Этика родительских отношений
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с ребенка: авторитарный, демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.
Этика межличностных отношений
Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность ― основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружба-компанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и «счастье». Разные представления о счастье у разных людей: материальный достаток; карьера; семья.
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола. Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки непростительны для человека.
Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в молодой семье.
Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка.
Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь с родителями.
Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение домашнего хозяйства.
Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвращение возникновения конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями Гражданского законодательства.
Этика производственных (деловых) отношений
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.
Деловой стиль одежды.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Пояснительная записка
Цель изучения физической культурына завершающем этапе получения образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит в подготовке их к самостоятельной жизни на основе повышения уровня психофизического развития и совершенствования индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития.
Задачи:
― развитие и совершенствование основных физических качеств;
― обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;
― овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности.
― создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни;
― воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.
Теоретические сведения
Требования к выполнению утренней гигиенической гимнастики. Причины нарушения осанки. Питание и двигательный режим школьника. Распорядок дня.
Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.
Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы.
Гимнастика
Теоретические сведения. Фланг, интервал, дистанция.
Виды гимнастики в школе. Виды гимнастики: спортивная, художественная, атлетическая, ритмическая, эстетическая. Правила соревнований по спортивной гимнастике. Практическая значимость гимнастики в трудовой деятельности и активном отдыхе человека.
Практический материал:
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):
упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками;большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений;упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.
Легкая атлетика
Теоретические сведения.
Фаза прыжка в длину с разбега.
Значение ходьбы для укрепления здоровья человека, основы кроссового бега, бег по виражу.
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практическая значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека.
Практический материал:
Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности.
Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат».
Толкание набивного мяча. Метание нескольких малых мячей в 2-3 цели. Метание деревянной гранаты.
Лыжная и конькобежная подготовки
Лыжная подготовка
Теоретические сведения.
Лыжная подготовка как способ формирования прикладных умений и навыков в трудовой деятельности человека. Лыжные мази, их применение. Занятия лыжами в школе. Значение этих занятий для трудовой, деятельности человека. Правила соревнований по лыжным гонкам.
Практический материал.
Сочетание различных видов лыжных ходов на слабопересеченной местности.
Конькобежная подготовка
Теоретические сведения.
Аэродинамические характеристики тела человека и их значение для определения положения бегуна в пространстве при передвижении на коньках. Техника бега по прямой и на поворотах.
Влияние занятий конькобежным спортом на организм человека, его профессионально-трудовую подготовку. Правила заливки льда; основы самоконтроля на занятиях на коньках. Сведения о технике бега по прямой и на поворотах.
Практический материал.Стойка конькобежца.Бег по прямой. Бег по прямой и на поворотах. Вход в поворот. Свободное катание. Бег на время.
Подвижные игры
Практический материал.
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием; на лыжах и коньках; с переноской груза.
Спортивные игры
Баскетбол
Теоретические сведения.Санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом.
Упрощенные правила игры в баскетбол; права и обязанности игроков; предупреждение травматизма. Правила игры в баскетбол (наказания при нарушениях правил). Влияние занятий баскетболом на профессионально-трудовую подготовку учащихся; правила судейства. Оформление заявок на участие в соревнованиях. Баскетбол и специальная Олимпиада.
Практический материал.
Тактические приемы атакующего против защитника. Ловля мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед. Ведение мяча с обводкой препятствий. Броски мяча в корзину в движении снизу от груди. Подбирание отскочившего от щита мяча. Учебная игра по упрощенным правилам. Захват и выбивание мяча в парах. Ведение мяча шагом и бегом с обводкой условных противников. Передача мяча в движении бегом в парах, бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Штрафной бросок. Зонная защита.
Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.
Волейбол
Теоретические сведения.Наказания при нарушении правил игры. Влияние занятий по волейболу на профессионально-трудовую деятельность; судейство игры, соревнований. Оформление заявок на участие в соревнованиях. Волейбол и Специальная Олимпиада.
Практический материал.
Стойка и перемещения волейболиста. Передача мяча сверху двумя руками над собой и передача мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Нижняя прямая подача. Прыжки с места и с шага в высоту и длину. Прием и передача мяча сверху и снизу в парах после перемещений Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление). Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Многократный прием мяча снизу двумя руками. Блокирование нападающих ударов.
Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.
Настольный теннис
Теоретические сведения.Парные игры. Правила соревнований.Тактика парных игр.
Экипировка теннисиста. Разновидности ударов.
Практический материал.Одиночные и парные учебные игры. Тактические приемы в парных играх.
Хоккей на полу
Теоретические сведения.Тактика командной игры. Наказания при нарушениях правил игры.
Практический материал.Игры против соперника, перемещение вправо и влево. Занятие правильного положения (центральный нападающий, крайний нападающий, защитник). Наказания при нарушениях правил игры.
Совершенствование всех приемов игры. Командные соревнования — учебные игры.
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
Пояснительная записка
Цельюизучения предмета«Профильный труд» в X-XII классах является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с современным производством и требованиями предъявляемыми им к человеку;
― совершенствование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в производительном труде;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в профессиональной деятельности;
― коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного общения, профессионального поведения и проч.;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
― развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Примерное содержание
Программа по профильному труду X-XII в классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов по реализуемым профилям трудового обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора Организацией того или иного профиля обучения.
Материалы используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: инструменты ручного и механизированного труда. Первоначальные знания устройства, функций, назначения бытовой техники и промышленного оборудования. Подготовка к работе инструментов и наладка оборудования, ремонт, хранение инструмента. Качество и производительность труда. Формирование готовности к работе на современном промышленном оборудовании.
Технологии изготовления предмета труда: Разработка технологических карт изготовления предметов труда. Самостоятельное чтение технологических карт и изготовление предметов по ним. Совершенствование основных профессиональных операций и действий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. Выполнение стандартных заданий с элементами самостоятельности. Самостоятельное изготовление зачетных изделий.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.