Тезаурус основных терминов и понятий, используемых в проекте.
Модель организации образовательной деятельности дает интегральное представление о структуре, содержании, разнообразии форм и условий реализации образовательной программы дошкольного учреждения, с учетом особенностей развития и преемственности ведущих видов деятельности в каждый возрастной период, направленной на обеспечение права каждого ребенка на качественное образование. Модель организации образовательной деятельности является основой реализации целей и задач образовательного процесса, осуществляемой всеми его участниками.
Модель организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения – уменьшенное воспроизведение, образ, схема фиксирующая целевые ориентиры, содержательно-организационные процессы образования детей дошкольного возраста с учетом их потребностей и возможностей в развитии, в соответствии с целями и задачами дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения – нормативно-управленческий документ, характеризующий ценностно-целевые ориентиры, специфику содержания образования, методы воспитания и развития детей дошкольного возраста; особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в детском саду, содержание инновационных преобразований педагогической системы дошкольной образовательной организации; потребности воспитанников детского сада, их родителей, с учетом государственных требований, в течение определенного временного пространства, подходов к оценке результата образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Проект (от лат. projektus - буквально, брошенный вперед) - 1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2. Предварительный текст какого-либо документа. 3. Замысел, план.
Проект- это предприятие (намерение), которое, в значительной степени характеризует неповторимость условий в их совокупности.
Проект – взаимосвязанный набор мероприятий и процессов, основная цель которого – реализация масштабной задачи. Его главные атрибуты – наличие сроков исполнения, ресурсы, миссия. Реализация проекта может быть подсчитана количественно, а также качественно (поставленные цели достигнуты либо провалены).
Проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Ресурс – 1. возможность, к которой можно прибегнуть при необходимости (Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный). 2. запас или источник средств. (Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка).
Ресурсный центр представляет собой структурный комплекс, включающий информационные, кадровые, учебно-методические ресурсы, обеспечивающий подготовку педагогических кадров, способных осуществить качественное дошкольное образование детей. Ресурсный центр призван мобильно и эффективно реагировать на актуальные потребности сферы современного дошкольного образования, запросы и интересы заказчиков образовательных услуг.
Сетевая форма реализации образовательных программ (Сетевое взаимодействие) – это совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Совместная образовательная программа - образовательная программа, разработанная и реализуемая совместно двумя или более образовательными или иными организациями, которые принимают обучающегося в рамках сетевой формы реализации образовательной программы.
Соглашение ( Договор) о сотрудничестве - согласование организациями,
участвующих в сетевом взаимодействии, целей и задач сотрудничества в области сетевого взаимодействия, периода обучения, учебных дисциплин, содержания и трудоемкости в зачетных единицах учебных планов или их отдельных частей (модулей или дисциплин) и других вопросов, необходимых для сетевого взаимодействия в каждом конкретном случае.
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Введение
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение доступности и качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
Обеспечение высокого качества дошкольного образования в условиях перехода на федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) соответствующего социальным потребностям ГО Красноуфимск, на основе повышения эффективности деятельности ДОО, на наш взгляд, можно достичь, организовав деятельность муниципального Ресурсного центра.
Ресурсный центр призван мобильно и эффективно реагировать на актуальные потребности сферы современного дошкольного образования, запросы и интересы заказчиков образовательных услуг.
Помимо этого, основой деятельности муниципального Ресурсного центра на базе МКДОУ детский сад 8 является формирование и распространение банка ресурсов по развитию сетевой формы реализации образовательной программы дошкольного образования.
Данное направление деятельности было спроектировано из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников и неорганизованных детей в образовательных и иных услугах.
Общая инновационная направленность настоящего проекта состоит в обеспечении повышения эффективностидошкольного образования в условиях введения ФГОС средствами сетевого взаимодействия различных учреждений (сетевых партнеров) по реализации образовательной программы ДОО.
В связи с вышеизложенным, возникает противоречие в необходимости повышения эффективностидошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО и недостаточной разработанностью и апробированностью путей решения проблемы в процессе сетевого взаимодействия различных учреждений (сетевых партнеров).
Проблема:Отсутствие оптимальной Модели сетевой формы реализации образовательной программы ДООкак условия качества введения ФГОС ДО.
Объект исследования –условия качества введения ФГОС ДО.
Предмет –организация деятельности муниципального Ресурсного центра «Модель сетевой формы реализации образовательной программы как условие качества введения ФГОС ДО».
Цель проекта:
· Апробация и распространения эффективного опыта работы МКДОУ детский сад 8 по реализации образовательной программы в форме сетевого взаимодействия.
· Формирование банка ресурсов по развитию сетевой формы реализации ООП ДОО в городском округе Красноуфимск.
Задачи проекта:
· повышение эффективности деятельности образовательной организации через совершенствование содержания и структуры образования, форм, технологий и методов обучения при использовании возможностей сетевого взаимодействия организаций городского округа Красноуфимск;
· создание условий для развития кадрового потенциала педагогических и руководящих работников;
· совершенствование материально-технического и программно-методического обеспечения в соответствии с ФГОС ДО;
· повышение конкурентоспособности ДОО на рынке образовательных услуг;
· обобщение и распространение положительного опыта реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений;
· обеспечение доступности информации по данному направлению деятельности для участников образовательных отношений городского округа Красноуфимск.
Гипотеза:Повышению эффективностидошкольного образования способствует апробация Модели реализации образовательной программы ДОО в форме сетевого взаимодействия различных учреждений (сетевых партнеров), а также формирование и распространение банка ресурсов в данном направлении деятельности.
Структура проекта:
Проект рассчитан на 2,5 года.
1 этап. Реализация проекта в части разработки и апробирования Модели сетевой формы реализации образовательной программы как условия качества введения ФГОС ДО рассчитана на 6 месяцев (март– август 2014 г.).
Задачи:
1. Выявление, изучение эффективного опыта и формирование банка информации по сетевому взаимодействию образовательных организаций города.
2. Выявление и учет потребностей образовательной среды и совершенствование содержания и структуры образования, форм, технологий и методов обучения при использовании возможностей сетевого взаимодействия учреждений города.
3. Разработка и апробация модели реализации образовательной программы в форме сетевого взаимодействия различных учреждений.
4. Совершенствование материально-технического и программно-методического обеспечения.
5. Организация курсов повышения квалификации педагогов ДОО в рамках модели.
6. Осуществление мониторинга образовательных результатов ДОО.
2 этап - Организация деятельности муниципального Ресурсного центра «Модель сетевой формы реализации образовательной программы как условие качества введения ФГОС ДО» на базе МКДОУ детский сад 8» рассчитана на 2 года (сентябрь 2014 г. – август 2016 г.).
Задачи:
1. Разработка нормативно – правой базы деятельности Ресурсного центра, ежегодное планирование работы Ресурсного центра.
2. Обеспечение ресурсных работ, создание условий для развития кадрового потенциала.
3. Организация мониторинговых исследований и регулирование деятельности Ресурсного центра.
4. Публикация материалов (методических разработок, тезисов, статей); подготовка и проведение семинаров, практикумов, методических консультаций для потребителей услуг Ресурсного центра.
5. Организация контрольно-аналитических мероприятий по результатам деятельности Ресурсного центра.
6. Разработка информационно-методических рекомендаций по реализации Модели для потребителей услуг Ресурсного центра.
Проект реализуется на нескольких организационных уровнях:
Таблица 1.
Уровень реализации | Потребитель (участник) |
Персональный (индивидуальный) уровень | Ребенок, педагог, родители |
Групповой уровень | Группы детского сада, воспитатели групп, родители воспитанников |
Общий (учрежденческий) уровень | Администрация ДОУ, Педагогический совет МКДОУ детский сад 8 |
Социальный уровень | Муниципальные учреждения образования, учреждения здравоохранения, культуры и спорта |
Административный уровень | Управление образования ГО Красноуфимск |
· на индивидуальном уровне: развитиеиндивидуальных способностей воспитанников, удовлетворение потребностей участников образовательных отношений;
· на уровне учреждения: создание условий для развития детей в различных видах деятельности, организация деятельности (нормативно-правовое, кадровое, материально-техническое, учебно-методическое обеспечение); освоение педагогами новых технологий воспитания и развития детей; создание индивидуальных планов, дополнительных образовательных программ деятельности педагогов ДОУ;
· на уровне образовательного пространства города: координация и соорганизация инициатив в рамках данного проекта; организация циклов семинаров с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.