Этика родительских отношений

Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и родственные от­но­шения. Ролевые и социальные функции членов семьи.

Значение родителей в жизни ребенка.

Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с ребенка: авторитарный, демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую жизнь.

Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.

Этика межличностных отношений

Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.

Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность ― основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружба-компанейство.

Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы разрешения.

Этические правила в отношениях друзей.

Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и «счастье». Разные представления о счастье у разных людей: материальный достаток; карьера; семья.

Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола. Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.

Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.

Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки непростительны для человека.

Этика взаимоотношений юноши и девушки.

Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в молодой семье.

Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка.

Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь с родителями.

Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение домашнего хозяйства.

Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Пре­до­т­в­ра­ще­ние возникновения конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями Гражданского законодательства.

Этика производственных (деловых) отношений

Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.

Деловой стиль одежды.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Пояснительная записка

Цель изучения физической культурына завершающем этапе получения образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит в подготовке их к самостоятельной жизни на основе повышения уровня психофизического развития и совершенствования индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития.

Задачи:

― развитие и совершенствование основных физических качеств;

― обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;

― овладение основами доступных видов спор­та (легкой атлетикой, гим­на­с­ти­кой, лы­жной подготовкой и др.) в со­от­ве­т­ствии с возрастными и психофи­зи­че­с­ки­ми особенностями обу­ча­ю­щих­ся;

― коррекция недостатков познава­тель­ной сферы и пси­хо­мо­тор­ного раз­ви­тия; развитие и совер­ше­н­с­твование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности.

― создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни;

― воспитание нра­в­с­т­ве­нных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.

Теоретические сведения

Требования к выполнению утренней гигиенической гимнастики. Причи­ны нарушения осанки. Питание и двигательный режим школьника. Распорядок дня.

Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических уп­ражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.

Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.

Здоровый образ жизни и занятия спортом после оконча­ния школы.

Гимнастика

Теоретические сведения. Фланг, интервал, дистанция.

Виды гимнастики в школе. Виды гимнастики: спортивная, художественная, атлетиче­ская, ритмическая, эстетическая. Правила соревнований по спортивной гимнастике. Прак­тическая значимость гимнастики в трудовой деятельности и активном отдыхе человека.

Практический материал:

Построения и перестроения.

Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):

упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и паль­цев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; формирования и укрепления правильной осанки.

Упражнения с предметами:

с гимнастическими палками;большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений;упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.

Легкая атлетика

Теоретические сведения.

Фаза прыжка в длину с разбега.

Значение ходьбы для укрепления здоровья человека, ос­новы кроссового бега, бег по виражу.

Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.

Практическая значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека.

Практический материал:

Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности.

Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат».

Толкание набивного мяча. Метание нескольких малых мячей в 2-3 цели. Метание деревянной гранаты.

Лыжная и конькобежная подготовки

Лыжная подготовка

Теоретические сведения.

Лыжная подготовка как способ формирования при­кла­д­ных умений и навыков в трудовой деятельности человека. Лыжные мази, их при­ме­не­ние. Занятия лыжами в школе. Значение этих занятий для трудовой, деятельности человека. Пра­вила соревнований по лыж­ным гонкам.

Практический материал.

Сочетание различных видов лыжных ходов на слабопересеченной местности.

Конькобежная подготовка

Теоретические сведения.

Аэродинамические характеристики тела человека и их значение для определения положения бегуна в пространстве при передвижении на коньках. Техника бега по прямой и на поворотах.

Влияние занятий конькобежным спортом на организм че­ловека, его профессионально-трудовую подготовку. Правила заливки льда; основы самоконтроля на занятиях на коньках. Сведения о технике бега по прямой и на поворотах.

Практический материал.Стойка конькобежца.Бег по прямой. Бег по прямой и на поворотах. Вход в поворот. Свободное катание. Бег на время.

Подвижные игры

Практический материал.

Коррекционные игры;

Игры с элементами общеразвивающих упражнений:

игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием; на лыжах и коньках; с переноской груза.

Спортивные игры

Баскетбол

Теоретические сведения.Санитарно-гигиени­ческие требования к занятиям баскетболом.

Упрощенные правила игры в баскетбол; права и обязан­ности игроков; предупреждение травматизма. Правила игры в баскетбол (наказания при нарушениях правил). Влияние занятий баскетболом на профессионально-тру­довую подготовку учащихся; правила судейства. Оформление заявок на участие в соревнованиях. Баскетбол и специальная Олимпиада.

Практический материал.

Тактические приемы атакующего против защитника. Ловля мяча двумя руками с последующим ведением и ос­тановкой. Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед. Ведение мяча с обводкой препят­ствий. Броски мяча в корзину в движении снизу от груди. Подбирание отскочившего от щита мяча. Учебная игра по упрощенным правилам. Захват и выбивание мяча в парах. Ведение мяча шагом и бегом с обводкой условных противников. Передача мяча в движении бегом в парах, бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Штрафной бросок. Зонная защита.

Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.

Волейбол

Теоретические сведения.Наказания при нарушении правил иг­ры. Влияние занятий по волейболу на профессионально-тру­довую деятельность; судейство игры, соревнований. Оформление заявок на участие в соревнованиях. Волейбол и Специальная Олимпиада.

Практический материал.

Стойка и перемещения волейболиста. Передача мяча свер­ху двумя руками над собой и передача мяча снизу двумя ру­ками на месте и после перемещения. Нижняя прямая подача. Прыжки с места и с шага в вы­соту и длину. Прием и передача мяча сверху и снизу в парах после перемещений Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление). Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Многократный прием мяча снизу двумя руками. Блокирование нападающих ударов.

Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.

Настольный теннис

Теоретические сведения.Парные игры. Правила соревнований.Тактика парных игр.

Экипировка теннисиста. Разновид­ности ударов.

Практический материал.Одиночные и парные учебные игры. Такти­ческие приемы в парных играх.

Хоккей на полу

Теоретические сведения.Тактика командной игры. Наказания при нарушениях правил игры.

Практический материал.Игры против соперника, перемещение вправо и влево. Занятие пра­вильного положения (центральный нападающий, крайний на­падающий, защитник). Наказания при нарушениях правил игры.

Совершенствование всех приемов игры. Командные соревнования — учебные игры.

ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД

Пояснительная записка

Цельюизучения предмета«Профильный труд» в X-XII классах является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.

Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:

― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

― ознакомление с современным производством и требованиями предъявляемыми им к человеку;

― совершенствование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в производительном труде;

― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в профессиональной деятельности;

― коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного общения, профессионального поведения и проч.;

― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

― развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Примерное содержание

Программа по профильному труду X-XII в классах определяет со­де­р­жа­ние и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов по реализуемым профилям трудового обучения.

Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора Организацией того или иного профиля обучения.

Материалы используемые в трудовой деятельности. Перечень ос­нов­ных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые про­мы­ш­ленностью и проч.).

Инструменты и оборудование: инструменты ручного и механизированного тру­да. Первоначальные знания устройства, функций, назначения бытовой техники и промышленного оборудования. Подготовка к работе инструментов и наладка оборудования, ремонт, хранение инструмента. Качество и производительность труда. Формирование готовности к работе на современном промышленном оборудовании.

Технологии изготовления предмета труда: Разработка технологических карт изготовления предметов труда. Самостоятельное чтение технологических карт и изготовление предметов по ним. Совершенствование основных профессиональных операций и действий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. Выполнение стандартных заданий с элементами самостоятельности. Самостоятельное изготовление зачетных изделий.

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, за­п­ре­ты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при про­ве­де­нии работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального по­ве­дения.

Наши рекомендации