Основных понятий и терминов

Абсолют —безусловное, единое, бесконечное и совершенное духовное первоначало всего сущего (в религиозно-идеалистической философии – бог, мировой разум, идея и т.п.).

Агностицизм(от греч. а – отрицание и gnosis – знание) — учение, полностью или частично отрицающее возможность достоверного познания окружающего мира. Представители: Д. Юм, И. Кант.

Аксиология(от греч. axia – ценность) — философское исследование природы ценностей.

Антропология философская (от греч. anthropos – человек) — философское учение о человеке, его происхождении, сущности, смысле существования и т.д.

Антропосоциогенез— процесс формирования человека как вида и общества как способа организации совместной деятельности.

Антропоцентризм— тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Биосфера(от греч. bios – жизнь) — земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, населенная живыми организмами или имеющая следы их пребывания.

Бытие — предельно общее философское понятие, обозначающее все существующее.

Вера— признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, в силу субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах. В. является универсальным свойством человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения человека.

Время — коренная форма бытия, выражающая длительность процессов и последовательность смены состояний.

Всеединство — распространенный в русской философии конца XIX – начала ХХ в. онтологический и этико-гносеологический принцип, означающий органическую целостность Бога, природы и человека, синтез религии, науки и философии в поиске истины.

Гипотеза(от греч. hipothesis – основа, предположение) – форма знания в виде предположения, требующего проверки, доказательства.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности (экологических, демографических, технических и др.), затрагивающих как мир в целом, так и его регионы, непосредственно связанных с его существованием, требующих для своего эффективного разрешения концентрации усилий всего человечества в различных областях деятельности.

Гносеология(от греч. gnosis – знание) — философское учение о познании (его целях, принципах, методах, границах, формах).

Движение— изменение бытия, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний. Является важнейшим атрибутом существования материи.

Деизм(от лат. deus – бог) — религиозное и философское учение, признающее существование Бога, но отвергающее идею его вмешательства в земные дела человека.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) — переход от общего к частному; в более специальном смысле — метод мышления, процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посылок) к их следствиям (заключениям). Если посылки Д. истинны, то истинны и ее следствия.

Детерминизм(от лат. determinare – определять) — философское учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Противоположно индетерминизму.

Диалектика(от греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) — учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Основными положениями являются идеи о связи и изменчивости всего существующего, борьбе противоположностей как источнике развития, их единстве и переходе друг в друга.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

Духовность— высший уровень развития личности, когда основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся нравственные императивы, ценности знания, творчества, происходит отказ от узколичных материальных потребностей и эгоизма.

Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности, ее неадекватное отражение. З. следует отличать от лжи.

Закон — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Закономерность — совокупность устойчивых по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении системы.

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека, позволяющее достигать намеченных целей.

Идеализм— философское направление, объединяющее учения, признающие первичным началом идею, мысль, сознание. Идеализм можно подразделить на объективный и субъективный.

Индукция(от лат. inductio – наведение) — форма мысли, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему, а также вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В логике И. называют умозаключение, позволяющее из наличия какого-либо признака у части предметов данного класса делать вывод о присутствии этого признака у всех его предметов.

Интерпретация (от лат. interpretatio – истолкование, разъяснение) — приписывание информации смысла и значения.

Интуиция(от лат. intueri – пристально смотреть) — форма познания, когда реальность постигается непосредственно, в отвлечении от показаний органов чувств.

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) — направление в философии, выдвигающее на первое место внерациональные источники познания (воля, интуиция, созерцание, воображение, инстинкт и т.д.).

Истина — объективное, логически непротиворечивое, достоверное знание о действительности.

История философии — наука о развитии философского знания, становлении философского мировоззрения.

Картина мира— целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Выделяют обыденный, религиозный, научный, философский типы К.м.

Категория— форма осознания в понятии всеобщих способов отношения человека к миру, отражающая наиболее устойчивые и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Культура(от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) — деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности.

Космоцентризм — тип мировоззрения, характерный для ранней греческой натурфилософии, рассматривающей космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Личность— человеческий индивид в многообразии его социальных качеств (взглядов, способностей, потребностей, интересов и т.п.), формирующихся в процессе деятельности и общественных отношений.

Логос(от греч. logos) — термин философии, означающий «слово» (или «высказывание», «речь») и «мысль», а также причину. В древнегреческой философии Л. — космический закон бытия, душа космоса, источник сотворенных вещей в инертной материи; в христианской философии — синоним Слова Божьего. В некоторых течениях современной идеалистической философии — «смысл» (понятие, причина, основание) вещи или события.

Материя— объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отражаемая им.

Материализм(от лат. materials – вещественный) — философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу. Идейно и духовно противостоит идеализму. Материя, согласно материалистическому подходу, первична, объективна, несотворима и неуничтожима.

Метафизика (от греч. meta physika – «после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности. К М. относят онтологию и космологию – осмысление мироздания. В XIX в., в связи с развитием диалектики, М. также стали называть противоположный способ миропонимания, отвергающий целостность мира, связь старого и нового, имманентную, а не внешнюю природу движения, восходящий характер развития бытия, единство абсолютного и относительного в знании и т.д.

Метод — способ теоретического или практического освоения действительности.

Методология— совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

Мировоззрение— система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

Миф (от греч. muphos – слово, речь, предание) — специфический тип мировосприятия, соответствующий коллективному наглядно-образному (синкретическому) представлению о мире древних людей. Главная функция мифа — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

Монизм(от греч. monos – один, единственный) — философское учение, исходящее из признания одной субстанции. Выделяют материалистический и идеалистический М.

Мораль(от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, привычкам) — один из основных типов нормативной регуляции человеческих действий, основанный на личных убеждениях и воздействии общественного мнения. Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои. Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать.

Мышление — высшая форма активного (понятийного и образного) отражения реальности, связанная с обобщением и способами опосредованного познания действительности.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией, которой является выработка и теоретическая систематизация объективных и обоснованных знаний о мире.

Научно-техническая революция — начавшаяся в середине XX в. перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Составные части НТР: увеличение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования; повышение эффективности производства; электронизация, комплексная автоматизация, информатизация производства; производство синтетических материалов; использование новых видов энергии; ускоренное развитие биотехнологии; освоение космического пространства.

Нация(от лат. natio – племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Неклассическая философия— совокупность различных течений западно-европейской философии втор. пол. XIX – ХХ вв., исходящих из убеждения о необходимости изменения предмета философии и ее методологии в связи с теми или иными обстоятельствами социальной эволюции (чаще всего – развитием науки). Н.Ф. знаменовала собой большее внимание к проблеме человека, попытку увидеть человека во всей сложности его многогранной натуры.

Общество— сложная система исторически сложившихся форм организации совместной деятельности людей, их социальных связей и отношений,культурных норм и ценностей.

Объективный идеализм— философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала. Представители: Платон, Гегель.

Объяснение — форма знания, главной целью которого выступает выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с определением причин, условий, источников его развития и механизмов их действия.

Онтология(от греч. ontos – существующее) — учение о бытии, т.е. устройстве мира, его первоначале, формах.

Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии – материализму или идеализму.

Пантеизм (от греч.pan – всё и theos – бог) — учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Различают натуралистический П. (представители – стоики, Д. Бруно, Б. Спиноза), наделявший природу божественными свойствами, и мистический П. (представители – Н. Кузанский, Я. Бёме), растворявший природу в боге.

Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Политика (от греч. politike – искусство управления государством) — деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти.

Понимание— присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета.

Право— нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Система норм, принятых или санкционированных государством, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение.

Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) — основополагающая истина, руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности; внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.

Природа— окружающий мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, объективная реальность, естественная среда обитания человека.

Проблема(гносеологическая) — форма знания, состоящая в теоретическом осмыслении гносеологического противоречия, требующего разрешения; «знание о незнании».

Провиденциализм(от лат. providencia – божественная сила, высший промысел) — положение о том, что Бог управляет созданным им миром, событиями человеческой истории и судьбой отдельных людей.

Прогресс (от лат. progressus – движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположно регрессу.

Пространство— форма сосуществования объектов и процессов, характеризующая их структурность и протяженность.

Рационализм(от лат. ratio – разум) — целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. Чувственное познание, с точки зрения рационализма, ведет к недостоверному знанию.

Революция (от лат. revolutio – поворот, изменение) — коренное качественное изменение, скачок в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (утверждение нового социального строя), в познании (появление новых форм, принципов познания, смена господствующих теорий и т.д.).

Религия(от лат. religio – благочестие, святость) — система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов и групп, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемых в определенных социальных нормах, обычаях, поведении.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) — умственная деятельность, направленная на осмысление своих собственных знаний и действий.

Русская идея— результат интерпретации национального самосознания в самобытной русской идеалистической философии. При многообразии конкретных трактовок Р.и., ключевым моментом везде выступает положение о духовном лидерстве России, наличии у русского народа всемирно-исторической миссии по сохранении христианских этических принципов и нравственному преображению человечества, созданию справедливого общества всеобщего братства.

Синергетика(от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) — научно-философская теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Система(от греч. systema – составленное из частей, соединенное) — множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое.

Сознание— высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении.

Соборность— один из господствующих принципов русской философии середины XIX – начала ХХ в., означающий духовное единство членов общества, свободу совести на основе абсолютных ценностей.

Социализация(от лат. socialis – общественный) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социокультурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

Социальная общность— реально существующая совокупность людей, возникшая естественным путем под влиянием определенных природных и социальных условий, в которых протекает их совместная жизнедеятельность. Выделяют этнические, сословно-кастовые, классовые, территориальные С.о.

Социальная структура— совокупность относительно устойчивых, исторически сложившихся социальных групп и общностей людей, их закономерных связей и отношений.

Социальная философия— раздел философии, связанный с целостным осмыслением общественного бытия, исследованием общества во взаимодействии всех его сторон, разработкой принципов социального познания.

Социальный институт— устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей, посредством которых реализуются их общие потребности и интересы.

Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Способ производства— исторически определенный способ добывания материальных благ. Является единством двух неразрывно связанных сторон: 1) производительных сил – системы субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение к природе; 2) производственных отношений – совокупности материальных экономических отношений в процессе производства.

Субстанция(от лат. substantia – сущность) — философская категория, служащая для обозначения первоосновы бытия, единства всех его форм.

Субъективный идеализм— направление в философии, утверждающее, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что Я (субъект познания) воспринимает их чувствами, ощущениями. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Р. Авенариус.

Сфера общественной жизни— подсистема общества, охватывающая ряд сходных по содержанию общественных отношений и социальных институтов, связанных с удовлетворением близких потребностей. Выделяют материально-производственную (экономическую), социальную (гуманитарную), политико-правовую и духовную (культурную) С.о.ж.

Сциентизм(от лат. scientia и англ. science – знание, наука) — направление в философии, абсолютизирующее положительное значение науки в материальной и духовной деятельности человечества. Противоположностью С. выступает антисциентизм.

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности и итог этой деятельности.

Теизм (от греч. theos – бог) — религиозное учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, воздействующего на все материальные и духовные процессы. Противоположностью Т. выступает атеизм.

Теория— система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.

Теоцентризм— тип мировоззрения, рассматривающий Бога как творца мира, Абсолютную личность и высшую ценность, познание как откровение.

Техника (от греч. techne – искусство, мастерство) — совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности.

Умозаключение— форма мысли, посредством которой получается новое суждение на основе одного или нескольких ранее принятых.

Факт(от лат. factum – сделанное, совершившееся) — форма эмпирического познания, состоящая в отражении в человеческом познании посредством языка какого-либо фрагмента реальности; знание, достоверность которого не вызывает сомнений.

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) — одна из форм общественного сознания, особого рода мировоззрение, стремящееся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира и бытия, существования человека в нем.

Философия истории– область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и методологией исторического познания.

Футурология (от лат. futurum – будущее) — в широком значении –совокупность представлений о будущем Земли и человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, прогнозирование будущего, главным образом путем экстраполяции существующих тенденций эволюции природы и общества.

Ценность— выраженное в определенном понятии специфически социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее его положительное или отрицательное значение для человека и общества. Служит объектом человеческих интересов, выполняет роль ориентиров в предметной и социальной действительности.

Цивилизация(от лат. civilis – гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества. В узком смысле под Ц. может пониматься материальная часть культуры, исторический или региональный тип культуры (напр., рабовладельческая Ц., китайская Ц.), общество, противоположное первобытному и др.

Человек — биосоциальное существо, обладающее сознанием, субъект социальной деятельности и культуры.

Экзистенция(от лат. exsistentia – существование) — внутриличностное бытие человека, невыразимое в логике; поток переживаний, психических состояний, поисков собственной сущности.

Экология (от греч. oikos – жилище, дом, имущество) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экономика(от греч. oikos и nomos – правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Главная функция Э. состоит в том, чтобы удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов, создавать блага, необходимые для жизнедеятельности.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. Противоположностью эмпиризма является рационализм.

Эстетика(от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) — учение о прекрасном, закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Этика(от греч. ethos – привычка, нрав) — учение, изучающее происхождение, сущность, эволюцию и функции морали.

Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, хранения и передачи информации, управления человеческим поведением.

Приложение 3.

ВОПРОСЫ

Наши рекомендации