быть названо чистым laissez-faire, т. е. верой в то, что самоприспособление как в экономической области, так и в других сферах социальной деятельности стихийно ведет к равновесию. Классический английский либерализм никогда не требовал полного отсутствия контроля.
Тем не менее, после того как сделаны эти оговорки, остается верным то, что идеология laissez-faire ориентирована на нечто вроде стихийного самоприспособления и в своей преувеличенной форме частично несет
[562]
ответственность за распад общественного контроля на последних фазах капиталистической демократии, когда развивалось не равновесие, а кризис и монополии.
См. мою книгу «Man and Society in an Age of Reconstruction: Studies in Modern Social Structure (3rd ed., London, 1942), особенно m.V. Данная глава представляет собой краткий пересказ и дальнейшее развитие мыслей, высказанных в этой книге, где читатель может найти более подробное исследование многих указанных здесь проблем. Более того, автор работает над книгой «Суть демократического планирования», в которой более систематически будут исследованы различные аспекты планирования.
Е. Durkheim. On the Division of Labour in Society (transl. by Simpson:
New York, 1933).
Понятие ценности, лежащее в основе настоящей дискуссии, умышленно является односторонним. Оно представляет собой социологический функциональный подход. Оно не исключает, однако, других подходов, а оставляет для них место. Среди прочего мы имеем дело не с различиями, относящимися к внутренним качествам различных ценностей, а с социальной функцией, которую они выполняют. Рекомендуется, однако, не начинать дискуссию на высшем уровне, а рассмотреть лишь ее простейшие аспекты.
Читатель, очевидно, заметит, что в главах II и V настоящей книги автор применяет функциональный подход, а в последней, главе VII, иногда выходит за рамки этого подхода и вводит в анализ внутреннюю качественную оценку ценностей.
5 См.: С.Н. Cooley. Social Organisation: A Study of the Larger Mind (New York, 1909).
6 R.H. Tawney, The Acquisitive Society (London, 1921). К данному параграфу имеет также отношение работа: L.L. Bernard. Conflict between Primary Group Attitudes and Derivative Group Ideals in Modem Society, American Journal of Sociology, vol. 41.
7 Чикагская комиссия по расовым отношениям, The Negro in Chicago:
A Study of Race Relation and a Race Riot (Chicago, 1922). Дополнительная литература
К. Young, «Primitive Social Norms in Present-Day Education», in Social Forces, June, 5, 1927.
W.I. Thomas, «Persistence of Primary Group Norms in Modern Education», in Contribution of Modern Science to Education.
Th. Veblen, «Christian Morals and the Competitive System», in International Journal of Ethics, vol 20,1910.
Th. Veblen, «Cultural Incidence of the Machine Process»,in his Theory ofBusiness Enterprise.
F. Knight, «Religion and Ethics in Modem Civilization»,in The Journal ofLiberal Religion, voh III, № 1.
R.A. Woods, «The Neighbourhood in Social Reconstruction», in Publications of the American Sociological Society, vol. viii., 1913.
См. C. Luetkens, Die deutsche Jugendbewegung: Ein soziologischer Versuch (Frankfurt a. M., 1925).
8 E.Y. Hartshorne, German Youth and the Nazi Dream of Victory (New York and Toronto, 1941).
Для обсуждения социологии подростков важны статьи Е.В. Reuter, M. Mead, R.G. Foster и др., посвященные социологическому исследованию подростков в American Journal of Sociology, July, 1936. См. также M. Mead, Coming of Age in Samoa (New York, 1928); С.В. Zachry and M.C. Lighty, «Report on the Study of Adolescence of the Commission on Secondary School Curriculum», Emotion and Conduct in Adolescence (New
[563]
York, 1940); P. bios, The Adolescent Personality (New York); H.P. Rainey (ed.), How Fares American Youth? (Washington, D.C.); F. Redl, «Emotion and Group Leadership» in Psychiatry, 1942; E. De A. Partridge, Leadership among Adolescent Boys (Bureau of Publications, Teachers Gollege, Columbia University, New York, 1934). Особый интерес представляют публикации Американского совета по образованию подростков-негров:
J. Dollard and A. Davies, Children of Bondage; C.S. Johnson and F. Frazer, Negro Youth at the Gross-roads; W.L. Warner, et at., Class and the Color Barrier; а также резюме этих исследований у E.L. Sutherland, Class, Color and Personality,
Из английской литературы см. А.Е. Morgan, The Needs of Youth (London, 1939); «The Young Adult In Wales», Report of the South Wales Council of Social Service, Cardiff; J.M. Brew, In The Service of Youth (London, 1943); P. Jephcott, Girls Growing Up (London, 1943).
и В процессе восхождения нацистской партии эта типичная позиция подростков была усилена позицией аутсайдеров, в которую были загнаны почти все классы населения Германии сначала инфляцией, а затем экономическим кризисом 1929 г. Это одна из причин преобладания в нацистской партии молодежных групп, а также групп, которые больше других пострадали от депрессии и не видели для себя будущего при старой системе. (См. Hans Gerth, «The Nazi Party: Its Leadership and Composition», in American Journal of Sociology, January 1941). Вот некоторые статистические примеры: а) Преобладание молодежи в партии Гитлера (по книге Герта, с.530):
Возрастной состав в процентах от общего населения в 1931, 1932 и 1935 гг. по сравнению с возрастным составом социал-демократической партии в 1931 г. и общего населения старше 18 лет в 1933 г. (исключая Саар, Австрию и Судеты).
Возрастные группы | Национал-социалистическая партия | Социал-демократическая партия | Общее население | ||
годы | |||||
18-30 | 37,6 | 42,2 | 35,4 | 19,3 | 31,1 |
31-40 | 27,9 | 27,8 | 27,9 | 27,4 | 22,0 |
41-50 | 19,6 | 17,1 | 20,8 | 26,5 | 17,1 |
после 50 | 14,9 | 12,9 | 15,9 | 26,8 | 29,8 |
Из 11160 учителей, работающих на неоплачиваемых должностях в Гитлеровской молодежной организации на 1 октября 1937 г., люди старше 40 лет составляли 15,8%, от 30 до 40 лет - 40,5%, моложе 30 лет -4.2% (Frankfurter Zeitung, August 3,1938).
б) Распределение членов нацистской партии по профессиональным группам в 1933 и 1935 гг. (по Герту с.527)
Профессиональная группа | Члены партии | Общее количество занятых* | ||
годы | ||||
Люди физического труда | 31,5 | 32,1 | 46,3 | 38,5 |
Чиновники с белыми воротничками | 21,1 | 20,6 | 12,5 | 12,5 |
Независимые* | 17,6 | 20,2 | 9,6 | 9.6 |
Служащие | 6,7 | 13,0 | 4,6 | 4,6 |
Крестьяне | 12,6 | 10,7 | 21,1 | 28,9 |
Прочие" | 10,5 | 3,4 | 5,9 | 5,9 |
* Сельскохозяйственные рабочие, работающие по найму и вошедшие в третьей колонке в разряд «людей физического труда», в четвертой колонке отнесены к «крестьянам», так что в разряд людей физического
[564]
труда попали только занятые в несельскохозяйственной сфере, т. е. преимущественно городские жители.
+ Искусные ремесленники, профессионалы, купцы и т. д., за исключением независимых крестьян.
++ Домашняя прислуга и несельскохозяйственные работники по дому. Вторая и третья группы, в которых высок Процент членов нацистской партии, состоит из людей, сильнее всего пострадавших от инфляции и опустившихся по социальной лестнице. И хотя первая группа людей физического труда - городской пролетариат, и пятая группа - крестьян -также сильно пострадали от экономической депрессии, у них не возникла социальная озлобленность и их позиция аутсайдеров была с психологической точки зрения иной.
12 Речь идет о второй мировой войне. - Прим. ред.
13 по желанию (лат}. - Прим. пер.
14 Тем временем был опубликован Атлантический устав и появилась большая готовность обсуждать проблемы восстановления на уровне общих абстракций или конкретных механизмов. Однако остается фактом отсутствие динамических идей и творческого видения, которые одни только способны интегрировать общество и организовать совместную деятельность.
15 дух (франц.}. - Прим. пер.
16 После того как это было написано, в Великобритании была создана Национальная молодежная служба. Посмотрим, как она будет действовать.
17 унификация: присоединение к господствующим взглядам (в фашистской Германии) (нем.). -Прим. пер.
18 См. описание жизни в нацистском рабочем лагере для девочек в работе Hartshorne E.Y., German Youth and the Nazi Dream of Victory, New York and Toronto, 1941, p.20 ff.
Дополнительная литература по теме
Klaus Mehnert, Youth in Soviet Russia (перев. М. Davidsohn: London, 1933)
H. Spaull, The Youth of Russia (London, 1933)
G.F. Kneller, The Education Philosophy of National Socialism, published for the Department of Education in Yale University (Yale and London, 1941) (with extensive bibliography)
A. Thorburn, «Psychological and Other Aspects of Recent Trends in German Education», in British Journal of Educational Psychology, vols. V -VI., 1934-36.
Betty and Ernest K. Lindley, The New Deal for Youth (New York, 1939).
«Youth Education To-day», in Sixteenth Yearbook of the American Association of School Administrators, National Association (Washington, 1938).
American Youth Commission, A Program of Action for American Youth (Washington, 1939).
R. Schairer, «What English War Education teaches the World», in The Journal of Education and Sociology (New York, October, 1941).
19 В качестве дополнения к тому, что было сказано в тексте, я упомяну некоторые из моих публикаций, посвященные назначению и форме социологии.
К. Mannheim, Die Gegenwartsaufgaben der Soziologie (The Task of Sociology in the Present Situation). Вступительная лекция при открытии конференции преподавателей социологии в германских университетах, проходившей во Франкфурте на Майне в феврале 1932 г. (опубликована только в Германии, Тюбинген, 1932).
К. Mannheim, «The Place of Sociology», in The Social Sciences: Their Relations in Theory and in Teaching (London; Le Play House Press, 35 Gordon Square, 1936).
[565]
К. Mannheim, «Adult Education and the Social Sciences», in Tutors' Bulletin of Adult Education, Second Series, No. 20 (February 1938). K.Mannheim, «German Sociology, 1918 - 33», in Politica (February 1934). См. также M. Ginsberg, «The Place of Sociology»; A.M. Carr-Saunders, «The Place of Sociology»; Т.Н. Marshall, «Report on the Teaching of the Social Sciences», in The Social Sciences: Their Relations in Theory and in. Teaching (London, 1936).
C.A. Beard, «A Charter for the Social Scinces (Report of the Commission on the Social Studies)», in American Historical Association (New York, 1932);
L.C. Marshall and R.M. Goetz, «Curriculum - Making in the Social Studies -A Social Process Approach (Report of the Commission on the Social Studies)», in American Historical Association, Part XIII (New York, 1936);
E. Horn, «Methods of Instruction in the Social Studies (Report of the Commission on the Social Studies)», in American Historical Association, Part XV (New York, 1937); The Social Studies in General Education, Report of the Committee on the Function of the Social Studies in General Education for the Commission of Secondary School Curriculum (New York and London, 1938);
Frederick William Roman, La Place de la Sociologie dans L'Education aux Etats-Unis (Paris, 1923); A. Walther, Sozilogie und Sozialwissenschaften in Amerika (Karlsruhe, 1927); F.B. Karpf, American Social Psychology: Its Origins, Development and European Background (New York, 1932).
Дополнительная литература
A. Flexner, Universities, American, English, German (Oxford, 1930). R.M. Hutchins, The Higher Learning in America (New Haven). N. Foerster, The American State University.
A.M. Carr-Saunders, «The Function of Universities in the Modern World», in Sociological Review, vol 32, 1940. A. Lowe, The Universities in Transformation (London, 1940). F. Clarke, Essays in the Politics of Education (London, 1923). F.CIarke, Education and Social Ghange: An English Interpretation (London, 1940).
F. Clarke, «The Social Function of Secondary Education», in Sociological Review, 1941.
Sir Richard Livingstone, The Future in Education (Cambridge, 1941). Sir Richard Livingstone, Education for a World Adrift (Cambridge, 1943). A.G. Stead, The Education of a Community - today and tomorrow (London, 1942).
H.C. Dent, A New Order in English Education (London, 1942). H.M. Burton, The Education of the Countryman, International Library of Sociology and Social Reconstruction (London, 1943). M. Reeves and J.Drewett, What is Christian Education? (London, 1942). F.H. Knight, «Theology and Education», in American Journal of Sociology, 1938. M.W. Kotschnig, Unemployment in the Learned Professions (Oxford, 1937). John Dewey, School and Society (Chicago, 1910). John Dewey Democracy and Education (New York, 1914). W.H. Kilpatrick, Education for a Changing Civilization (New York, 1931). I.L. Kandel, Competing Theories of Education (New York, 1938). C.A. Beard, The Unique Function of Education in American Democracy, prepared for the Educational Policies Commission of the National Education Association, 1937
J.V. Nef, United States and the Future of Civilization. J.H. Newlon, Education for Democracy in Our Time (New York, 1940)..
[566]
R. Ulich, Fundamentals of Democratic Education (New York, 1940). A.N. Whitehead, The Aims of Education and other Essays (New York, 1929).
См. также мою работу «The Sociology of Human Valuations: The Psychological and Sociological Approach», in Further Papers on the Social Sciences: Their Relations in Theory and in Teaching, edited by J.T.Dugdale (London: Le Play House Press, 35 Gordon Square, 1935).
Унификация, приобщение к господствующей идеологии (нем.) (в фашисткой Германии).
Я умышленно даю гибкое определение термину «приспособление», оставляющее место для более тщательного анализа смысла этого слова. Приспособление вовсе не обязательно означает механическое приспособление, в котором возможен только один ответ на данный стимул. И действительно, имеет место прямо противоположный факт. Любое истинное приспособление человека к социальным условиям - это «творческое приспособление», в котором «весь организм» соотносится со «всем окружением». Творческое приспособление поэтому постоянно освобождает новую энергию; это процесс «дать - взять» между первоначальными условиями и человеком; это прогрессивный опыт. Кроме этого, см. по данной теме М.Р. Follett Creative Experience (London and New York, 1924).
W.I. Thomas and F. Znaniecky, The Polish Peasant in Europe and America (New York, 1927), 2 Vols., особенно pp. 87-106.
Jessie Taft, The Dynamics of Therapy in a Controlled Relationship, ch.ii, «Thirty-one Contacts with a Seven-Year-Old Boy» (New York, 1933). См. также J. Dollard, Criteria for the Life History (опубликовано для Института Гуманитарных отношений Yale University Press, New Haven, 1935); см. особенно pp. 76 f. 25 Karen Homey, The Neurotic Personality of Our Time (London, 1937).
M.W. Wuiff, «Widerstand des Ich-ldeals und Realitatsanpassung», in Internationale Zeitschriftfur Psychoanalyse, vol. 12, 1926.
Исследование этих норм, которые удовлетворяют потребности подсознательного в сознании, только начинается и поэтому невозможно сформулировать ни позитивные, ни негативные правила или связи, Однако признание существования потребностей подсознательного необходимо подчеркнуть для того, чтобы избежать претенциозного подхода, возомнившего о себе, что он может вмешиваться во что угодно. Есть, конечно, что-то общее между слепым традиционализмом, для которого все старое священно, даже если его вредные последствия весьма очевидны, и тем видом утилитаризма, который рассматривает работу социального философа как своего рода инженерное искусство, основанное на ограниченном понятии эффективности. В противоположность этому есть форма рационализма, которая не уклоняется от использования разума, но связывает его с чувством творческой эволюции. Этот рационализм постоянно отдает себе отчет в том, что существуют силы и импульсы, которые до сих пор оставались незамеченными, так как они появляются лишь в связи с динамическими изменениями. Исследование норм, удовлетворяющих подсознательные потребности, позднее предпринимается еще раз; см. р. 180 ss, 183-184, 185-191, 194-195.
28 R.G. Foster, «SociologicalResearch in Adolescence», in AmericanJournal of Sociology, 1936.
Louis Wender, «The Dynamics of Group Psychotherapy and its Application» (прочитано в Нью-йоркском неврологическом обществе 2 апреля 1935 г.) in The Journal of Nervous and Mental Disease, vol. 84, July-December 1936.
[567]
30 F.M. Thrasher, The Gang: A Study of 1313 Gangs in Chicago, 2nd ed. (Chicago, 1936); J.A. Puffer, The Boy and his Gang (Boston, 1912).
31 A. Aichhorn, «Die Obertragung», in Zeitschrift fur psychoanalytische Padagogik, vol. 10,1936. См. также его работу Wayward Youth (New York, 1935, нем. изд. 1925); Е. Heath, The Approach to the Parent (New York, 1933); K.Moore, «A Specialized Method in the Treatment of Parents in a Child Guidance Clinic», in Psychoanalytic Review, vol. 21.
32 См. по этой проблеме также мою работу «Ideology and Utopia: An Introduction to the Sociology of Knowledge, 2м ed. (London and New York, 1939). См. также A.M. Kornhauser, «Analysis of 'Class' Structure of Contemporary American Society - Psychological Bases of Class Divisions», in G.W.Hartmann and T.Newcomb (editors), Industrial Conflict:
A Psychological Interpretation (New York, 1939).
33 P.Shilder, «The Analysis of Ideologies as a Psycho-therapeutic Method especially in Group Treatment», in American Journal of Psychiatry, vol. 93, No.3, November 1936.
34 В отношении идеологий, касающихся достижения успеха в жизни, см. G. Ichheiser, Die Kritik des Erfolges (Leipzig, 1930).
35 P. Schilder, «The Analysis of Ideologiesas a Psycho-therapeutic Method especially in Group Treatment», in American Journal of Psychiatry, vol. 93, no. 3, November 1936. Выше в характеристике целей и методов Вендора и Шилдера я следовал их аргументации и останавливался на тех положениях, с которыми был согласен сам. Это означает, что особое значение придается механизмам, которые доступны психоаналитическому подходу. Кроме этого, идеологии и утопии коренятся в групповых интересах и потребностях, тесно связанных с давлением, которое испытывают эти группы. Поэтому удаление этих идеологий или утопий дело не только психологического анализа, а вопрос изменения социальной и экономической позиции. Тем не менее, ни чисто психологическое, ни чисто экономическое и социальное приспособление не может быть эффективным, если они изолированны. Интересный анализ был предпринят недавно: Е. Fromm, The Fear of Freedom, The International Library of Sociology and Social Reconstruction (London, 1942).
36 J. Ortega у Gasset, The Revolt of the Masses (London, 1932);
Е. Lederer, State of the Masses (New York, 1940).
3 Полный отчет и ценную библиографию по этим экспериментам можно найти в статье J.F. Dashiell, «Experimental Studies of the Influence of Social Situations on the Behaviour of Human Adults», in C. Murchison, A Handbook of Social Psychology, partvi. (Worcester, Mass., 1935).
38 См. W.O. During, Psychologie der Schulklasse: Eine empirische Untersuchung (A.W. Zuckfeldt Verlag, 1927); A. Kruckenberg, «Die Schulklasse als Lebensform», in Zeitschrift fur padag. Psychologie und experimentelle Padagogik, vol. 25, 1924; A. Kruckenberg, Die Schulklasse (Leipzig, 1926); N.M. Campbell, The Elementary School Teacher's Treatment of Classroom Problems (Bureau of Publications, Teachers College, Columbia University, New York, 1935); Е. Hanfmann, «Social Structure of a Group of Kindergarten Children, American Journal of Ortopsychiatry, 1935,5,407-410.
39 Трудовая школа (нем.). - Прим. пер.
Н. Gaudig, «Freie geistige Schularbeit in Theorie und Praxis», Im Auftrag der Zentralstelle fUr Erziehung und Unterricht (Berlin, 1922); 0. Scheibner, «Der Arbeitsvorgang in technischer, psychologischer und padagogischer Verfassung», в том же выпуске. По проблеме «трудотерапии» и ее применении в этой стране см. также A. Meyer, Philosophy of Occupational Therapy, vol.i. (1924).
[568]
40 cm.m.y. Reaney, The Psychology of the Organized Group Game, with Special Reference to its Place in the Play-System and its Educational Value, Thesis. London. The British Journal of Psychology Monograph Supplements, № 4, 1916; H.C. Lehman and P.A. Witty, «The Psychology of Play Activities (New York, 1927); E. Liss, «Play Techniques in Child Analysis», in American Journal of Ortopsychiatry. vol. 6, January 1936; S.H. Britt and S.Q.Janus, «Towards a Social Psychology of Play», Journal of Social Psychology, 1941.
41 См. Reaney, op.cit.
42 F.H. Allport, Institutional Behaviour (Chapel Hill, 1933).
43 cm.f.c. Bartlett, «Group Organization and Social Behaviour», in International Journal of Ethics, vol. 35, 1924 - 25; R.E. Park, «Human Nature and Collective Behaviour», in American Journal of Sociololgy, vol. 32;
G.L. Coyle, Social Process in Organized Groups, in Contemporary Society Series, ed. by Mac Iver; C.R. Rogers, «The Intelligent Use of Clubs, Groups and Camps», in his The Clinical Treatment of the Problem Child (Boston, New York., etc., 1939); E.B. South, «Some Psychological Aspects of Committee Work», in Journal of Applied Psychology, 1927, vol.ii. 348-368, 437-464;
H.L. Hollingworth, The Psychology of the Audience (New York, 1935);
W.R. Smith, «Social Education in School Through Group Activities»,inPublications of the American Sociological Society, vol. 13, 1918;
S.R. Slavson, Creative Group Education (New York, 1937); W.H. Kilpatrick, Group Education for a Democracy (New York, 1941).
44 В. Bosch, «Massenfuhrer, Gruppenfuhrer», in Zeitschrift fur pa-dagogische Psychologie, vol. 30 (6), 1929; H.W.Busch, Leadership or Group Work, chap.v., «Typesof Group-Leadership» (New York, 1934);
E. A. Partridge, Leadership among Adolescent Boys (New York, 1934).
45 Война предоставляет поле для исследования воздействия на сознание человека групповой интеграции и дезинтеграции. Наиболее ценные результаты могла бы дать хорошо организованная работа специальной группы по наблюдению за происходящими на наших глазах изменениями. Интересный симпозиум по этой проблеме был организован Медицинской секцией Британского психологического общества, на котором с докладами выступили Бейнс, Глоувер, Манхейм. См. мою работу «Changes in Our Psychic Economy Caused by the War», in Internationale Zeitschrift for Psychoanalyse und Imago, vol. 25, London, 1940.
См. также German Psychological Warfare, Survey and Bibliography, ed. by L. Farago and L.F. Grittier, published by the New York Committee for National Morale, 1941, а также статьи по вопросам «морали» в The American Journal of Sociology, vol.xlvii, No 3, November 1941, и в The Journal of Educational Sociology, vol. 15, No. 7,1942, March.
46 Юношеское туристическое движение в Германии до первой мировой войны (нем.).-Прим. пер.
47 Эта глава была написана для группы друзей, христианских мыслителей. За исключением некоторых изменений вся аргументация оставлена в первоначальной форме и служит своей первоначальной цели -стимулированию мысли и вовсе не претендует на окончательное решение поднимаемых в ней проблем.
Эта группа, в которую входили теологи, священники, преподаватели, государственные служащие и писатели, собиралась четырежды в год на конец недели, с тем чтобы осознать происходящие в обществе изменения в их отношении к христианству. Несколько лет назад автор был приглашен как социолог стать членом этой группы и лишь в этом качестве написал настоящие размышления. Вопрос, поставленный перед социологом, может касаться только отношений общества к религии и функций религии в обществе, рассматривающем религию как один из духовных феноменов социального процесса. Социологический подход,
[569]
какими бы ни были его результаты, не может судить о внутренних ценностях христианства и христианской этики.
Автор выражает свою благодарность всем членам группы, которые помогли ему в формулировке проблем.
48 См. гл II данной книги.
49 Max Weber, The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism (transl. by T.Parsons: London, 1930).
Имеется в виду «Summa theologiae», основной труд средневекового философа и теолога Фомы Аквинского.
51 Этика мировоззрения (нем.). - Прим. пер.
52 См. Max Weber, «Politik als Beruf» (переизд. в его Gesammelte Politische Schriften, Munchen, 1921, S. 441 ff.).
53 Этика ответственности (нем.). - Прим. пер.
54 Стремление, усилие [франц.]. -Прим. пер.
55 В моей ideology and Utopia: An Introduction to the Sociology of Knowledge (London and New York, 2nd, ed., 1939) я попытался показать самоочевидные основания различных подходов к истории и политике. См. особенно гл. "Prospects of Scientific Politics".
56 См. Max Weber, The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. (London,1930).
57 Петенизм (Петен - французский маршал, капитулировавший перед Германией). -Прим. пер.
58 Режим избранных (франц.). - Прим. пер.
59 Alfred Weber, "Prinzipielles zur Kultursoziologie", in Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, vol. 47.
60 Сила инерции (лат.).-Прим. пер.
61 Парадигма: образец, пример (Оксфордский словарь английского языка) «Парадигматический опыт» в нашем контексте означает тот решающий основной опыт, который должен раскрывать смысл жизни в целом. Этот опыт так глубоко запечатлевается в нашем сознании, что создает своего рода шаблон, в который вливается весь наш остальной опыт.
62 Естественном праве (лат.). - Прим. пер.
63 Мировоззрение (нем.).-Прим. пер.
64 В этом смысле приспособление отсутствует тогда, когда поведение не соотносится с ситуацией, если оно не пытается решить конфликты, создаваемые окружающей средой. Но именно это как раз и происходит, если человек находится в плену ортодоксальности и действует в соответствии с установленной моделью независимо от изменений, происходящих вокруг него. Конечно, реакция ухода или уклонения от чего-либо может быть формой адекватного приспособления, пока она представляет собой приспособление, основанное на том, что по-немецки называется Auseinandersetzung (критическое рассмотрение, спор, полемика, дискуссия, стычка). Можно перефразировать удачное замечание современного писателя: «Даже голуби на Трафальгарской площади приспосабливаются к находящейся на ней Национальной галерее», однако вопрос состоит в том, адекватно ли это приспособление и соответствует ли оно реальной цели данного предмета.
65 Значение этой проблемы еще не исследовано. Я попытался сделать это на р. 79-86 в оригинале настоящей книги.
66 Якоб Буркхардт говорил об «исконных образах», а К.-Г. Юнг -«архетипах», оба они использовали понятие, введенное Св.Августином (см. C.G. Jung. Two Essays on Analytical Psychology (London, 1928); The Integration of Personality (London, 1940); Psychological Types (London,
[570]
1933). Для нашей цели вовсе не обязательно задавать вопрос о том, были ли эти понятия переданы по наследству через поколения, или же надо ввести гипотезу наличия коллективного бессознательного опыта. (Фрейд признает только существование личного бессознательного опыта.) Для нас более важно доказать наличие этих понятий в истории нашего культурного развития, а также проанализировать выполняемую ими социальную функцию и указать на брешь, которая появится в случае их исчезновения.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) - американский инженер и исследователь, разработал теорию организации и стандартизации труда на основе принципа материальной заинтересованности.
68 Лейтмотив (нем.). -Прим. пер.
89 Новое (лат.}. - Прим. пер.
Разум, рассудок, зд.рационализм (лат.}. -Прим. пер.
71 Кому это выгодно (лат.).-Прим. пер.
72 Первичными группами в терминологии Кули являются семья, соседи и деревенская община. См. р. 17-18 в оригинале настоящей книги.
73 Преимущественно, прежде всего {лат.}.- Прим. пер.
74 См. E.Y. Hartshorne, German Youth and the Nazi Dream (New York and Toronto, 1941).
75 См. р. 119-120 в оригинале настоящей книги.
76 Народ (нем.). -Прим. пер.
77 Сначала живи, потом философствуй (лат.). - Прим. пер.
78 Плыть необходимо, жить не необходимо (лат.). - Прим. пер.
79 Max Weber, op. cit.
80 Другой подход намечен в главе V этой книги, где исследуются эксперименты группового анализа.
81 См. «The Workers'lncentive in a Planned Society», in Labour Discussion Notes, No. 26 (London, September 1941). Предложения, содержащиеся в данной статье, были использованы в данном списке. Дальнейший вклад в исследование этой проблемы содержится в работах R.G.Valentine, «The Human Element in Production», in American Journal of Sociology, vol. 22, No 4; H.W.Hess, «Human Aspects of Business in the New Consumption Era», in Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 165. См. также E.Mayo, The Human Problems of an Industrial Civilization (New York, 1933); J.N.Whitehead, Leadership in a Free Society (Cambridge, Mass., 1936).
82 См.соответствующую главу в моей работе Man and Society in an Age of Reconstruction, pp. 265 - 327.
83 JAHobson, Work and Wealth (New York and London, 1914).
[571]