Тема 1: «Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме и при дизартрии»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЗО 2 КУРСА РАЗДЕЛ «ДИЗАРТРИЯ»

Составитель: Степкова О.В.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ (лекции – 16 часов)

Тема № 1 «Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме и при дизартрии» (2 часа)

Организация центральной регуляции движений. Строение центральной и периферической нервной системы. Топографическая карта головного мозга. Локализация функций в коре и подкорковых отделах мозга, их роль в организации движений.Характеристика произвольных и непроизвольных движений. Понятие о тонусе. Формирование двигательной стереотипии.Строение периферического речевого аппарата. Роль мышечной системы в работе органов периферического речевого аппарата.Речевая артикуляция как образец высшего уровня развития произвольных движений. Формирование речедвигательной стереотипии. Речевое дыхание как энергетическая основа устной речи. Формирование в онтогенезе артикуляторно-дыхательной координации в процессе устной речи.

Основные понятия: центральная регуляция движений, центральная нервная система, периферическая нервная система, двигательный стереотип, речедвигательная стереотипия, артикуляторно-дыхательная координация, тонус нервно-мышечный, центральный и периферический парез (паралич), арефлексия.

Тема № 2 «Дизартрия. Краткая история изучения дизартрических расстройств. Определение и симптоматика (речевая и неречевая) дизартрии. Этиология дизартрии. Классификации дизартрий» (4 часа)

Краткие исторические сведения по проблеме изучения дизартрических расстройств. Анализ современных представлений о дизартрии. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Причины (пренатальные, натальные и постнатальные) дизартрии. Речевая (нарушение звукопроизношения, нарушение просодической стороны речи, нарушение фонематических процессов, нарушение лексико-грамматической стороны речи, нарушение чтения и письма) и неречевая (нарушение двигательной сферы, нарушение эмоционально-волевой сферы, нарушение целого ряда психических процессов, нарушение познавательной деятельности, своеобразие личности, нарушение артикуляции, дыхания и мышечного тонуса) симптоматика дизартрии. Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре: спастичность, паретичность, дистония. Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Апраксия. Дискоординационные расстройства артикуляционного аппарата. Гиперкинезы – чрезмерные непроизвольные насильственные движения. Виды гиперкинезов. Отличие гиперкинезов от синкинезий. Классификации (по степени выраженности и степени понятности, по проявления, по локализации поражения) дизартрий.

Основные понятия: спастичность, паретичность, дистония, гипотония, оральная апраксия, гиперкинезы, синкинезии, тремор, дискоординационные расстройства, просодические расстройства, атрофия мышц, атония.

Тема № 3 «Формы дизартрии: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, корковая, мозжечковая дизартрия» (2 часа)

Форма дизартрии.Очаг поражения мозга. Патогенез дизартрии. Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности).

Бульбарная форма дизартрии. Парез мышц голосовых складок. Паралич мышц глотки и небной занавески. Поражение ядер подъязычного нерва. Поражение тройничного и лицевого нерва.

Псевдобульбарная форма дизартрии. Спастическая и паретическая формы псевдобульбарной дизартрии.

Мозжечковая форма дизартрии.

Корковая форма дизартрии. Афферентная корковая дизартрия (постцентральная апраксическая дизартрия). Эфферентная корковая дизартрия (премоторная апраксическая дизартрия).

Экстрапирамидная форма дизартрии (подкорковая). Ригидная и гиперкинетическая формы экстрапирамидной дизартрии.

Основные понятия: псевдобульбарная, бульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая дизартрии, спастичность, паретичность, дистония, гипотония, оральная апраксия, гиперкинезы, синкинезии, тремор, дискоординационные расстройства, просодические расстройства, атрофия мышц, атония, афферентная и эфферентная формы, кинетическая и кинестетическая апраксии, афагия, дисфагия, гипо- и гиперметрия, гиперсаливация.

Тема № 4 «Стертая дизартрия» (4 часа)

Общая характеристика и этиология стертой дизартрии. Неречевая (нарушение неврологического статуса, нарушение двигательной сферы, нарушение рефлекторной сферы, нарушение речевой моторики, особенности психического статуса) и речевая (нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи, нарушение фонематических процессов, нарушение лексико-грамматической стороны речи) симптоматика дизартрии.

Тема № 5 «Обследование детей с дизартрией» (2 часа)

Схема и методика сбора анамнеза. Анализ данных медицинского заключения о неврологическом статусе ребенка. Характеристика структурно-содержательных моделей обследования речи и неречевых процессов у детей с дизартрией. Анализ схем и методик обследования: кинестетического и кинетического праксиса; общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики, строения и движений артикуляционного аппарата; произносительной стороны речи (звукопроизношения, голосообразующей и дыхательной функций как базы для реализиции интонационных компонентов и образование звуков в речевомакте, ритмоинтонационной сферы, звуко-слогового структурирования слов); фонематического слуха; навыков фонемного анализа и синтеза слов; лексико-семантической и грамматической сторон речи; связной (устной и письменной) речи: навыков письма и чтения; оптико-пространственной ориентации; восприятия, внимания, памяти, мыслительно-логических процессов; эмоционально-волевой сферы. Анализ и интерпретация материалов обследования с привлечением данных нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии, лингвистики, психолингвистики. Ориентация обследования на выяснение механизмов нарушения речи, дифференциальную диагностику, формулировку выводов коррекционно-методического характера.

Тема № 6 «Основные направления коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии» (2 часа)

Методики коррекционной работы в различные возрастные периоды и при различной степени проявления дефектов двигательной, психической и речевой сферы детей с дизартрией. Принципы коррекционно-педагогического воздействия. Этапы работы. Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики; артикуляционная работа). Развитие общего и речевого дыхания. Преодоление нарушений голосообразования. Формирование ритмоинтонационной и звукопроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией. Логопедический массаж.

Основные понятия: осмотр, пальпация; сегментарный, точечный (БАТ), зондовый массаж; поглаживание плоскостное, поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное; растирание прямолинейное, спиралевидное, щипцеобразное, круговое, штрихование; разминание продольное и поперечное; вибрация, поколачивание, пунктирование.

Псевдобульбарная дизартрия.

Спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений. Дискуссионные вопросы выделения признаков псевдобульбарной дизартрии

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у взрослого человека. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Сохранность внутренней речи, лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения.

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у детей. Особенности раннего речевого и психомоторного развития ребенка. Характер вторичных нарушений: ФФН, ОНР, нарушения письменной речи.

Бульбарная дизартрия.

Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных).

Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц периферического речевого аппарата у взрослого человека. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков.

Корковая дизартрия.

Дискуссионные вопросы выделения признаков корковой дизартрии. Варианты корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи при различных вариантах корковой дизартрии (эфферентной, афферентной формах)

Мозжечковая дизартрия.

Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия. Связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Характер нарушений звукопроизносительной стороны речи. Сочетание неречевых проявлений.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1.Выписать из «Понятийно-терминологического словаря логопеда /под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997» в тезаурус: «псевдобульбарная, бульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая дизартрии», «тонус», «спастичность», «паретичность», «дистония», «атрофия мышц», «атония», «рефлексия», «мышечные синергии», «афферентная и эфферентная формы», «синкинезии», «гиперкинетическая и ригидная формы».

2.На основании изучения специальной литературы, заполните следующую таблицу. Сравнительная характеристика основных проявлений различных форм дизартрии.

Виды дизартрий Симптомы
параличи и парезы апраксия гиперкинезы атаксия спастичность
Корковая          
Экстрапирамидная          
Псевдобульбарная          
Бульбарная          
Мозжечковая          

ЛИТЕРАТУРА:

1. Винарская Е. Н., Шур С. Н. Нарушения звуковой системы речи при бульбарной дизартрии взрослых. //Очерки по патологии речи и голоса /Под ред. Ляпидевского. М., 1969. С. 128-136.

2. Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии/Хрестоматия по логопедии. – Т.1. – С. 268-285.

3. Ипполитова М.В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом /Особенности речевого и умственного развития учащихся с церебральным параличом. – М., 1989. с.4-22. / Хрестоматия по логопедии. – Т.1. – С. 254-262.

4. О.В.Правдина Клинические формы дизартрии/ Логопедия. – М., 1973.

5. Токарева О.А. Дизартрия //Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского. М., 1969. С.144-156.

6. Логопедия: учеб.пособие /Под ред. Л.С. Волковой. - 3-е изд. - М., 1998.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЗО 2 КУРСА РАЗДЕЛ «ДИЗАРТРИЯ»

Составитель: Степкова О.В.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ (лекции – 16 часов)

Тема № 1 «Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме и при дизартрии» (2 часа)

Организация центральной регуляции движений. Строение центральной и периферической нервной системы. Топографическая карта головного мозга. Локализация функций в коре и подкорковых отделах мозга, их роль в организации движений.Характеристика произвольных и непроизвольных движений. Понятие о тонусе. Формирование двигательной стереотипии.Строение периферического речевого аппарата. Роль мышечной системы в работе органов периферического речевого аппарата.Речевая артикуляция как образец высшего уровня развития произвольных движений. Формирование речедвигательной стереотипии. Речевое дыхание как энергетическая основа устной речи. Формирование в онтогенезе артикуляторно-дыхательной координации в процессе устной речи.

Основные понятия: центральная регуляция движений, центральная нервная система, периферическая нервная система, двигательный стереотип, речедвигательная стереотипия, артикуляторно-дыхательная координация, тонус нервно-мышечный, центральный и периферический парез (паралич), арефлексия.

Тема № 2 «Дизартрия. Краткая история изучения дизартрических расстройств. Определение и симптоматика (речевая и неречевая) дизартрии. Этиология дизартрии. Классификации дизартрий» (4 часа)

Краткие исторические сведения по проблеме изучения дизартрических расстройств. Анализ современных представлений о дизартрии. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Причины (пренатальные, натальные и постнатальные) дизартрии. Речевая (нарушение звукопроизношения, нарушение просодической стороны речи, нарушение фонематических процессов, нарушение лексико-грамматической стороны речи, нарушение чтения и письма) и неречевая (нарушение двигательной сферы, нарушение эмоционально-волевой сферы, нарушение целого ряда психических процессов, нарушение познавательной деятельности, своеобразие личности, нарушение артикуляции, дыхания и мышечного тонуса) симптоматика дизартрии. Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре: спастичность, паретичность, дистония. Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Апраксия. Дискоординационные расстройства артикуляционного аппарата. Гиперкинезы – чрезмерные непроизвольные насильственные движения. Виды гиперкинезов. Отличие гиперкинезов от синкинезий. Классификации (по степени выраженности и степени понятности, по проявления, по локализации поражения) дизартрий.

Основные понятия: спастичность, паретичность, дистония, гипотония, оральная апраксия, гиперкинезы, синкинезии, тремор, дискоординационные расстройства, просодические расстройства, атрофия мышц, атония.

Тема № 3 «Формы дизартрии: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, корковая, мозжечковая дизартрия» (2 часа)

Форма дизартрии.Очаг поражения мозга. Патогенез дизартрии. Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности).

Бульбарная форма дизартрии. Парез мышц голосовых складок. Паралич мышц глотки и небной занавески. Поражение ядер подъязычного нерва. Поражение тройничного и лицевого нерва.

Псевдобульбарная форма дизартрии. Спастическая и паретическая формы псевдобульбарной дизартрии.

Мозжечковая форма дизартрии.

Корковая форма дизартрии. Афферентная корковая дизартрия (постцентральная апраксическая дизартрия). Эфферентная корковая дизартрия (премоторная апраксическая дизартрия).

Экстрапирамидная форма дизартрии (подкорковая). Ригидная и гиперкинетическая формы экстрапирамидной дизартрии.

Основные понятия: псевдобульбарная, бульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая дизартрии, спастичность, паретичность, дистония, гипотония, оральная апраксия, гиперкинезы, синкинезии, тремор, дискоординационные расстройства, просодические расстройства, атрофия мышц, атония, афферентная и эфферентная формы, кинетическая и кинестетическая апраксии, афагия, дисфагия, гипо- и гиперметрия, гиперсаливация.

Тема № 4 «Стертая дизартрия» (4 часа)

Общая характеристика и этиология стертой дизартрии. Неречевая (нарушение неврологического статуса, нарушение двигательной сферы, нарушение рефлекторной сферы, нарушение речевой моторики, особенности психического статуса) и речевая (нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи, нарушение фонематических процессов, нарушение лексико-грамматической стороны речи) симптоматика дизартрии.

Тема № 5 «Обследование детей с дизартрией» (2 часа)

Схема и методика сбора анамнеза. Анализ данных медицинского заключения о неврологическом статусе ребенка. Характеристика структурно-содержательных моделей обследования речи и неречевых процессов у детей с дизартрией. Анализ схем и методик обследования: кинестетического и кинетического праксиса; общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики, строения и движений артикуляционного аппарата; произносительной стороны речи (звукопроизношения, голосообразующей и дыхательной функций как базы для реализиции интонационных компонентов и образование звуков в речевомакте, ритмоинтонационной сферы, звуко-слогового структурирования слов); фонематического слуха; навыков фонемного анализа и синтеза слов; лексико-семантической и грамматической сторон речи; связной (устной и письменной) речи: навыков письма и чтения; оптико-пространственной ориентации; восприятия, внимания, памяти, мыслительно-логических процессов; эмоционально-волевой сферы. Анализ и интерпретация материалов обследования с привлечением данных нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии, лингвистики, психолингвистики. Ориентация обследования на выяснение механизмов нарушения речи, дифференциальную диагностику, формулировку выводов коррекционно-методического характера.

Тема № 6 «Основные направления коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии» (2 часа)

Методики коррекционной работы в различные возрастные периоды и при различной степени проявления дефектов двигательной, психической и речевой сферы детей с дизартрией. Принципы коррекционно-педагогического воздействия. Этапы работы. Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики; артикуляционная работа). Развитие общего и речевого дыхания. Преодоление нарушений голосообразования. Формирование ритмоинтонационной и звукопроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией. Логопедический массаж.

Основные понятия: осмотр, пальпация; сегментарный, точечный (БАТ), зондовый массаж; поглаживание плоскостное, поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное; растирание прямолинейное, спиралевидное, щипцеобразное, круговое, штрихование; разминание продольное и поперечное; вибрация, поколачивание, пунктирование.

Тема 1: «Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме и при дизартрии»

ВОПРОСЫ:

1) Какие структуры мозга отвечают за центральную организацию движений?

2) Какие функции локализуются в корковых моторных центрах мозга, подкорковых образованиях, продолговатом мозге, ретикулярной формации, мозжечке? Дайте им характеристику.

3) Повреждение каких мозговых структур дает картину периферического (центрального) паралича или пареза?

4) Что характерно для клинической картины периферического (центрального) паралича или пареза?

ИНФОРМАЦИЯ:

  1. Организация центральной регуляции движений. Топография головного мозга:

- лобная доля (кора г.м.), ее функции в организации двигательных механизмов речи;

- подкорковая область, ее функции и анатомическое строение;

- ствол мозга;

- ретикулярная формация;

- черепно-мозговые ядра и их нервы и состояния при их поражении;

- функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и артикуляции.

  1. Спастический паралич (парез).
  2. Вялый паралич (парез).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Зарисуйте в тетради схемы пирамидного пути, ядер черепно-мозговых нервов, иннервирующих органы речи, типов дизартрии. Для выполнения задания воспользуйтесь следующими пособиями: К-П Беккер, М. Совак Логопедия. – М., 1981, С.С. Ляпидевский Невропатология. – М., 2000, Л.О. Бадалян «Детская неврология». – М., 1998, М.А.Поваляева «Справочник логопеда». – Ростов-на Дону, 2001.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М., 1998.

2. Ляпидевский С.С. Невропатология. - М., 2000.

3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Р-на-Д, 2001

4. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.

Наши рекомендации