Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития
Социальная адаптация развивающейся личности во многом основывается на речевом общении и взаимодействии. Наличие у ребенка речевых нарушений затрудняет его коммуникативное поведение.
Анализ литературы как отечественных, так и зарубежных авторов в определении понятий «язык» и «речь» показывает единство их взглядов: «речь - психофизиологическая основа для реализации функций вербального общения» (дыхание, голос и артикуляция), а «язык - это лингвистика, использующая речь для коммуникации» (В.И. Бельтюков, В.М. Солнцев, Т.Н. Ушакова и др.). При этом язык и речь исследователи предлагают рассматривать в совокупности как аналитико-синтетическую рече-языковую деятельность.
Основными функциями речи в психическом развитии ребенка исследователи называют:
1) коммуникативную - речь как средство общения, которая про
ходит три этапа: довербальный (складываются условия, обеспечи
вающие овладение речью в последующем); понимание простейших
высказываний взрослых и произношение первых собственных слов;
речевое общение;
2) обобщающую - речь как средство мышления, «орудие абстрак
ции»;
3) регулирующую - речь как средство планирования деятельно
сти и поведения.
Нарушение одной или всех функций речи неизбежно влечет сбой в психическом развитии ребенка.
Для правильной оценки характера и степени речевого нарушения необходимо знать: как развивается речь в норме, какие анатомо-физиологические механизмы лежат в ее основе.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Основными анатомо-физиологическими механизмамиее являются:
• целостность и сохранность всех структур мозга;
• сформмрованность слуховой, зрительной и моторной систем;
• скоординированная работа мышц дыхательного, голосового и
артикуляционного отделов речевого аппарата;
• совместная синхронная работа многих зон коры правого и .ле
вого полушарий мозга;
• согласованная деятельность речеслуховой и речедвигателыюй
зон, которые расположены в доминантном (левом для правшей) по
лушарии мозга.
Для формирования нормальной речи необходимо соблюдение следующих^условий:
• сохранная центральная нервная система;
• наличие нормального слуха и зрения (сохранность слухового и
зрительного анализаторов);
• активное речевое общение («взрослый - ребенок»; «ребенок -
взрослый»).
Исследования Т.Н. Ушаковой, посвященные изучению вопроса о наследственной^ и социальной обусловленности речи, позволили сформулировать некоторые принципы развития ранней детской речи и определить роль наследственного фактора. Исследователь отмечает, что речевой механизм новорожденного в первом периоде его жизни управляется унаследованной программой, обеспечивающей функции эмоций в форме двигательных, в том числе голосовых, проявлений, и наследственная программа сохраняет свое значение на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 2,5-6 лет. Ее действие направлено на осуществление механизма аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого речевого материала, формирования грамматических структур и динамических стереотипов.
Подчеркивая роль наследственного фактора в раннем речевом развитии, автор отмечает, что у людей «говорящими» бывают мимика, пантомимика, общее двигательное поведение. В субъективном плане активность, направленная на оречевление некоторого содержания, находящегося в сознании, представляет собой намерение высказаться, т.е. интенцию. Интенциопалыюя активность 1 имеет врожденный характер, формы ее проявления одинаковы у новорожденных по всему миру независимо от типа усваиваемого (языка.
При наличии всех необходимых условий речь в своем формировании проходит ряд этапов, каждый из которых имеет свои качественные характеристики (табл. 2.3). Качество каждого последу-i ющего этапа зависит от результатов предыдущего.
Таблица 23
Этапы развития речи
Этап развития речи | Характеристика речи |
Самая ранняя стадия (мирная полонима года жизни) | Вокализация, гуление, лепет (постепенное приближение лепета к звукам родного языка) |
Вторая половина года ЖИЗНИ | Появление условных рефлексов на словесные раздражители |
К одному году жизни | Понимание значения многих слов, начало произношения первых слов |
После полутора лет | Появление простой фразы, се постепенное усложнение (фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи) |
К 3 годам | Сформированность основных лсксико-грамматиче-ских конструкций обиходной речи (переход к овладению развернутой фразовой речью) |
К 5 годам | Развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией |
К 5-6 годам | Начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу |
Следующий этан (н условиях обучения) | Овладение письменной формой речи |
В развитии речевой функции, также как и в психическом развитии, исследователи выделяют критические периоды, характеризующиеся качественными новообразованиями: 1)1-2 года; 2) 3 года; 3) 6-7 лет.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Для правильного понимания и оценки уровня речевого развития дошкольника используют «Схему системного развития нормальной речи», предложенную А.Н. Гвоздевым. Выделенные компоненты языка рассматриваются в качестве условного эталона нормы. Так, автор предлагает выделять ряд этапов развития речи дошкольника.
1. «Односложное предложение»: ребенок пользуется только от
дельными аморфными (не имеющими формы) словами.
2. «Предложения из аморфных слов-корней»: ребенок использу
ет фразы из 2-4 аморфных слов без изменения их грамматической
формы.
3. «Первые формы слов»: в речи ребенка появляются граммати
чески правильно оформленные предложения типа «мама спит, си
дит и т.д.», при этом остальные слова аграмматичны.
4. «Усвоение флексийной системы языка» (системы окончаний):
ребенок широко пользуется словами с правильными окончаниями,
но в речи полностью отсутствуют правильно оформленные предло
жения.
5. «Усвоение служебных частей речи»: ребенок владеет фразовой
речью и в некоторых случаях умеет строить предложные конструк
ции с правильным использованием окончаний и предлогов.
6. «Усвоение морфологической системы языка»: ребенок поль
зуется фразовой речью, умеет строить предложные конструкции,
иногда затрудняясь в использовании окончаний и предлогов.
Таким образом, речь в своем развитии проходит ряд взаимосвязанных этапов, механизмы речи связаны с деятельностью коры головного мозга, иерархической по своему строению, каждое из звеньев которой вносит свой вклад в характер речевой деятельности.